Город, в котором я живу. Конспект комплексного занятия с воспитанниками средней группы по образовательным областям «Изобразительное искусство» (конструирование) и «Ребёнок и общество»

- 15:09ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В ходе занятия дети будут учиться конструировать по образцу из разных деталей (кирпич, куб), различать виды конструирования.

 

Светлана СТАЛЬЧИНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область

 

Тема: Город, в котором я живу.

Программные задачи:

– знакомить с основными достопримечательностями Сморгони, обогащать представления о профессии строителя;
– обучать способам конструирования по образцу, конструировать из разных деталей (кирпич, куб), различать виды конструирования (по схеме);
– формировать умения анализировать образец постройки (выделять части, их пространственное расположение);
– развивать творчество, умение работать самостоятельно по заданной теме;
– воспитывать эмоционально-позитивное отношение к родине – месту, где родился;
– воспитывать желание участвовать в создании предметов рукотворного мира в процессе занятия конструированием, создавать законченные конструкции.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Мамина работа», Г.Люшнин «Строители», С.Баруздин «Строим дом», С.Михалков «Три поросенка», В.Маяковский «Кем быть». Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Строим дом», «Строители» и дидактических игр: «Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию».

Материал к занятию: конструктор Лего-дупло разного вида, демонстративный материал: Легоша (игрушка из лего), картинки с изображением домиков из сказки «Три поросёнка», кирпичный дом из лего, игрушки трех поросят, домики из соломы, веток, лего-дупло, фотографии с изображением красивых зданий и домов, фотографии города Сморгонь.

Материал для проведения опытов: солома, веточки.

 

Ход занятия

Дети входят в зал и выстраиваются в круг. Воспитатель предлагает им поприветствовать друг друга.

Воспитатель.

Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!

Ребята, вы слышите?.. Мне кажется, что кто-то здесь есть, посмотрите, пожалуйста, вокруг. Вы ничего не слышите? Непонятно … Что это за странная коробка. Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей) Да, ребята это наш Легоша.

Легоша. Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь.

Воспитатель. Какая беда с тобой произошла, Легоша?

Легоша. Мне надоело жить в коробке, я хочу новый современный дом, хочу так же, как и вы, жить в красивых домах. Беда в том, что строить современные дома я не умею.

Воспитатель. Не переживай, Легоша, мы тебе обязательно поможем, правда, ребята?

Легоша. Я слышал, что у нас в сказочном мире три поросёнка живут. Говорят, они красивые дома строят из разных материалов.

Воспитатель показывает игрушки трех поросят.

Воспитатель. Да, ребята, скажите, из какой они сказки? А как их звали? Автор? («Три поросенка». Сергей Михалков. Показываю книгу, или на экране). Я вам покажу, какие у нас поросята строители.

(На экране первый домик).  Взгляните, вот это первый домик, который построил Ниф-Ниф. Из чего он построен?

Дети. Из соломы

Воспитатель. Как вы думаете, солома подойдёт для строительства домика? Почему? Солома какая? 

Дети. Нет, не подойдет. Потому что солома легкая, ломкая, непрочная.

Воспитатель. Верно, солома – непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся. 

Экспериментальная деятельность 

Воспитатель предлагает детям сломать соломинку, подуть на неё.

Воспитатель. Что случилось с домом?

Дети. Он разлетелся.

На экране следующая картинка. Дом из веток.

Воспитатель. А вот этот домик построил другой поросёнок – Нуф-Нуф, из какого материала он построен?

Дети. Из веточек, прутиков и листьев.

Воспитатель. Как вы думаете, веточки и прутики – прочный материал?

Дети. Нет.

Воспитатель. Давайте проверим.

Экспериментальная деятельность

Воспитатель с детьми ломают веточку, дуют на неё. Сравнивает с первым материалом, с соломой.

Воспитатель. Можно использовать такой материал для строительства дома? Почему?

Дети. Нет нельзя, это непрочный материал.

Воспитатель. Ребята, может, вы мне подскажете, чей это домик? Как же звали самого мудрого поросенка? Какой он дом построил? Из чего?

Дети. Это домик Наф-Нафа, он простроил крепкий, кирпичный дом.  

Воспитатель. Правильно, Наф-Наф оказался самым сообразительным поросёнком, поэтому его домик оказался крепким и надёжным. Ребята, запомните, что в строительстве красота не главное.

Теперь мы рассказали, какие строители три поросёнка.

Ребята, из какого материала строят дома люди? Давайте разберемся. (На экране картинки домов из разного материала).

Люди давно научились возводить самые разнообразные дома из различных материалов. У меня есть картинки домов. Ваша задача – сказать, из чего построен каждый дом.

Панельный дом – его строят из бетонных плит.
Кирпичный дом – из кирпичей.
Стеклянный – из стекла.

Для вас новые слова: бетон, бетонный.

Воспитатель. Ребята, Легоша, наверное, впервые в нашем городе. Давайте познакомим его с достопримечательностями Сморгони.

(На экране фото города Сморгонь).

Воспитатель. Вам знакомы эти здания? Это наш город, вы догадались. Наша Сморгонь с каждым днём становится всё краше, появляются новые красивые здания и дома. Сначала поселение было маленькое, вот такое (показывает домики на экране). Но приезжали новые люди, образовывались новые семьи, они строили новые дома. Постепенно город разрастался и превратился в вот такой (показ изображений старых домов). Ну, а теперь наш город стал вот таким красивым (показ иллюстраций).

Цветет каштан, сирень
На улицах Сморгони,
Из окон полонез Огинского звучит,
Как в городе прекрасно!
Как птицы здесь трезвонят!
Историю наш город
С давних времен хранит.
Здесь празднует народ
Дожинки, хороводы.
Нам всем ее беречь!
Мы все одна семья!

Воспитатель. А кто строит дома? Чьим трудом всё это создано, кого мы должны благодарить за эту красоту?

Дети. Строителей.

Воспитатель. Профессия строителя действительно имеет огромное значение в нашей жизни. Какие же дома они должны строить?

Дети. Крепкие, надёжные, прочные, красивые, тёплые.

Воспитатель. Важным аксессуаром людей этой профессии принято считать каску. Скажите, зачем она нужна?

Дети. Она защищает голову от повреждений. 

Воспитатель. Правильно! Ведь работа строителей опасна и трудна! Не каждому по плечу она! Но вы, я уверена, справитесь! Для начала каждому из вас нужно вспомнить технику безопасности. (Надеваю каски детям). Для этого отвечайте на мои вопросы дружно.

Вокруг стройка – вот проблема
Мне нельзя туда без (шлема).
Я качу велосипед,
А на мне надет (жилет).
И значок болтается,
Как он называется? (Фликер)
Внимательным очень, сознательным будь
О безопасности ты (не забудь)

Ой, посмотрите, что это мы видим на экране? (Подъёмный кран) Для чего нужен подъёмный кран в городе? (Ответы детей).

Физминутка «Подъёмный кран»

Воспитатель. Что у меня в руках, посмотрите? (Деталь конструктора). Ребята, вспомним, как называется, эта деталь конструктора? (Кирпичики). А При помощи чего скрепляются детали кирпичиков? (Шипы) Чтобы наш дом из лего-кирпичиков получился крепким и прочным, что нужно сделать? Правильно соединять детали.

Мы сейчас станем настоящими строителями, и покажем Легоше, как строить дом. На столах лежат схемы, выберите себе, какая вам нравится, и постройте дом для Легоши! Ведь очень важно, чтобы дома были прочными, стены – надежными и крепкими, современным и неповторимым (речевая активность детей, дети называют прилагательные).

Гимнастика для глаз

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти.,
Влево посмотри, вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо –
Упражнение на славу.
И по кругу посмотрите,
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрыть руками.

Дети. За работу я возьмусь, сяду ровно, не согнусь!

Начинается стройка. Дети конструируют из конструктора лего-дупло по схемам. Педагог руководит «процессом стройки».

Подведение итогов

Воспитатель. Какой у тебя, (имя ребенка), получился дом, из каких деталей ты его построил? (Спросить всех детей).

Чем отличается твой дом от дома других ребят? Вы заметили, какие удивительные у вас постройки? Крепкие, красивые, оригинальные, все разные. И вы замечательно о них рассказали. Легоше они очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь? Вы были смелые, отважные, решительные, сообразительные – замечательные помощники. На вас можно положиться.

А вы себя за что можете похвалить?

В конце занятия дети читают стихотворения о своих постройках.

Кирпич к кирпичику пристроим –
Будем строить города.
Мы с конструктором любимым
Не скучаем никогда.
Наш конструктор самый лучший!
Собирается легко,
И название простое:
Мы зовем его «Лего»!

Дом построила из лего.
Получилась красота.
Ну, а Владимировна (заменить имя или отчество воспитателя), сказала,
Какая Поля (заменить имя ребенка) умница!

Воспитатель. Внимание! Наступает волнующий момент! Открытие нового микрорайона Сморгонь! Мы любим свой город и гордимся тем, что здесь живем. Ну что ж, наше занятие подошло к концу! Мы сегодня зарядились позитивом и хорошим настроением надолго!

Легоша. Ребята, вы сегодня очень потрудились на славу. И поэтому каждый из вас получает медали лего-строителей (Звучат фанфары, вручаются детям медали).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий