В августе 2022 года в ГУО «Гродненская специальная школа-интернат № 2» стартовал инновационный проект «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра».
Суть инновационного проекта заключается в создании дополнительной формы коррекционной работы средствами психологического интегративного театра как новой модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха. Это позволит корректировать их социальный и эмоциональный интеллект, особенности развития личности, препятствующие успешному включению в социум.
В ходе реализации проекта прогнозируется коррекция самооценки, образа «Я» обучающихся, формирование навыков рефлексии и эмпатии, навыков понимания и выражения эмоций и повышение эффективности их взаимодействия с нормотипичными сверстниками и взрослыми.
По отношению к детям с нарушением слуха эта тема особенно актуальна, поскольку отсутствие и/или существенное ослабление слухового восприятия напрямую ведет к другим нарушениям: речевым, коммуникативным, информационно-культурным и эмоциональным.
Важнейшим видом деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие неслышащего/слабослышащего ребёнка, является игра.
Во время работы над проектом я разработала интерактивную дидактическую игру «Третий лишний», которую можно проводить как с детьми дошкольного возраста, так и с младшими школьниками.
Марина СКУРКО,
учитель информатики, воспитатель дошкольного образования
ГУО «Гродненская специальная школа-интернат № 2»
Цель: формирование умения определять и различать человеческие эмоции.
Задачи:
воспитательная
– воспитывать умение по эмоциям определять настроение других людей;
образовательные
– расширять представления об эмоциях;
– учить определять, дифференцировать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость и т.д.);
– продолжать работу по дальнейшему обогащению словаря эмоциональной лексики;
развивающая
– развивать внимание и мышление, умение понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам.
Возраст, на который рассчитана игра – 4–5 лет
Оборудование (материал) – презентация https://docs.google.com/presentation/d/1U5cbQkLHFrfW9nMLGHJqMtghJ4fUMB91/edit?usp=sharing&ouid=111888001737278996740&rtpof=true&sd=true
(или короткая ссылка https://inlnk.ru/meyQE7)
QR-код
Описание игры
На слайдах презентации – по три изображения детей в разных эмоциональных состояниях. Педагог предлагает проанализировать изображения и ответить на вопрос: «Кто здесь лишний? Почему?», а также убрать на слайде то изображение, которое по настроению не соответствует двум другим. После ответа педагог просит ребёнка пояснить свой выбор. Верно выбранное «лишнее» изображение становится полупрозрачным, но не исчезает со слайда (для последующего анализа и сравнения изображений).
Варианты картинок на слайдах:
– вина – интерес – интерес
– радость – радость – смущение
– страх – радость – радость
– удивление – радость – радость
– смущение – интерес – интерес
– радость – грусть – грусть
– сомнение – сомнение – интерес
– печаль – интерес – интерес
– радость – смущение – смущение
– страх – страх – печаль
– смущение – смущение – интерес
– злость – сомнение – сомнение
– удивление – удивление – смущение
– злость – злость – грусть
– вина – вина – смущение
– страх – сомнение – сомнение
– интерес – радость – радость
– удивление – смущение – смущение
– радость – радость – грусть
– радость – вина – смущение
– радость – удивление – смущение
– злость – злость – радость
– радость – удивление – сомнение
В процессе игры необходимо побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и фиксировать их внимание на возможных причинах радости, горя, удивления, обид персонажа, делать сравнительный анализ различных эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на окружающих).