Опыт использования инновационной технологии «Языковой портфель»: перспективно, креативно, эффективно

- 11:09II И III СТУПЕНИ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык. Идеи, Методичка

Технология «Языковой портфель» является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано к любой учебной ситуации. Языковой портфель не только эффективное средство адекватной самооценки достижений учащихся по иностранному языку, он также создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.

Евгения БИБИК,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 2 г. Воложина»,
Минская область

 

The best teachers are those
who show you where to look,
but don`t tell you what to see.
Alexandra K.Trenfor

Время не стоит на месте, и современному педагогу следует регулярно быть в поиске новых технологий, подходов, приёмов, методов и средств обучения иностранному языку.

Неотъемлемой частью образовательного процесса и перспективным средством обучения иностранному языку в школе является технология языкового портфеля. Результативность её применения бесспорна, но практическое использование оставляет желать лучшего. Можно ли изменить ситуацию и как это сделать?

Главные задачи инновационной деятельности в учреждениях образования ориентированы на создание условий для личностного роста учащегося, самореализации каждого участника образовательного процесса, формирования мотивации к учению, раскрытия и развития творческих способностей учащихся, реализации их потенциала, самооценки и самообучения, а также профессионального роста педагогов.

Как учителю грамотно спланировать свою работу с учащимися, чтоб она имела положительный результат? Как помочь учащимся организовать самостоятельное дополнительное обучение? Какие необходимо создать условия для развития творческих способностей обучаемых? Как помочь каждому ученику реализовать свой потенциал?

В поисках ответов на эти вопросы и решения поставленных задач я решила использовать технологию «Языковой портфель», которая адаптирована к нашим общеобразовательным учебным пособиям. Эта технология предлагает новые возможности в обучении учащихся, а также направлена на сотрудничество и взаимодействие. Языковой портфель представляет собой собрание работ учащегося на протяжении определённого отрезка времени, которое демонстрирует опыт ученика в овладении иностранным языком, личностный рост учащегося как субъекта образовательного процесса. Акцент делается на рефлексивную самооценку учащегося по овладению иностранным языком, что позволяет ученику определить и проанализировать динамику уровня владения языком, как бы посмотреть на себя со стороны и оценить успехи и неудачи в обучении, а учителю тем самым позволяет внести корректировки в процесс обучения.

Какие же цели и задачи я ставлю перед собой в использовании технологии «Языковой портфель»? Главная цель – это создание ситуации успеха, развитие навыков самооценки, самоконтроля, самоанализа и рефлексии во всех видах речевой деятельности обучаемого. Выполняя те или иные задания, ребенок адекватно оценивает свои возможности, силы и решает, готов ли он перейти на следующую ступень или нет. Это важно именно при индивидуальном подходе к обучению.

Языковой портфель позволяет:

– повысить мотивацию и уровень владения языком учащихся;
– формировать личность и развивать индивидуальность учащихся;
– раскрыть способности каждого ученика;
– формировать умение ставить цели, планировать и организовывать самостоятельную учебную деятельность;
– развивать способность творчески мыслить и находить нестандартные решения;
– обеспечить здоровьесберегающую и благоприятную обстановку на уроке иностранного языка;
– создать атмосферу психологического комфорта в образовательном процессе;
– развивать умения общения в реальных жизненных ситуациях.

Концепция работы над созданием языкового портфеля заключается в следующем:

1) При помощи языкового портфеля повышается мотивация на всех этапах обучения в связи с активной самооценкой учащихся.
2) Языковой портфель повышает ситуацию успеха в учебной деятельности.
3) Разработка языкового портфеля нуждается в сплочённой деятельности ученика, учителя и родителей.
4) Языковой портфель обеспечивает способность учащихся для самостоятельного изучения и совершенствования английского языка.
5) Постоянное ведение языкового портфеля воплощает идею непрерывного образования и даёт особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.

В современной практике преподавания иностранных языков используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целей:

– Self-Assessment Language Portfolio – языковой портфель как инструмент самооценки учащихся;

– Language Learning Portfolio – языковой портфель как инструмент автономного изучения языка, к тому же он может варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

– Comprehensive Language Portfolio – многоцелевой языковой портфель;

 

В методике обучения иностранным языкам определяют следующие типы языкового портфеля:

– первый тип – “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи;
– второй тип – рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все творческие работы ученика – все, что делалось в течение определенного срока;
– третий тип – проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, исследовательской работы, подготовкой к выступлению на конференции. 

Четвертый тип портфолио – тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. 

 

В своей практике я предлагаю учащимся работу в рамках «Language Learning Portfolio», который состоит из трех частей:

– языковой паспорт («языки, которые я знаю»), в котором содержится информация о том, где и когда изучался иностранный язык (языки), описываются факты и опыт его реального использования, приводится оценка уровня владения им через определенные промежутки времени;

– языковая биография («мои успехи»), которая представляет собой краткое описание истории изучения языка, включая самооценку коммуникативных умений – слушания, говорения, чтения и письма, а также специальных контрольных листов (вопросников), призванных делать на изучаемом языке, насколько легко или трудно ему это дается, является ли это для него значимым; постановку целей и планирование своей учебной деятельности. Контрольные листы помогают определить уровень владения языком (А1, А2, В1, В2, С1, С2) по всем видам речевой деятельности.

– досье («копилка») – дополнительный материал, коллекция работ, собранных за определенный период времени. Периодом можно считать месяц, четверть, полгода, год. Предлагаемое портфолио может содержать любые материалы, его планы, черновики, любые письменные творческие работы: сочинения, эссе; работы, выполненные на компьютере: презентации, электронные портфолио; индивидуальные и групповые проекты; аудио- и видеозаписи собственных выступлений: стихотворения, диалоги, инсценировки, схемы, таблицы, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения (когда он поставил перед собой цель и до того, как он её достиг).

 

Примерная форма портфолио

Лист 1. Let me introduce myself …  

Name __________________________________
Surname _______________________________
Age ___________________________________
Nationality _____________________________
I live in _______________________________
My address _____________________________
My family ______________________________
My home ______________________________
My friends and my pen friends _____________
My hobbies _____________________________
My ambitions ___________________________
My achievements ________________________
I go to school ___________________________
I am in the _________________________ form
My favourite subject is ____________________
I have been learning English ________________
My mother tongue is______________________

 

Лист 2. На второй странице целесообразно использовать метафоры. Это даёт учащемуся толчок задуматься, для чего он изучает иностранный язык и какова его значимость. Отмечу, что это задание превосходно влияет на целеполагание и мотивацию учащихся. Таким образом, языковой портфель выступает как инструмент рефлексии по поводу своей языковой принадлежности.

English is … for me _____________________________________________
_____________________________________________________________

The main goals of “My Language Portfolio” _________________________
_____________________________________________________________
What is your motivation for using the portfolio? ______________________
_____________________________________________________________

Лист 3. Skills Summary

Учащиеся оценивают свой уровень владения языком (А1, А2, В1, В2, С1, С2) по результатам проделанных заданий, заданных учителем.

 

Лист 4. Значимую часть «биографии» содержат листы оценивания языковых умений, в которых учащиеся сами себя оценивают. Например, ребята могут оценивать не только настроение, но и свое эмоциональное состояние и вопросы «What emotions do you feel?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивление. В помощь учащимся для высказывания предлагается опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

What emotions do you feel? I feel….

Positive emotions

Negative emotions

satisfaction

success

dissatisfaction

fear

happiness

surprise

irritation

sadness

joy

admiration

boredom

anxiety

Why?    Because I…
       …was (not) bored;
       …worked hard;
       …didn’t relax;
       …answered properly;
       …was active, emotional;
       …fulfilled the task;
       …received a reward (a good mark)

 

Emotions

I was afraid that …
Sometimes I felt quite nervous because I am not keen on…
Before the work I thought that it will be easy enough because …
I enjoyed … the most.
It was like … (a big explosion)
And the most important thing was … (good mood, friendship, participation, unity) of course!
Personally, I can tell you all my emotions and thoughts about it.
Firstly, … , secondly, … ,thirdly, … and finally, …
Well, it’s funny to remember me in moments, when …
After all my hard work I felt tired, but … (satisfied with results, happy, inspired).
I think that this emotion is very important.
I will never forget feeling of … (the greatest pleasure after difficult work, happiness, enjoyment, relaxation).

 

Рефлексия содержания учебного материала

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

Прием незаконченного предложения (тезиса)
During today’s lesson I have           got acquainted with…
                                                         found out…

                                                         learnt…
                                                         remembered…
Today I realized that I can …
I felt confidence in … because…
Now I know and can use … and that will allow me …
The most difficult for me was … because …
The most interesting for me was …

Participation
It’s always interesting to take part in…
I was very … (surprised, happy, pleased), when I was asked to participate in this.
I had an opportunity to …
It’s like falling into a fairy tale with (adventures, monsters and heroes)…

Tasks
In this … (competition, game) all tasks are … (worthy of discussion, creative, unusual, interesting; boring, uninteresting, hard) …
There I could find not only … (boring grammar tests, questions, rules), but also…
I could switch on … (my fantasy, imagination, creativity).
I have learnt how to solve … (logic and uncommon problems, difficulties)
I made my mind … (free, creative, and concentrated) in order to …
My head was full of … (different ideas, views, decisions)
All the tasks were … (extremely interesting)
A lot of … (heuristic) tasks made me … (more curious and diligent)

Experience
However, I did … (not everything).
I think it’s … (my little victory)
As for me, I have learnt more: I learn about … (the culture of England, the rules of … (teachers, friends, partners) helped me to … (achieve results, receive new experience, learn new things, relax) through … (patience, tasks, questions, games).
Actually, after these days I’ve decided to … (learn idioms, read English literature and be interested in all around me to be ready to communicate)
I can advise participants to (read more books, develop imagination, enrich their vocabulary)…

 

Рефлексия достижения цели

Цель урока может быть записана на доске, и в конце урока может быть проведено обсуждение ее достижения.

We have reached the aim of the lesson.

 

CARD № 1

Now I know (can)                          how to speak about

                                                       understand the information

                                                       explain the problem

                                                       say my own opinion on…

                                                       give arguments…

                                                       find necessary information… etc.

CARD № 2

To achieve the aim of the lesson I’ll have to/I should… use…

                                                                                          look at… 

To fulfill the task I should/must…remember…

                                                       review…

                                                       be…

                                                       open…

 

CARD № 3
I want to receive a good mark today. That’s why I should

be attentive, emotional, active;

listen to my classmates, to my teacher;

ask and answer different questions;

participate in discussion;

review some words and grammar rules;

read a lot.

 

CARD № 4

Say what you have just done and how you’ve done it.

I (we) have just

read an extract from the fairy-tale “…”;

acted out the dialogue;

practiced grammar;

asked and answered different questions;

played a game;

written a test;

retold the story…;

reviewed the words.

 

Изучая различные источники, а также исходя из собственного опыта, мне бы хотелось дать некоторые методические рекомендации по реализации «Языкового портфеля»:

–  любое задание можно пропустить, дополнить, заменить, а также варьировать количество часов, отведённых на то или иное задание;

– на мой взгляд, творческие проекты, устные высказывания можно записывать на видео- или аудионоситель. Главная цель этого в том, чтобы ученик может адекватно оценить свою речь, фонетику, грамматику и сделать работу над ошибками;

– формы работы: групповые, фронтальные, самостоятельные, парные;

– формы контроля могут быть фронтальные, индивидуальные, групповые, конкурс электронных портфолио, презентация проекта как группового, так и индивидуального;

– по окончании изучения темы, раздела и обязательно в конце года предполагается презентация и защита языковых портфелей. Учащимся предлагается выбрать свои лучшие работы и объяснить, почему именно эти работы были для них наиболее полезными. Наличие рефлексивного элемента в языковом портфеле делает процесс его ведения личностно-значимым. Ученики и учитель оценивают каждый портфель по шкале оценивания. Все результаты хранятся, а в конце года рисуется график оценки по каждому портфелю, он и показывает личностный рост каждого ученика. Оговариваются достоинства и недостатки ведения языкового портфеля.

Отмечу, что эффективность проведения защиты своих портфолио даёт возможность учащимся проанализировать свою проделанную работу и сравнить её с работой одноклассников, а также посмотреть совпадает ли самооценка учеником своего языкового портфеля с оценкой учителя и одноклассников. Считаю необходимым подчеркнуть, что такая работа должна проводиться педагогом постоянно и целенаправленно.

Языковой портфель имеет ряд сложностей. Главная проблема, которую трудно решить – это нехватка времени. Но, имея определённый опыт, могу утверждать, что реализация технологии «Языковой портфель» – задача реальная. Педагогу необходимо постоянно пополнять свои знания, умения и навыки, искать увлекательные, познавательные, содержательные сайты, задания, проектные технологии, опять же, на всё это уходит много времени.

Несмотря на эти сложности, технологию «Языковой портфель» можно назвать перспективной, креативной и эффективной инновационной технологией, которая подталкивает учителя к непрерывному профессиональному росту, развитию и совершенствованию своей системы преподавания, а ученика – к формированию устойчивого интереса к изучению языка, развитию креативности и творческой самореализации, способности к самооценке, готовности к самостоятельному изучению языка.

Хочется подчеркнуть, что технология является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано к любой учебной ситуации. Языковой портфель не только эффективное средство адекватной самооценки достижений учащихся по иностранному языку, он также создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка. Замечу, языковой портфель отвечает современным требованиям к целям обучения иностранным языкам, которые изменились от схемы «учитель – ученик» к личностно-ориентированному и деятельностному подходу.

В профессии учителя нет предела совершенству. Мы постоянно находимся в творческом поиске – появляются новые идеи и желания. Каждый учитель должен задавать себе вопросы:

– Что я делаю и какова цель моей работы?

– Каких результатов я хочу добиться и как это сделать?

До тех пор, пока мы задаём себе эти вопросы, мы совершенствуемся. Как только учитель перестаёт развиваться и считает, что удовлетворён своими достижениями, его профессиональный рост прекращается.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий