В материале представлен план-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по автоматизации звука [р] в словах и предложениях.
Диана КРАВЦОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 33 г. Мозыря»
Гомельская область
Тема занятия: Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.
Цель занятия: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.
Задачи занятия:
– совершенствовать артикуляционный уклад звука [р];
– закреплять произношение звука [р] в словах и предложениях;
– развивать умение координировать речь с движением.
Оборудование: зеркало; сказка «Весёлый Язычок»; визуально-ритмический круг с артикуляционными упражнениями; подставка для сказки; поднос с манной крупой; коктейльные трубочки; предметные изображения (ракета, радуга, робот, корзина, арбуз, барабан, помидор, светофор, веер, кукуруза, морковь, картошка, горох, черника, виноград, гранат, персик, груша, «Друзья Розы»); магнитная доска; магниты; поднос с цветными фишками; магнитный жезл; карточки-схемы «Ножки-ладошки»; кукла.
Ход занятия
1 Организационный этап
Учитель-дефектолог. Здравствуй! Как твоё настроение? Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнёмся им и подарим всем свое хорошее настроение. А ещё сегодня с нами на занятии будет заниматься девочка Роза. Девочка очень любит сказки. Она принесла нам интересную сказку про язычок.
2 Основной этап
2.1 Артикуляционная гимнастика
Учитель-дефектолог. Эта сказка с весёлыми картинками-упражнениями. Давай вместе прочитаем сказку и выполним артикуляционные упражнения для звука [р]. Упражнения выполняются перед зеркалом с контролем правильности выполнения. Каждое изображение в тексте – это символ определённого артикуляционного упражнения из комплекса специальных упражнений для правильной артикуляции звука [р]. Артикуляционные упражнения: лошадка, грибок, маляр, качели, вкусное варенье, чашечка.
Отыщи к каждому изображению в сказке предмет и силуэт. (Используется визуально-ритмический круг.)
Молодец!
2.2 Дыхательная гимнастика
Учитель-дефектолог. Девочка Роза очень любит рисовать. Она придумала и нарисовала предметы, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р].
Посмотри на поднос, картинки спрятались. Для того чтобы узнать, какие предметы нарисовала Роза, нам понадобится трубочка. Подуй в трубочку, и ты увидишь картинки. (Картинки засыпаны тонким слоем манки. Ребенку предлагается расчистить картинки и назвать предметы.)
Какие предметы нарисовала Роза? (Ракету, радугу, робота, корзину, арбуз, барабан, помидор, светофор, веер.)
Хорошо. Давай проговорим полным предложением. Следи за произношением – говори звук [р] четко и правильно.
Что нарисовала Роза? (Роза нарисовала ракету, Роза нарисовала радугу, Роза нарисовала робота, Роза нарисовала корзину, Роза нарисовала арбуз, Роза нарисовала барабан, Роза нарисовала помидор, Роза нарисовала светофор, Роза нарисовала веер.)
Ты очень хорошо справился с заданием!
2.3 Упражнение «Украсим пирог»
Учитель-дефектолог. Девочка Роза не только любит рисовать, но и готовить.
Посмотри на доску, как ты думаешь, что мы будем готовить? (Пирог.) Верно. Давай вместе с Розой приготовим пирог. На подносе размещены картинки с начинками для пирога. Но на них осыпались цветные фишки, и совсем не разобрать, что на картинках. Для того чтобы узнать, какие начинки на картинках, нам понадобится магнитный жезл. Собери магнитным жезлом цветные фишки и назови предметы на картинках.
Что изображено на картинках? (Кукуруза, морковь, картошка, горох, черника, виноград, гранат, персик, груша.)
Отлично. Прикрепи картинки на доску и проговори полным предложением. Следи за произношением – говори звук [р] четко и правильно.
Какой пирог мы приготовили с Розой? (Мы с Розой приготовили кукурузный пирог, мы с Розой приготовили морковный пирог, мы с Розой приготовили картофельный пирог, мы с Розой приготовили гороховый пирог, мы с Розой приготовили черничный пирог, мы с Розой приготовили виноградный пирог, мы с Розой приготовили гранатовый пирог, мы с Розой приготовили персиковый пирог, мы с Розой приготовили грушевый пирог.)
Умница!
2.4 Физкультминутка «Ножки-ладошки»
Учитель-дефектолог. Давай поиграем. Посмотри на карточки-схемы. На них изображены ножки и ладошки. Выложи по схеме ножки и ладошки. Я буду тебе говорить начало рифмовки (слоги), а ты договори конец – сначала последнее слово, в следующий раз целую строку. На каждый слог ты выполняешь действие по схеме. (На ножки – наступаешь левой/правой ногой, на ладошки – кладёшь левую/правую ладонь.)
Слушай внимательно, повторяй и выполняй действия.
Ар – Ар – Ар – летит воздушный шар;
Ор – Ор – Ор – красный помидор;
Ру – Ру – Ру – быстро скачет кенгуру;
Ры – Ры — Ры – закружились комары.
Здорово!
2.5 Упражнения «Друзья Розы»
Учитель-дефектолог. Роза хочет тебя познакомить со своими друзьями. Она принесла фотографию своих друзей. Давай внимательно посмотрим на фотографию.
Это Юра. Как ты думаешь, чем он любит заниматься? (Юра любит рисовать красками.)
А это Рома. Чем он любит заниматься? (Рома любит играть в футбол.)
Это Ира. Чем она любит заниматься? (Ира любит танцевать балет.)
Это Марина. Чем она любит заниматься? (Марина любит ухаживать за садом.)
Это Борис. Чем он любит заниматься? (Борис любит играть в шахматы.)
Это Кира. Чем она любит заниматься? (Кира любит играть на рояле.)
Вот мы и познакомились с друзьями Розы. Ты правильно назвала увлечения друзей Розы! Молодец!
3 Заключительный этап
Наше занятие подошло к завершению.
Давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
Какое задание тебе понравилось больше всего?
Кто был в гостях на занятии?
Ты сегодня активно поработала на занятии, справилась со всеми упражнениями, внимательно меня слушала, четко и правильно произносила звук [р]. Роза очень довольна. И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами и те предметы, в названиях которых есть звук [р].
Спасибо тебе за занятие!