Тест содержит 20 заданий формата ЦЭ (ЦТ) и ответы к нему. Материал можно использовать при проведении обучающих или контрольных работ, а также на дополнительных занятиях при подготовке к ЦЭ (ЦТ).
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
1. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
А. Не только дочь помогает по дому, |
1. сложносочинённое предложение |
2. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
А. Счастье людей невозможно вне любви, |
1. сложносочинённое |
3. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
А. Когда собрались рыбаки, Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лед на полдень. |
1. сложноподчинённое предложение с однородным подчинением |
4. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1. На линии горизонта появились грозовые облака и приближающаяся буря казалась уже неотвратимой.
2. С тех пор экономические обстоятельства в стране сильно изменились и существенно повлияли на социальный статус ученых.
3. А море пело ласково, и волны звучали мелодично, словно оркестр исполнял колыбельную песню.
4. Петрович пытался объяснить ребятам, что если человек читает хорошую книгу, он словно общается с прекрасным.
5. Сегодня уже ясно, что многие проявления водной стихии непонятны исследователям и что важные вопросы остаются без ответа.
5. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1. Мать вошла к сыну, думая что тот проснулся, и раздвинула шторы.
2. Он сказал, что если будет свободен, мы встретимся.
3. Временами Маргарите начинало казаться, что часы сломались и что стрелки не движутся.
4. Когда какая-то машина на повороте ослепила окна фарами и в комнате стало светло, Кузьма проснулся.
5. Она не могла понять, почему я так долго и пристально разглядываю фотографии на стене и немного смутилась.
6. Какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)? [ ], и [ ].
1. Океан словно дремлет и тихо и ласково рокочет.
2. В тёмном небе ярко сверкали звёзды и мерцал тоненький серп молодого полумесяца.
3. Мы продолжая разговаривать незаметно оказались на набережной и не спеша пошли вдоль реки.
4. Молния светила шире и бледнее и раскаты грома уже были не так слышны.
5. Мычал привязанный к забору телёнок и слышался крик петуха.
7. Знаки препинания расставлены правильно в бессоюзных сложных предложениях:
1. Прилетели птицы: лес ожил.
2. Будешь уходить – дверь закрой.
3. Движение по осыпям всегда затруднительно: то ставишь ногу на ребро, то попадаешь в щели между камнями.
4. Служить бы рад– прислуживаться тошно.
5. По утрам она просыпалась с ощущением нетерпеливой радости: каждый день сулил только хорошее.
8. Знаки препинания расставлены правильно в бессоюзных сложных предложениях:
1. Архитектор точно знал, в местном музее можно найти старые фотографии графской усадьбы.
2. Солнце вышло из-за гор: туристы покинули лагерь.
3. В отчёте была указана причина падения конструкции: страховочный трос не выдержал нагрузки и порвался.
4. Теперь дверь невозможно было открыть: старый замок полностью заржавел.
5. Дождь прошёл – поливать огород не нужно.
9. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
1. Была назначена специальная комиссия, чтобы координировать и руководить новыми проектами.
2. Вспоминая о поездке, мне почему-то стало грустно.
3. Давно уже не было вестей от сына, и мать начала беспокоиться о нём.
4. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов.
5. Ирина спросила, что хочу ли я чаю.
10. Установите соответствие между предложениями и их схемами:
А. У этого человека всё большое: и могучее рослое тело, и рыжее крупное лицо, и английское пальто, и даже имя. |
1. [ ]: [ ]. |
11. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях и установите соответствие между столбцами:
А. Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу грусть. |
1. места |
12. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях и установите соответствие между столбцами:
А. Можно себе вообразить, сколько тут было слёз и радости. |
1. степени |
13. Установите соответствие между предложениями и их схемами:
А. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. |
1. [ ]: [ ]. |
14. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1. Вдруг я уловил, как в комнате слабо и жалобно запела струна и стал вслушиваться в тишину.
2. Тогда мне показалось, что это были просто красивые слова, но я не придал им особого значения.
3. Глубокая извилистая речка, из тёмных вод которой, наиболее удачливые рыболовы вытягивали не один десяток лещей,
протекала сразу за селом.
4. Паровоз прощально закричал и леса унесли его короткий крик в свои непролазные чащи.
5. Это кто такие и что им надобно?
15. Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ]: [ ].
1. Вы грозны на словах попробуйте на деле.
2. Охотники давно заметили утки целыми стаями делают по два больших перелёта за день.
3. Петька замолчал трудно спорить с дедом.
4. Был сильный туман рейс отменили.
5. Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее любовь к природе и способность в обыденном увидеть прекрасное.
16. Укажите сложные предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:
1. Ошеломлённый нелюбезным приёмом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад?
2. Василий Иванович сожалел о том, что никто раньше и не вздумал бы обращаться к помощи медицины и объявил, что спасения, увы, нет.
3. Пусть он перебирается в деревню или я же переберусь туда, но оставаться с ним в одном доме я больше не могу.
4. Эти озёра весьма странные: чем меньше озеро, тем оно глубже.
5. Красные стрекозы летали над травами, в воздухе столбами толклась надоедливая мошкара, облака медленно уходили в вышину и растворялисьв ней — всё это предвещало сухие и тёплые дни.
17. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Ивану Бунину приходилось много путешествовать(1)_ и(2)_ хотя писатель исколесил почти половину мира, он точно знал(3)_ лучшие его вещи написаны не о дальних странах, а о России, которую он тонко чувствовал(4)_ и любил всем сердцем(5)_ и душой.
18. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
В бинокль я увидел(1)_ вокруг расстилались ровные поля, но(2)_ если приглядеться(3)_ то на огромном сером пространстве(4)_ сливавшемся с пасмурным небом(5)_ можно было различить черепичные крыши ферм, изгороди, вершины деревьев.
19. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Дети очень хотели идти всей семьей(1)_ и сказали маме(2)_ что(3)_ если она не возражает(4)_ то пригласят в аквапарк и соседского парня(5)_ ему тоже хотелось искупаться.
20. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
А. Оказывается, нарушив напряжённую тишину, чуть слышно дрогнула струна арфы. |
1. простое осложнённое предложение |
Ответы
1. А4, Б2, В1, Г3
2. А1, Б4, В1, Г3
3. А2, Б1, В3, Г4
4. 2, 3, 5
5. 3, 4
6. 4, 5
7. 2, 3, 4, 5
8. 3, 4, 5
9. 2, 4
10. А6, Б3, В4, Г1
11. А3, Б1, В4, Г2
12. А2, Б1, В5, Г4
13. А6, Б3, В4, Г1
14. 2, 5
15. 2, 3
16. 1, 4, 5
17. 1, 2
18. 3, 4, 5
19. 2, 4
20. А1, Б6, В3, Г2