Конспект занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Художественная литература»
Ольга ДВАРАНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Осень в гости к нам пришла.
Программные задачи:
– формирование умение вступать в игровое общение со сверстниками на близкие темы;
– умение отвечать на вопросы, обращения взрослого;
– строить простые распространённые предложения с дополнением и определением;
– содействовать совместному со взрослым обыгрыванию небольших стихотворений;
– развивать артикуляционный и голосовой аппарат;
– воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками, культуру общения.
Оборудование: картинка девочки Осени; картинка тучи с капельками, солнышка; картина – основа «ёжика», разноцветные кленовые листья с липучками; картинка белочки, картинка корзинки и грибов с липучками.
Ход занятия
Воспитатель.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно»!
Приглашаю детей сесть на стульчики.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла необычная девочка, зовут её Осень.
– Какого цвета платье нашей гостьи? (Жёлтое, оранжевое, красивое, разноцветное, длинное.)
– Что на голове у Осени? (Венок.) Из чего он сделан? (Из листьев, ягод рябины.)
– Осень в гости к нам пришла не одна. Она с собой осеннюю тучку привела. (Выставляю рядом картинку тучи.)
– Что с собою Осень привела? Какая тучка? (Осенняя, злая и дождливая)
Воспитатель. Ребята, давайте покажем и обыграем с помощью ладошек, как идёт дождь:
Капельки – сначала тихо – кап, кап, кап (водим указательным пальцем одной руки по ладошке другой);
затем капельки чуть громче – хлоп, хлоп, хлоп (хлопки ладошками);
потом очень громко – шлёп, шлёп, шлёп (хлопки по коленкам).
Воспитатель. Чтобы тучка быстрее ушла и перестала дождик лить, давайте попросим её об этом. Предлагаю обыграть потешку:
Дождик, дождик полно лить, малых детушек мочить.
(Повторяем 2 раза.)
Солнышко не появляется, обыгрываем потешку:
Солнышко – вёдрышко выгляни в оконце. (Прямые руки вытягиваем вперёд.)
Солнышко нарядись, красное, появись. (Круговые движения вокруг себя.)
Платье новое надень, подари нам новый день! (Поднимаем руки к плечам и опускаем вниз.)
(Повторяем 2 раза.)
Убираю тучку и размещаю картинку солнца.
Воспитатель. Осень в гости к нам пришла, с собою осеннее солнышко привела? Какое солнышко? (Весёлое, осеннее, яркое, жёлтое.) Ребята, вот теперь, когда засветило солнышко, мы с вами можем сходить на прогулку в осенний лес.
Физминутка
Побежали наши ножки, маленькие ножки, по лесной дорожке. (Лёгкий бег друг за другом.)
А теперь шагаем, ножки поднимаем. (Ходьба.)
Снова побежали, побежали. Очень мы устали.
А теперь присядем, ноженьки погладим. (Присели, гладим коленки).
Осень в лес раньше нас пришла и осенних листьев нам в подарок принесла. (Обращаю внимание на осенние листочки в корзине.)
Вы листочек осенний берите и на пенёчки (стульчики) садитесь. (Дети берут один лист, садятся на стульчики.)
Воспитатель. Вот, ребята, мы с вами очутились в осеннем лесу. Осень с нами в лес пришла, нам осенние листочки принесла. (Предлагаю рассмотреть листья.) Какие Осень нам листья принесла? (Осенние, разноцветные, красивые, яркие.)
Посмотрите, кого мы встретили в лесу? (Обращаю внимание на картинку ёжика.) Что несёт ёжик на своих иголках? (Осенние листья.) А зачем они ему? (Утеплять норку, готовиться к зиме.)
Ребята, мне кажется, что ёжику будет очень мало листьев, давайте подарим ему свои листочки. (Дети размещают листики на картине-основе, сопровождая действия словами: “Вот тебе, ёж, красный (зелёный, оранжевый) листик.”)
Воспитатель. Дети, ёжик благодарит вас за помощь и просит поиграть с ним в игру.
Игра “Жил в лесу колючий ёж”
Жил в лесу колючий ежик, да-да-да,
Был клубочком и без ножек, да-да-да, (идут по кругу)
Не умел он хлопать – хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши)
Не умел он топать – топ, топ, топ (топают ногами)
Не умел он прыгать – прыг, прыг, прыг (прыгают)
Только носом шмыгал – шмыг, шмыг, шмыг (водят носом влево – вправо)
В лес ребята приходили, да-да-да (ходьба друг за другом)
И ежа всему учили – да-да-да.
Научили хлопать – хлоп, хлоп, хлоп.
Научили топать – топ, топ, топ.
Научили прыгать – прыг, прыг, прыг.
А он их… – носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг.
Убираю картинку ёжика. Размещаю на доске картинку белки с корзиной.
Воспитатель. Ребята, ёжик уже в норку побежал, а кто сейчас прискакал к нам на полянку? (Белка) Что она держит в лапках? (Корзинку) Что лежит в корзине? (Гриб) Сколько набрала белка грибов? (Один, мало)
Дети, давайте мы белке поможем набрать больше грибов. Ведь она их на зиму запасает. (Дети хаотично двигаются по группе и находят корзинку с плоскостными грибами.)
Ребята, это Осень грибочки нам принесла, вы по одному берите и в корзину к белочке несите. (Дети располагают грибы на корзинке)
Давайте теперь расскажем белочке, как мы с вами грибы искали.
Чтение и обыгрывание потешки «Ножки, ножки, где вы были?»
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили. (Ходьба на месте.)
Что вы, ручки, делали?
Мы грибочки собирали. (Выставляем обе руки вперёд.)
А вы, глазки, помогали?
Мы искали, да смотрели, все пенёчки оглядели.
(Повороты головой влево – вправо.)
Убираю картинку белки с корзиной.
Воспитатель. Ёжик убежал от нас норку утеплять, белочка ускакала грибочки сушить. Да и у Осени много других дел. Мы её в лесу оставим, а сами в группу пошагаем. Только Осени на прощание мы скажем: “Осень, Осень, приходи, нам подарки приноси”. (Дети повторяют эту фразу 2 раза.) Ребята, а теперь пора заканчивать занятие.
Побежали наши ножки,
Маленькие ножки по лесной дорожке. (Лёгкий бег друг за другом)
А теперь шагаем, ножки поднимаем. (Ходьба)
Снова побежали, побежали,
В детский садик прибежали.
Очень мы устали.