Тест «Сложное предложение». 11-й класс, повышенный уровень

- 14:55Подготовка к ЦЭ/ЦТ

Тест содержит 20 заданий формата ЦЭ (ЦТ) и ответы к нему. Материал можно использовать при проведении обучающих или контрольных работ, а также на дополнительных занятиях при подготовке к ЦЭ (ЦТ).

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

1. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Не только дочь помогает по дому,
но и сын делает тяжелую работу.
Б. То ли гречка цветёт, то ли речка течёт.
В. Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю.
Г. Он ходил на каждый урок, однако ничего не запоминал.

1. сложносочинённое предложение
с соединительным союзом
2. сложносочинённое предложение
с разделительным союзом
3. сложносочинённое предложение
с противительным союзом
4. сложносочинённое предложение
с сопоставительным союзом

2. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Счастье людей невозможно вне любви,
нет также смысла жить и без любви ответной.
Б. Солнце било в окно, и, когда он поднял голову, ему пришлось зажмуриться.
В. Если я не ошибаюсь, вы постоянная жительница Москвы и поэтому мы с вами сможем договориться.
Г. Многих интересует вопрос: что такое красота?

1. сложносочинённое
предложение
2. сложноподчинённое предложение
3. бессоюзное сложное предложение
4. сложное предложение
с разными видами связи

3. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Когда собрались рыбаки, Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лед на полдень.
Б. Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели.
В. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго.
Г. Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром.

1. сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
2. сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением
3. сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
4. сложноподчинённое предложение с комбинированным подчинением

4. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1. На линии горизонта появились грозовые облака и приближающаяся буря казалась уже неотвратимой.
2. С тех пор экономические обстоятельства в стране сильно изменились и существенно повлияли на социальный статус ученых.
3. А море пело ласково, и волны звучали мелодично, словно оркестр исполнял колыбельную песню.
4. Петрович пытался объяснить ребятам, что если человек читает хорошую книгу, он словно общается с прекрасным.
5. Сегодня уже ясно, что многие проявления водной стихии непонятны исследователям и что важные вопросы остаются без ответа.

5. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1. Мать вошла к сыну, думая что тот проснулся, и раздвинула шторы.
2. Он сказал, что если будет свободен, мы встретимся.
3. Временами Маргарите начинало казаться, что часы сломались и что стрелки не движутся.
4. Когда какая-то машина на повороте ослепила окна фарами и в комнате стало светло, Кузьма проснулся.
5. Она не могла понять, почему я так долго и пристально разглядываю фотографии на стене и немного смутилась.

6. Какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)? [ ], и [ ].

1. Океан словно дремлет и тихо и ласково рокочет.
2. В тёмном небе ярко сверкали звёзды и мерцал тоненький серп молодого полумесяца.
3. Мы продолжая разговаривать незаметно оказались на набережной и не спеша пошли вдоль реки.
4. Молния светила шире и бледнее и раскаты грома уже были не так слышны.
5. Мычал привязанный к забору телёнок и слышался крик петуха.

7. Знаки препинания расставлены правильно в бессоюзных сложных предложениях:

1. Прилетели птицы: лес ожил.
2. Будешь уходить – дверь закрой.
3. Движение по осыпям всегда затруднительно: то ставишь ногу на ребро, то попадаешь в щели между камнями.
4. Служить бы радприслуживаться тошно.
5. По утрам она просыпалась с ощущением нетерпеливой радости: каждый день сулил только хорошее.

8. Знаки препинания расставлены правильно в бессоюзных сложных предложениях:

1. Архитектор точно знал, в местном музее можно найти старые фотографии графской усадьбы.
2. Солнце вышло из-за гор: туристы покинули лагерь.
3. В отчёте была указана причина падения конструкции: страховочный трос не выдержал нагрузки и порвался.
4. Теперь дверь невозможно было открыть: старый замок полностью заржавел.
5. Дождь прошёл – поливать огород не нужно.

9. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1. Была назначена специальная комиссия, чтобы координировать и руководить новыми проектами.
2. Вспоминая о поездке, мне почему-то стало грустно.
3. Давно уже не было вестей от сына, и мать начала беспокоиться о нём.
4. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов.
5. Ирина спросила, что хочу ли я чаю.

10. Установите соответствие между предложениями и их схемами:

А. У этого человека всё большое: и могучее рослое тело, и рыжее крупное лицо, и английское пальто, и даже имя.
Б. Я присел за столик, попросил, чтобы мне принесли горячего чаю, и с нетерпением развернул газету.
В. Занавес поднялся, и зал вздрогнул от рукоплесканий: наконец все увидели своего кумира.
Г. Бывает так: мы читаем книгу, смотрим фильм или слушаем песню и приходим в восторг.

1. [  ]: [  ].
2. [  ], (  ).
3. [  ,(  ), ].
4. [  ], и [  ]: [  ].
5. [  ], (  ), и [  ].
6. [  ].

11. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях и установите соответствие между столбцами:

А. Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу грусть.
Б. Он падал, но, поднявшись, снова упорно шёл туда, где шумело море.
В. Времени всегда остаётся в обрез именно тогда, когда мы встречаемся с интереснейшими местами, людьми или явлениями.
Г. Я подбежал к окошку, чтобы посмотреть на наш широкий двор.

1. места
2. цели
3. изъяснительная
4. времени
5. причины

12. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях и установите соответствие между столбцами:

А. Можно себе вообразить, сколько тут было слёз и радости.
Б. Мы поймали рыбы столько, сколько никто и не ожидал.
В. Сколько бы ребята ни напрягали зрение, они не могли увидеть противоположный берег озера.
Г. Сколько радостных чувств я испытал, с тех пор как приобщился
к книгам!

1. степени
2. изъяснительная
3. причины
4. времени
5. уступки

13. Установите соответствие между предложениями и их схемами:

А.  Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. 
Б. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
В. Я устал, и мне захотелось отдохнуть: никогда так долго мы не были в дороге.
Г. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

1. [ ]: [ ].
2. [ ], ( ).
3. [  ,(  ), ].
4. [ ], и [ ]: [ ].
5. [ ], (  ), и [ ].
6. [ ].

14. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1. Вдруг я уловил, как в комнате слабо и жалобно запела струна и стал вслушиваться в тишину.
2. Тогда мне показалось, что это были просто красивые слова, но я не придал им особого значения.
3. Глубокая извилистая речка, из тёмных вод которой, наиболее удачливые рыболовы вытягивали не один десяток лещей,
протекала сразу за селом.
4. Паровоз прощально закричал и леса унесли его короткий крик в свои непролазные чащи.
5. Это кто такие и что им надобно?

15. Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ]: [ ].

1. Вы грозны на словах попробуйте на деле.
2. Охотники давно заметили утки целыми стаями делают по два больших перелёта за день.
3. Петька замолчал трудно спорить с дедом.
4. Был сильный туман рейс отменили.
5. Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее любовь к природе и способность в обыденном увидеть прекрасное.

16. Укажите сложные предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1. Ошеломлённый нелюбезным приёмом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад?
2. Василий Иванович сожалел о том, что никто раньше и не вздумал бы обращаться к помощи медицины и объявил, что спасения, увы, нет.
3. Пусть он перебирается в деревню или я же переберусь туда, но оставаться с ним в одном доме я больше не могу.
4. Эти озёра весьма странные: чем меньше озеро, тем оно глубже.
5. Красные стрекозы летали над травами, в воздухе столбами толклась надоедливая мошкара, облака медленно уходили в вышину и растворялисьв ней — всё это предвещало сухие и тёплые дни.

17. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Ивану Бунину приходилось много путешествовать(1)_ и(2)_ хотя писатель исколесил почти половину мира, он точно знал(3)_ лучшие его вещи написаны не о дальних странах, а о России, которую он тонко чувствовал(4)_ и любил всем сердцем(5)_ и душой.

18. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

В бинокль я увидел(1)_ вокруг расстилались ровные поля, но(2)_ если приглядеться(3)_ то на огромном сером пространстве(4)_ сливавшемся с пасмурным небом(5)_ можно было различить черепичные крыши ферм, изгороди, вершины деревьев.

19. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Дети очень хотели идти всей семьей(1)_ и сказали маме(2)_ что(3)_ если она не возражает(4)_ то пригласят в аквапарк и соседского парня(5)_ ему тоже хотелось искупаться.

20. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Оказывается, нарушив напряжённую тишину, чуть слышно дрогнула струна арфы.
Б. Вечером кромешная тьма окружает дом,
и когда выходишь из ярко освещённого холла наружу, то тебя охватывает ощущение полного одиночества.
В. Пускай ещё не утвердили проект, завтра мы приступим к подготовке оборудования.
Г. Местный гид пытался предупредить туристов об опасности, они же на это не обратили внимания и продолжили путь.

1. простое осложнённое предложение
2. сложносочинённое предложение
3. сложноподчинённое предложение
с одной придаточной частью
4. сложноподчинённое предложение
с двумя придаточными частями
5. бессоюзное сложное предложение
6. сложное предложение с разными видами связи

 

Ответы

1. А4, Б2, В1, Г3
2. А1, Б4, В1, Г3
3. А2, Б1, В3, Г4
4. 2, 3, 5
5. 3, 4
6. 4, 5
7. 2, 3, 4, 5
8. 3, 4, 5
9. 2, 4
10. А6, Б3, В4, Г1
11. А3, Б1, В4, Г2
12. А2, Б1, В5, Г4
13. А6, Б3, В4, Г1
14. 2, 5
15. 2, 3
16. 1, 4, 5
17. 1, 2
18. 3, 4, 5
19. 2, 4
20. А1, Б6, В3, Г2

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий