Материалы к итоговому уроку русской литературы в 5-м классе

- 10:10II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Задачи: обобщить знания учащихся по изученным произведениям, по теории литературы; создать условия для развития навыка внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, речи учащихся.

Ольга НЕСТЕРЕНЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Осовецкая средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область

 

 

Цель урока: систематизация и обобщение изученного материала по русской литературе (І часть).

Задачи:

– образовательная – обобщить знания учащихся по изученным произведениям, по теории литературы;
– развивающая – создать условия для развития навыка внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, речи учащихся;
– воспитательная – содействовать повышению интереса учащихся к чтению художественной литературы.

Оборудование: мультимедийный проектор.  

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков.

Эпиграф: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» (М.Горький).

 

І Организационный этап

Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи.

Притча о чтении книг

«Когда-то у одного великого учителя было много учеников. Один из них как-то подошел к нему с вопросом: «Для чего я читаю? Ведь большую часть из того, что я прочел, я попросту забыл».

Учитель в тот момент ничего не ответил своему ученику. Но спустя несколько дней он вручил ему очень грязное сито и попросил принести в нем воды из протекавшей неподалеку реки. Ученику эта мысль не понравилась, но он не посмел сказать об этом учителю, а потому отправился выполнять поручение.

Понятно, что у юноши ничего не получилось: он набирал в сито воду, но уже через несколько шагов обнаруживал, что она вся вытекла. В конце дня ученик пришел к своему учителю и сказал, что он не смог выполнить задание.

Однако учитель не был так категоричен. Он улыбнулся и попросил молодого человека внимательно посмотреть на сито: оно очистилось от грязи и выглядело как новое. Это случилось благодаря тому, что юноша в течение всего дня, несмотря ни на что, старался выполнить задание.

Затем учитель дал ответ на вопрос по поводу книг:… »

– Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец? (Ответы учащихся)

– А вот слова учителя: «В прошлый раз ты спросил меня, какова цель чтения, если ты не помнишь, что читаешь. Теперь посмотри на сито. Сито – это разум. Вода – знание. Река – книга. Даже если ты не помнишь все, о чем прочитал, ничего страшного! Ведь чтение делает ум острым».

 

ІІ Основной этап

Задание 1. Соотнесите автора и изображение:

А) В.Г.Короленко  Б) Х.К.Андерсен  В) А.В.Кольцов
Г) С.Я.Маршак      Д) Н.А.Некрасов  Е) А.С.Пушкин

Ключ:А6; Б2; В5; Г4; Д3; Е1.

 

Задание 2. Установите соответствие между понятием и его определением:

1) образное художественное определение;
2) группа стихов с одинаковым количеством строк, системой рифмовки и размером;
3) созвучие конечных слов или их частей в строке;
4) перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общих признаков;
5) слово или выражение, в котором один предмет (ситуация) уподобляется другому (другой);
6) чередование ударных и безударных слогов в стихе это:

А) метафора; Б) ритм; В) рифма;
Г) сравнение; Д) строфа; Е) эпитет.

Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б.

 

Задание 3. Заполните пропуски в таблице: 

Автор

Произведение

Главный герой (герои)

А.С.Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Царица, царь, царевна,королевич Елисей

С.Я.Маршак

Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев»

Старуха-мачеха, дочка, падчерица, королева, двенадцать месяцев

В.Г.Короленко

Повесть «Дети подземелья»

Вася, Валек, Соня, Маруся

Н.А.Некрасов

Стихотворение «Крестьянские дети»

Крестьянские дети, Влас

Х.К.Андерсен

Сказка «Снежная королева»

Кай, Герда, Снежная королева

 

Задание 4. Узнайте произведение по месту действия:

1. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками.
(В.Г.Короленко, «Дети подземелья»)

2. Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

3. Родители этих детей жили под самой крышей – в мансардах двух смежных домов, которые стояли так близко друг к другу, что кровли их почти соприкасались. Окна одной семьи смотрели на окна другой, а под окнами, вдоль стен обоих домов, тянулся желобок.
(Х.К.Андерсен, «Снежная королева»)

4. И вдруг открывается небольшая круглая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костёр. Вокруг костра сидят люди – кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем ещё юноши.
(С.Я.Маршак, «Двенадцать месяцев»)

5. Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришёл наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец.
(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

 

Задание 5. Соотнесите устарелые слова и их лексическое значение:

А) Будочник

1. Один из самых распространённых щипковых музыкальных инструментов в Древней Греции. У греков олицетворяет Вселенную, повторяя своей формой Небо и Землю.

Б) Светлица

2. Полицейский. Назывался так, потому что стоял обычно около узкой и высокой будки, покрашенной в белые и чёрные косые полосы.

В) Лачуга

3. Служанка для чёрной работы, жившая в сенях царского терема.

Г) Сенная девушка

4. Бедная хижина, небольшой и плохой дом.

Д) Кифара

5. В старину так называлась небольшая светлая комната в верхней части дома.

Ключ: А2, Б5, В4, Г3, Д1.

 

Задание 6. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы:

Ключ:

1. Царице, А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне…».
2. Троллю, Х.К.Андерсен, «Снежная королева»,.
3. Ивану-царевичу, Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
4. Соне, В.Г.Короленко, «Дети подземелья».
5. Падчерице, С.Я.Маршак, «Двенадцать месяцев».
6. Власу, Н.А.Некрасов, «Крестьянские дети».

 

Задание 7. По одежде определите, о каких месяцах из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» идёт речь:

1) два старика в белых мохнатых шапках и длинных шубах;
2) шестеро юношей в зелёных кафтанах, расшитых цветными узорами;
3) старик в белой шубе с чёрными полосками и белой шапке с чёрной опушкой;
4) пожилой человек в бурой одежде;
5) человек средних лет в золотисто-красном;
6) на пожилом человеке ржаво-коричневая одежда.

Ключ: 1) Декабрь, Январь; 2) Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август; 3) Февраль; 4) Октябрь; 5) Сентябрь; 6) Ноябрь

 

Задание 8. Объясните значение слов канцлер, глашатай, астролог, мантия, рескрипт, ходатайство (С.Я.Маршак, «Двенадцать месяцев»).

Ключ:

Канцлер – человек, занимающий высокую государственную должность.
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы.
Астролог – гадатель по звёздам, предсказатель судьбы.
Мантия – накидка или длинная одежда, надеваемая поверх платья.
Рескрипт – распоряжение.
Ходатайство – просьба.

 

Задание 9. Укажите, какой жанр фальклора имеет зачин и концовку, повтор эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета:

а) миф; б) потешка; в) сказка; г) былина; д) басня.

 

Задание 10. Назовите жанр, название которого происходит от греческого слова «сказание, предание» и в своей основе содержит вымысел, выдумку, нечто нереальное:

а) миф; б) потешка; в) сказка; г) былина; д) басня.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий