Сценарий квеста “Поиск новогодних сокровищ” адресован классным руководителям 1–4-х классов, воспитателям ГПД, педагогам-организаторам. Продолжительность – 90 минут.
Валентина СЕНКАНЕЦ,
учитель начальных классов,
ГУО “Дотишская средняя школа”
Вороновского района,
Гродненская область
Цель: создание праздничной, эмоционально-благоприятной атмосферы, окунувшись в которую ребята расширят свои представления о новогоднем празднике и получат положительные эмоции.
Задачи:
– формировать интерес к празднику Новый год;
– развивать мышление, смекалку, внимание, активность, творческие способности ребят через различные виды деятельности: танцы, игры, песни, загадки, ребусы, инсценировку сказки;
– развивать способность к эмоциональной отзывчивости, умение взаимодействовать в коллективе, заинтересованность в результате групповой деятельности;
– воспитывать культуру поведения на празднике, умение радоваться самому и доставлять радость другим.
Оборудование: маршрутные карты, ребусы, картинка-пазл “Ёлочка” (4), бумажные игрушки-шары (12), картинки-отличия, песенные композиции, шарики из бумаги (5), новогодний колпак, компьютер или мультиборд. (Приложение 9).
Действующие лица: 2 ведущих (учащиеся старших классов), Снегурочка, Дед Мороз, Баба-Яга, учащиеся 1–4-х классов.
Заранее нужно сформировать команды. В состав команды могут входить как учащиеся одного класса, так и разных классов. Для станций необходимо подготовить восемь зон.
Станции и задания
1) “Новогодние хиты”. Задание: узнать песню по мелодии и спеть её.
2) “Хрустальное зазеркалье”. Задание: найти, чем отличаются картинки.
3) “Новогоднее пожелание”. Задание: собрать по строчкам новогоднее пожелание. Для учащихся 1–2-х классов можно предложить 4 строчки, для 3–4-х классов – 8. Также ребята могут придумать свои пожелания.
4) “Театральная”. Задание: инсценировать сказку “Мешок Деда Мороза”. Учащимся 1-х и 2-х классов можно предложить защитить свои костюмы.
5) “Волшебные шары”. Задание: расшифровать слова на волшебных игрушках, отгадать перевёрнутую фразу.
6) “Льдинки, снежинки, сугробы”. Задание: игры на внимательность “Льдинки, снежинки, сугробы”, “Ёлочки бывают…”, интерактивная игра на компьютере или мультиборде “Новый год – волшебный праздник”.
7) “Загадки от Метелицы”. Задание: отгадать загадки на новогоднюю тематику.
8) “Спортивная”. Задание: игры на ловкость, меткость, быстроту “Снежки”, “Меткий стрелок”, “Зимний ветер”, “Колпачок”.
Разместить станции необходимо так, чтобы команды не мешали друг другу. Это могут быть классные кабинеты, точки на коридоре, в фойе школы. На каждой станции ребят ждёт учитель или старшеклассник, который предлагает задание и следит за его выполнением.
Начало действий происходит в празднично украшенном фойе или классной комнате, где собрались все ребята.
По сценарию, Баба-Яга заколдовала Деда Мороза и спрятала подарки-сокровища. Чтобы их отыскать, нужно собрать “волшебную” картинку (пазл), которая и укажет, где спрятаны подарки. Команды с помощью маршрутной карты должны пройти все этапы квеста, выполнить задания и собрать “волшебную” картинку. У них получится новогодняя ёлка. Это значит, что подарки и Деда Мороза нужно искать у новогодней ёлки. Дед Мороз благодарит ребят за старания и вручает подарки. Праздник продолжается в зале вокруг ёлки дискотекой.
Сценарий квеста “Поиск новогодних сокровищ” адресован классным руководителям 1–4-х классов, воспитателям ГПД, педагогам-организаторам. Продолжительность – 90 минут.
Ход сценария
Снегурочка. Здравствуйте, дорогие ребята! Близится к завершению еще один год. Для кого-то он был радостным, необычным, веселым и счастливым. А для кого-то из вас он был первым школьным годом.
Интересно, каким же будет следующий год? Я слышала, что в следующем году будет много добра, веселья и радости. Предлагаю начать веселиться прямо сейчас! Кто за веселье, радость и смех?
Ведущий 1:
Праздник наступил веселый!
Новый Год пришел к нам в школу!
Поздравляем вас, друзья!
Нам скучать никак нельзя!
Ведущий 2.
Новый год – волшебный праздник!
В нем улыбок чехарда,
В нем сюрпризы, игры, шутки,
Сказка, вымысел, игра.
Снегурочка. За окном зима – время самых коротких дней и самых длинных ночей. Любите ли вы это время года? (Да!)
– А за что любите? (За снег, зимние игры, праздник Новый год.)
– Молодцы. Зимой к нам приходит Новый год и вместе с ним радостное настроение, ожидание счастья, перемен, надежд, которое несет с собой этот всеми любимый праздник.
Ведущий 1. Именно в этот день происходят незабываемые встречи, исполняются самые заветные желания, возможны самые невероятные чудеса. Не верите? Я уверена, что вы сможете убедиться в этом, если станете участником нашего новогоднего праздника.
Ведущий 2.
Дети все пришли на елку.
Гости здесь, но вот вопрос.
Где же, где же наш веселый
Добрый Дедушка Мороз?
Раздаётся звук падающего самолета и грохот.
Ведущий 1. Ой, что это? Что происходит?
Снегурочка. Самолет, что ли, упал?
На сцену, хромая, выходит Баба-Яга и обращается к детям.
Баба-Яга. Ну и чего уставились-то?
Ведущий 2. А вы, простите, кто? И что вы здесь делаете?
Снегурочка. У нас вообще-то праздник.
Баба-Яга. Прекрасно, что праздник. Я на праздник и прилетела.
Ведущий 1. Ну, тогда проходите в зал и не мешайте нам.
Баба-Яга. Слушай, а что это ты такая невежливая? Ты что, сказок не читаешь? Не знаешь, кто я такая?
Снегурочка. Послушай, это ведь Баба-Яга, если я не ошибаюсь.
Баба-Яга. Не ошибаешься, внучка.
Ведущий 2. К нам сама Баба-Яга прилетела! Что-то тут нехорошее ожидается!
Баба—Яга. Для кого нехорошее, а для кого и хорошее (смеется). Вы на праздник кого ждёте? (Деда Мороза.)
– А что он должен вам принести? (Подарки.)
– Ха-ха-ха! Не будет вам подарков и Деда Мороза не будет! Заколдовала я его, спрятала от всех, никому не найти! И сокровища его спрятала! А расколдовать его можно, если собрать волшебную открытку. Но это задание вам не по силам, уж это я точно знаю! Поэтому все подарки достанутся мне! (Радуется).
Снегурочка. Беда, ребята! Надо отыскать и спасти Дедушку Мороза с подарками. Вы готовы собрать волшебную открытку? (Да!) Тогда начинаем!
Ведущий 2.
Все сюда скорей спешите
Собираемся мы здесь.
И пройти скорей мечтаем
Новогодний квест!
Снегурочка. Чтобы найти Дедушку Мороза с подарками, необходимо пройти квест. За каждое выполненное задание вы получите часть пазла – волшебной открытки (Приложение 1). В конце соберете пазл, и картинка на нём подскажет, где находятся Дед Мороз и подарки. А поможет вам не сбиться с пути – маршрутная карта (Приложение 2).
Ведущий 1. Чтобы получить маршрутную карту и начать поиски, разгадайте ребусы. А ребусы-то не простые, волшебные, новогодние (Приложение 3). Разгадав ребус, вы получите маршрутную карту, которая приведет вас к Деду Морозу и подаркам.
Команды получают по одному ребусу, разгадывают его и отправляются в путь.
Станция 1. “Новогодние хиты”
Ведущий.
Время бежит все вперёд и вперёд,
Вот на пороге стоит Новый год.
Праздник пора начинать нам, друзья.
Пойте, пляшите, скучать здесь нельзя!
Задание: Участники команд должны проявить свои музыкальные способности и с помощью предложенных мелодий узнать песню и спеть её.
Предлагаются следующие композиции:
– «Маленькой елочке холодно зимой»,
– «В лесу родилась ёлочка»,
– «Ёлочка-ёлка, лесной аромат»,
– «Что такое Новый год?»,
– «Новогодние игрушки».
За исполнение песен команда получает часть пазла.
Станция 2. “Хрустальное зазеркалье”
Ведущий.
Лучший праздник Новый год!
Ждали его целый год!
Вот вам испытание
В “Хрустальном зазеркалье”.
– Ребята, чтобы скорее встретиться с Дедушкой Морозом, нужно найти отличия на картинках (Приложение 4).
Станция 3. “Новогоднее пожелание”
Ведущий. Ребята, Баба-Яга напроказничала и разрезала новогоднее пожелание на части. Восстановите его и получите ещё одну часть волшебной открытки.
Пожелание:
С Новым годом, с праздником чудесным!
Пусть он будет ярким, интересным.
С хороводом сказочных снежинок,
С запахами хвои, мандаринок.
Пусть подарки Дед Мороз приносит,
Никому носы не заморозит.
Салюты засверкают разноцветные,
И мечты исполнятся заветные (Приложение 5).
– А что бы вы пожелали своим друзьям, родителям, учителям?
Станция 4. “Театральная”
Ведущий. Чтобы получить часть открытки, вы должны инсценировать сказку «Мешок Деда Мороза» (Приложение 6).
Задание можно заменить на защиту костюмов.
Станция 5. “Волшебные игрушки”
Ведущий. Ребята, отгадайте загадку:
Они разные бывают,
В виде ангелов и гномов,
Красной звёздочкой сияют,
Их обычно очень много.
То снежинками сверкают,
А то шаром ярко-синим,
Ими ёлку наряжают,
Чтоб была ещё красивей. (Игрушки на ёлку)
– Правильно, молодцы! Вам предстоит расшифровать слова на волшебных игрушках. Если справитесь, то получите следующую часть пазла. Можно составить свои слова и написать на игрушках.
Калё – ёлка;
Рванья – январь;
кашупло – хлопушка;
Ндамарин – мандарин;
Негс – снег;
розом – мороз (Приложение 7).
– Следующее задание – дополнительное и непростое. Вам будет дана фраза, где каждое слово “перевернуто” на противоположное по значению. Задача команды – отгадать, что это за фраза.
Названия произведений:
– «Дождливый король» («Снежная королева»);
– «Жарилко» («Морозко»);
– «120 недель» («12 месяцев»);
– «Утро после Пасхи» («Ночь перед Рождеством»)
Строчки из песен:
– Большому кипарису жарко летом» (Маленькой елочке холодно зимой);
– Отважный волк черненький на дубе сидел (Трусишка зайка серенький – Под елочкой скакал);
– Дождик ему шептал стихотворение: “Вставай, дуб, давай, давай” (Метель ей пела песенку: “Спи, елочка бай-бай”).
Станция 6. “Льдинки, снежинки, сугробы”
Ведущий. Предлагаю поиграть в игру “Льдинки, снежинка, сугробы”.
На слово «льдинки» все замирают, вытянув вверх соединенные вместе руки. На слово «снежинки» все кружатся вокруг себя. На слово «сугробы» – все приседают.
Игра “Елочки бывают”. Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: и широкие, и узкие, и низкие, и высокие. Вот если я скажу «высокие» – поднимайте руки вверх. «Низкие» – приседайте и руки опускайте. «Широкие» – делайте круг шире. Я иногда буду делать неправильно. Ваша задача – не сбиться. Начинаем! Интерактивная игра на компьютере или мультиборде “Новый год – волшебный праздник”.
Станция 7. “Загадки от Метелицы”
Ведущий. Чтобы получить часть открытки, вы должны отгадать все загадки. Итак, начинаем!
1. Запорошила дорожки,
раскрасила окошки.
Радость детям подарила.
И на санках прокатила. (Зима)
2. Если лес укрыт снегами,
листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
а на Новый год – важна. (Елка)
3. Если пахнет пирогами,
если елка в дом идет,
Что за праздник? (Новый год).
4. Новогодние шары –
лучший дар для детворы.
Хрупок, сказочен и ярок,
этот праздничный… (подарок).
5. Он рисует на стекле
пальмы, звезды, пряники.
Говорят, ему сто лет,
а шалит, как маленький. (Мороз)
6. Украсим и нарядим зал
На Новый год всегда.
Блестит, переливается,
Сверкает… (мишура).
7. Его дети из снега слепили,
Из морковки приделали нос,
Даже шарфик ему подарили,
Чтобы в сильный мороз не замёрз.
Кто же он – знает каждый ребёнок –
Во дворе за окошком стоит
Друг мальчишек и друг девчонок,
Добрый толстый… (снеговик).
8. Все резные, кружевные лёгкие пушинки.
С неба прилетели к нам белые… (снежинки).
9. У меня в мешке подарки,
Карамели, шоколадки.
Вокруг ёлки хоровод,
Что за праздник? (Новый год).
10. Мы сегодня так устали,
пели песни и плясали.
Хоть зима, а здесь нам жарко
И в мешке нас ждут… (подарки).
11. Как будто настоящая,
На ёлочке всегда.
Привычная, блестящая,
Горящая… (звезда).
12. Спиралькой завивается
Лишь только он один,
И через зал бросаем мы
Красивый… (серпантин).
13. Кричит Мороз, старается:
– Эй, ёлочка, свети!
И сразу вверх взвиваются кружочки… (конфетти).
Станция 8. “Зимние забавы”
Ведущий.
Игра “Меткий стрелок”
– Мишень – корзина. Снежки – бумажные шарики. Нужно попасть в цель и заработать своей команде часть пазла.
Игра “Зимний ветер”
– Для игры подготовьте шарик, скатанный из бумаги либо комок медицинской ваты. Положите на середину стола. Цель игры состоит в том, чтобы сдуть его на пол как можно быстрее.
Игра “Колпачок”
– Ребята, становитесь в круг и передавайте друг другу новогодний колпак. Все это время звучит музыка. Как только звуки стихают, смотрим, у кого в руках оказался головной убор. Кто попался, тот рассказывает стихотворение о зиме или поет песенку.
Игра “Снежки”
– Будем соревноваться по два человека. На пол рассыпаем снежки из бумаги (ваты). Вам нужно их собрать с завязанными глазами.
Ведущий. Квест пройден!
Дети собирают картинку и бегут в зал, где стоит ёлка. Там их встречает Дед Мороз и вручает подарки.
Дед Мороз.
Я – весёлый Дед Мороз,
Гость ваш новогодний!
От меня не прячьте нос,
Добрый я сегодня!
Расколдовали вы меня,
Благодарен вам я!
Снегурочка.
Без Дедушки Мороза снежинки не летят.
Без Дедушки Мороза узоры не блестят.
Без Дедушки Мороза и ёлки не горят.
И нету без Мороза веселья у ребят.
Дед Мороз.
Зажгись, звезда волшебная,
Детей порадуй всех!
Пусть зазвучит на празднике
Весёлый, звонкий смех!
Зажигаются огни на ёлке.
Баба-Яга. Фу, какие вы все сообразительные и умные оказались! Не ожидала! Ребята, не прогоняйте меня с праздника, пожалуйста! Я очень хочу с вами веселиться вокруг ёлки! (Оставайся).
Дед Мороз.
Становитесь-ка, ребятки,
Поскорее в хоровод,
Песней, танцем и весельем
Встретим дружно… (Новый год!)
Новогодняя дискотека.
Приложение 1
Волшебная картинка
Приложение 2
Маршрутная карта
Приложение 3
Ребусы
Приложение 4
Найди отличия на картинках
Приложение 5
Новогоднее пожелание
С Новым годом, с праздником чудесным! |
Пусть он будет ярким, интересным. |
С хороводом сказочных снежинок, |
С запахами хвои, мандаринок. |
Пусть подарки Дед Мороз приносит, |
Никому носы не заморозит. |
Салюты засверкают разноцветные, |
И мечты исполнятся заветные. |
Приложение 6
Сказка «Мешок Деда Мороза»
Действующие лица и реплики:
Дед Мороз: “С наступающим!”
Мешок: “Ох, и растолстею я сегодня!”
Зайчики – 2 чел.: “Мы сладкие зайчики-мальчики!”
Кукла: “Не помните мне платье!”
Утята – 2 чел.: “Заводимся с пол-оборота!”
Море конфет – 2 чел.: “Лепота!”
Куча всего: “И чего я сегодня такая счастливая?”
Елочка: “Я вся такая, я все могу!”
Все остальные гости с места кричат: “Ура! Ура! Ура!”.
Ведущий читает текст. Актеры произносят реплики и выполняют действия по тексту.
Проснулся ДЕД МОРОЗ ранним утром. Потянулся. Сделал пару приседаний и сразу принялся за дело. Открыл свой МЕШОК. МЕШОК был огромный, квадратный, красный. Первым делом ДЕД МОРОЗ положил туда парочку шоколадных ЗАЙЧИКОВ. ЗАЙЧИКИ быстро-быстро моргали, двигали ушами и жались друг к дружке. МЕШОК радостно обнял этих сладких зверюшек.
Потом добрый ДЕД МОРОЗ бережно взял в руки КУКЛУ. КУКЛА поправила прическу, одернула платье, подкрасила губки и послала воздушный поцелуй детям. Новогодний МЕШОК принял КУКЛУ в свои объятия. Следующей в МЕШКЕ оказалась парочка заводных УТЯТ. УТЯТА смешно задвигали шейками, захлопали крылышками и затанцевали. Следом за УТЯТАМИ заботливыми руками ДЕДА МОРОЗА было уложено МОРЕ КОНФЕТ.
Потом ДЕД МОРОЗ положил еще целую КУЧУ ВСЕГО. Встряхнул ДЕД МОРОЗ хорошенько свой МЕШОК, тот, аж, по швам затрещал, закинул его за спину и побежал. Болтало МЕШОК в разные стороны. Шоколадные ЗАЙЦЫ уткнулись в живот КУКЛЫ, на УТЯТ со всех сторон напирало МОРЕ КОНФЕТ, оно закрывало им глаза, давило на крылышки и на лапки. Потом КУЧА ВСЕГО навалилась на УТЯТ, на МОРЕ КОНФЕТ, на заводных ЗАЙЦЕВ и КУКЛУ. А МЕШОК покачивало из стороны в сторону, плющило и мотало. ДЕД МОРОЗ остановился у красивой ЕЛОЧКИ, вдохнул ее аромат и решил ее нарядить. Достал из МЕШКА МОРЕ КОНФЕТ и повесил на ЕЛОЧКУ. Затем прикрепил к ЕЛОЧКЕ ЗАЙЧИКОВ, следом на ЕЛОЧКЕ оказались УТЯТА и КУКЛА. ЕЛОЧКА была украшена КУЧЕЙ ВСЕГО, она светилась от счастья и мигала разноцветными огнями. “Вот и хорошо, – подумал Дед Мороз, – пора звать ГОСТЕЙ”.
Приложение 7
Волшебные игрушки
Приложение 8
QR-коды на дидактический и наглядный материал
Ребусы |
|
Маршрутные карты (4) в таблицах и рисунке |
|
Волшебная картинка-пазл “Ёлочка” (4) |
|
Волшебные шары (12) |
|
Новогоднее пожелание |
|
Картинки “Отличия” |
|
Песенные композиции: |
|
Звук-грохот |
|
Компьютерная игра “Новый год – волшебный праздник” |