Использование компетентностно-ориентированных заданий на разных этапах урока. (Человек и мир, 2-й класс. Тема «Грибы»). Урок для взрослых

- 12:32Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Мастер-класс

Цель: содействие саморазвитию, личностному и профессиональному росту учителей начальных классов. Планируется, что к концу «урока для взрослых» учителя будут знать особенности и структуру компетентностно-ориентированных заданий; будут уметь составлять компетентностно-ориентированные задания.

Галина ЧЕРНЯВСКАЯ, Раиса МАЦЕВИЧ,
учителя начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Тема: Использование компетентностно-ориентированных заданий на разных этапах урока (Человек и мир, 2-й класс. Грибы).

Цель: содействие саморазвитию, личностному и профессиональному росту учителей начальных классов. Планируется, что к концу «урока для взрослых» учителя

– будут знать особенности и структуру компетентностно-ориентированных заданий;
– будут уметь составлять компетентностно-ориентированные задания.

 

Ход урока для взрослых

Организационно-мотивационный этап

– Добрый день, уважаемые коллеги! Начать нашу работу хотелось бы со слов Г.И.Гончаровой: «Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука».

– На мой взгляд, эти слова отражают суть компетентностного подхода при обучении. Задача школы – готовить конкурентоспособных людей, обладающих умением мыслить нестандартно, способных добиться успеха в любой области. Умение обработать и систематизировать полученную информацию, создать письменный документ любой структуры, вести диалог – неоценимые качества современного человека. А нам, учителям, необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетенции. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.

– Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Предлагаемое задание должно стать личностно значимым для ребенка. Только тогда оно станет интересным для него и цели учителя не будут чужды ученику. На уроке должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия творческих способностей каждого ученика, для его постоянного интеллектуального роста и формирования обобщенных способов деятельности, применяемых в жизни.

Компетентностно-ориентированные задания имеют следующую структуру: стимул – задачная формулировка – источник информации – форма отчёта. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что такие задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

– Стимул создает контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка представляет собой планирование деятельности обучающегося, а источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Результаты познавательной деятельности имеют различную форму отчёта: таблицу, рисунки, памятки, руководства. Подобное многообразие отчётности зависит от формулировки задания.

– Тема «урока для взрослых», который мы проведем совместно с вами: «Использование компетентностно-ориентированных заданий на разных этапах урока (Человек и мир, 2-й класс. Грибы)».

Цель:

– знать особенности и структуру компетентностно-ориентированных заданий;

– уметь составлять компетентностно-ориентированные задания.

– Предварительно предлагаю оценить свои знания по теме «Использование компетентностно-ориентированных заданий на разных этапах урока». Возьмите лист самооценки и отметьте, на какой ступеньке вы находитесь по этому вопросу. (На столах лежат листы самооценки «Лесенка».)

– По итогам самооценки разделимся на две группы: эксперты и учащиеся. В группе «эксперты» предлагаю занять места педагогам, которые оценили себя на ступеньках 7–10. В группе «учащиеся» займут места педагоги, которые недостаточно владеют навыками составления компетентностно-ориентированных заданий или совсем не знакомы с этим видом деятельности.

– На разных этапах урока по предмету «Человек и мир») 2-й класс, тема «Грибы») будут предложены компетентностно-ориентированные задания. Ваша задача – обратить внимание на структуру таких заданий и целесообразность их использования на разных этапах урока.

– Психологи утверждают, что самое приятное для слуха человека – это слышать своё имя. Чтобы вам было комфортно работать сегодня, напишите на полосках, которые лежат у вас на столах, как к вам сегодня можно обращаться.

 

Деятельностный этап

І Организационно-мотивационный этап

– Предлагаю работать под девизом «Я учусь!».

– Как вы понимаете девиз?

– Народная мудрость гласит: «Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый их вообще не совершает».

– Я желаю вам с успехом постигать премудрости природы, чтобы в дальнейшем избегать ошибок, а значит стать мудрее.

– Начнём урок по предмету «Человек и мир», 2-й класс, тема «Грибы».

 

II Проверка домашнего задания

– На предыдущем уроке вам было предложено описать одно растение из пяти (на выбор) по алгоритму, данному в таблице (Приложение 1).

(Работа в группах. На парте лежат карточки с изображением предложенных растений. Участники объединяются в группы согласно названиям растений, изображенных на карточках. В каждой группе выбирают лучшего рассказчика, который делает сообщение о своём растении).

Оценочная деятельность (самооценка и взаимооценка).

Критерии оценки:

– полнота сообщения (все ли условные обозначения учтены);
– логичность изложения.

 

Анализ этапа урока

– А сейчас предлагаю поработать экспертами. Давайте проанализируем, является ли задание, которое учащиеся выполняли дома, компетентностно-ориентированным. Для осуществления взаимодействия используем прием «Неподнятая рука» (вывешивается на доску знак «Неподнятая рука»).

– Все ли структурные компоненты присутствуют в задании? (Эксперты отмечают, что на уроке не был озвучен стимул.)

– Стимул был сформулирован на предыдущем уроке совместно с учащимися.

– Какая задачная формулировка была предложена? (Пользуясь таблицей условных обозначений, составить рассказ об уходе за растением.)

– Что являлось источником информации? (Таблица условных обозначений.)

– В какой форме проводился отчет? (В виде рассказа.)

– На развитие каких компетенций направлено это задание? (Информационно-коммуникационной.)

– Предлагаю экспертам обсудить, какой стимул можно предложить учащимся, чтобы мотивировать их на выполнение задания. (Работа экспертов в группах. Заслушиваются ответы, предложенные экспертами.)

 

– А сейчас продолжаем урок. Ваша задача – обратить внимание на компетентностно-ориентированные задания на следующих этапах урока.

 

III Определение темы урока, целеполагание

Звучит фонограмма «Звуки леса».

 

– Послушайте внимательно фонограмму и определите, куда мы сегодня отправимся в путешествие? (В лес. В верхней части доски помещаем слово «лес».)

Создание проблемной ситуации с затруднением. Коллективная работа. На доске помещены картинки. На картинках – изображения растений, животных, грибов.)

– Допустим, что у вас есть младший брат. Вы учите его различать растения и животных. Рассказываете ему об особенностях растений и животных. Распределите данные картинки на группы. (Остаются грибы).

– К какой группе отнести грибы?

– В чём затруднение? (Не знаем, к какой группе отнести грибы. По строению не похожи ни на растения, ни на животных.)

– Сформулируйте тему нашего урока. («Грибы»)

– Какую цель перед собой поставите?

Знать:

– строение грибов;
– съедобные и ядовитые грибы;
– правила сбора грибов.

Уметь:

– отличать съедобные грибы и ядовитые;
– собирать грибы. (Цели вывешиваются на доску.)

– Чтобы достичь цели, мы должны пройти три дорожки.

 

IV Работа по теме урока

1-я дорожка – строение гриба.

– Давайте определим, что такое грибы. Возьмите карточку. Выберите и подчеркните те слова, которые, на ваш взгляд, соответствуют понятию грибы. (Работа в парах.)

Карточка

Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство.

– Какие слова подчеркнули? (Живая природа, царство.)

– Докажите, что грибы относятся к живой природе. (Растут, питаются, размножаются, старятся, умирают.)

– Почему вы подчеркнули слово царство? (Грибы образуют отдельное царство живой природы.)

– Мы разделили предметы на растения и животных, но не смогли ни к одной группе отнести грибы. Значит, они имеют свои особенности в строении.

– На парте у вас лежит картинка гриба. Соберите сведения о строении гриба из картинки (с. 71) и первого абзаца статьи учебника (с. 72). Подпишите части гриба на схеме (Приложение 2).

Проверка с помощью слайда.

– Какого номера вы не нашли в учебнике? (Плодовое тело.)

– Посмотрите на названия частей гриба и скажите, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело.)

– Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете¸ почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

Проблемный вопрос

 – Почему рядом с грибом нарисованы дрожжи и хлеб? (Это тоже грибы.)

– Прочитайте второй абзац учебника и найдите ответ на вопрос: Где ещё встречаются грибы? Под микроскопом видно, что эти грибы имеют такое же строение, как и шляпочный гриб.

– Миша готовился к олимпиаде по предмету «Человек и мир». В одном из источников ему попалось задание на различение видов шляпочных грибов. Выполнив следующее задание, вы сможете помочь Мише (Работа в группах).

– Дополните схему. Запишите в квадратики каждой группы грибов соответствующие номера описаний, схематического изображения строения шляпки и изображений гриба (Приложение 3).

Проверка.
Оценивание работы с помощью сигнальных карточек.
Критерии: зелёный цвет – правильно, красный – с ошибками.

– Давайте подведем итог работы по первой дорожке.

Вывод. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство. В словаре С.И.Ожегова дано определение: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».

– Грибы состоят из плодового тела и грибницы. Шляпочные грибы бывают пластинчатыми и трубчатыми.

– Существует наука, изучающая грибы. Кто знает, как она называется? (Микология.)

 

2-я дорожка – съедобные и ядовитые грибы.

– На какие ещё группы можно разделить грибы? (Съедобные и ядовитые.)

Игра «Съедобные – несъедобные»

– Я предлагаю вам сыграть в игру «Съедобные – несъедобные», чтобы проверить знания по грибам. Я буду демонстрировать грибы. Если гриб съедобный, то показываем зеленую карточку, а если несъедобный – красную карточку.

 

 

Работа с учебником.

– Прочитайте статью учебника на странице 73 и отметьте знаком «+» то, что вам уже знакомо, а знаком «–» – новую для вас информацию. (Заслушиваются ответы детей.)

– Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)

– По каким признакам его отличают от других грибов?

– Есть в лесу ядовитые грибы, которые могут притворяться съедобными. Различить их может только опытный грибник. Ваш дедушка очень любит собирать грибы и считает себя опытным грибником. Выполнив задание, вы сможете проверить, действительно ли ваш дедушка – опытный грибник.

(Работа в группах. Каждая группа получает карточку с вопросами и памятку.) Задание: Ответьте на вопросы, используя памятку.

Карточка

Верно ли, что ложные грибы опаснее мухоморов?

1. Белый гриб можно спутать с перечным?
2. Какого цвета всегда мякоть у белого гриба?
3. Какого цвета пластинки у ложных опят?
4. У каких опят имеется кольцо из пленки: у съедобных или ядовитых?
5. Что произойдет, если разломать шляпку ложной лисички?
6. Что прежде всего нужно сделать при отравлении грибами?
7. Что нужно пить, если отравился грибами?
8. Для чего, в случае отравления, нужно сохранять все несъеденные грибы?

 

Памятка

Первая помощь при отравлении грибами:

– Необходимо немедленно вызвать врача.
– До прихода врача больному проводят промывание желудка.
– Пострадавшему нужно дать активированный уголь, уложить в постель и поить водой или крепким чаем.
– Для уточнения диагноза нужно сохранить все несъеденные грибы.

 

Проверка правильности выполнения задания по контрольной карточке.

Оценка работы группы в баллах. 1 балл – за каждый правильный ответ. Максимальное количество – 8 баллов.
Вывод. Запомни главную заповедь собирателя: не уверен – не собирай!

– Мы уже знаем строение грибов, виды грибов, умеем их различать. Вооружившись этими знаниями, мы отправляемся в лес за грибами. Но нам надо знать правила сбора грибов или иметь памятку по сбору грибов.

3-я дорожка – правила сбора грибов.

– Используя данный текст, составь памятку о том, как правильно собирать грибы. Вам в помощь предлагается инструкция по составлению памятки. (Работа в группах.)

Основной текст задачи.

Многие думают, что грибы, которые мы срываем, это самостоятельные растения. Большая часть растения находится под землей. Это грибница. Длинные, почти невидимые нити, протянулись от гриба к грибу, иногда на многие метры. А раз на одной грибнице может быть несколько грибов, значит, недалеко от первого гриба найдешь еще грибы.  Сотни лет может жить грибница – живые невидимые нити, чьи узелки превращаются в грибы.  Если ножика нет, не вырывай гриб из земли, а выкручивай. И, чтобы не повредить грибницу, засыпь ямку землей.  Пока жива грибница, на этом месте будут снова расти грибы.  Собирая грибы, особенно такие ценные, как белые, никогда не разрушайте грибницу. На разрытых местах грибница под лучами солнца высыхает и погибает. Грибов не будет ни в этом, ни в следующем году. Когда увидите эти раны леса, тщательно прикройте их мхом.  Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб ножиком.

Что такое памятка:

Памятка – это краткий документ, который содержит важные сведения для выполнения каких-то действий. Человек, который пользуется этим документом, должен поступать именно так, как написано в памятке. 

Памятка всегда пишется для каких-то определенных групп людей, а не для всех людей на свете. Поэтому памятке принято давать заголовок, в котором и пишут, для кого этот документ предназначен. Памятка представляет собой перечень правил, которыми надо руководствоваться. Эти правила могут быть расположены в любом порядке.

 

Проверка. На слайде предлагается модельный ответ:

Памятка грибнику «Как правильно собирать грибы»

1. Не разрушай грибницу.
2. Срезай грибы ножом.
3. Если ножа нет, не вырывай из земли гриб, а выкручивай.
4. Ямку на месте грибницы засыпь землей или прикрой мхом.

Взаимопроверка работы групп и оценивание по критериям.

Критерии оценивания:

1-я часть: В памятку включены верные советы – 2 балла. Для памятки отобраны только те советы, которые относятся к сбору грибов – 2 балла. Дан совет, который не относится к сбору грибов – минус 1 балл (за каждый лишний совет). Максимальное количество баллов – 5 баллов. 

2-я часть: Документу дан заголовок – 2 балла. Рекомендации представлены по пунктам – 2 балла. Максимальное количество баллов – 4 балла.

– Какой вывод мы сделаем, завершая путешествие по 3-й дорожке?

Вывод. Чтобы не нанести вред природе, грибы надо собирать правильно.

Анализ этапа урока

– А сейчас давайте вспомним, какие компетентностно-ориентированные задания вы увидели на данных этапах урока? (На слайде предлагаются названия заданий.)

– Давайте проанализируем, правильно ли они составлены с точки зрения структуры, а также на развитие каких компетенций ориентировано каждое из заданий. Поработаем в группах. (В группах работают «учащиеся». «Эксперты» по 1–2 человека присоединяются к группам и будут консультантами. Их задача – оказать помощь в выполнении задания.) Каждая группа получает название задания, которое было предложено учащимся на уроке. Нужно охарактеризовать задание по схеме (схему получает каждая группа):

Компетенция:
Аспект:
Стимул:
Задачная формулировка:
Источник информации:
Форма отчета:

Примерные ответы групп
Распределение картинок по группам
Компетенция: информационно-коммуникационная.
Аспект: решение проблемной задачи.
Стимул: вы учите младшего брата различать растения и животных, рассказываете ему об особенностях растений и животных.
Задачная формулировка. Распределите на группы предметы, изображенные на картинках. (Слайд)
Источник информации: картинки с изображением растений, животных, грибов.
Форма отчета: таблица.

Строение гриба
Компетенция: информационная.
Аспект: поиск и обработка информации.
Стимул: Мы разделили предметы на растения и животных, но не смогли ни к одной группе отнести грибы. Значит они имеют свои особенности в строении.
Задачная формулировка: Соберите сведения о строении гриба из статьи учебника на странице 72. Подпишите части гриба на схеме.
Источник информации: материал учебника.
Форма отчета: схема гриба.

Виды шляпочных грибов
Компетенция: информационная.
Аспект: умение анализировать информацию, представленную в виде схемы, описания, рисунка.
Стимул: Миша готовится к олимпиаде по предмету «Человек и мир». В одном из источников ему попалось задание на различение видов шляпочных грибов.
Задачная формулировка: Дополнить схему. Записать в квадратики каждой группы грибов соответствующие номера описаний, схематического изображения строения шляпки и изображений гриба.
Источник информации: схемы, описания, рисунки.
Форма отчета: блок-схема.

Съедобные грибы и их ядовитые двойники
Компетенция: информационно-коммуникативная.
Аспект: умение анализировать информацию, представленную в виде схемы, описания, рисунка.
Стимул: Ваш дедушка очень любит собирать грибы и считает себя опытным грибником. Выполнив задание, вы сможете проверить, действительно ли ваш дедушка – опытный грибник.
Задачная формулировка: Ответьте на вопросы, используя памятку.
Источник информации: памятка.
Форма отчета: ответы на вопросы.

Памятка грибнику «Как правильно собирать грибы»
Компетенция: коммуникативная.
Аспект: письменная коммуникация.
Стимул: Мы отправляемся в лес за грибами. Нам надо знать правила сбора грибов или иметь памятку по сбору грибов.
Задачная формулировка: Используя данный текст, составь памятку о том, как правильно собирать грибы.
Источник информации: текст, инструкция.   
Форма отчета: памятка.

– И давайте закончим урок по предмету «Человек и мир», 2-й класс. Тема «Грибы».

 

V Итог урока «Грибы»

– Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

– Как вы считаете, нам удалось достичь цели?

– С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов.)

– А сейчас с помощью теста проверим, удалось ли достичь цели. (Проведение теста в программе Plickers).

Тест

1. Что не относится к грибам

А) Дрожжи     Б) Плесень     В) Чага     Г) Тина болотная

2. Как называется часть гриба, указанная стрелкой?

А) Шляпка     Б) Ножка     В) Грибница     Г) Плодовое тело

3. Определите лишний гриб

А) Лисичка     Б) Подосиновик     В) Моховик     Г) Масленок

4. С каким грибом можно спутать белый гриб?

А) Перечный гриб     Б) Сатанинский гриб     В) Шампиньон

5. В каких местах можно собирать грибы?

А) В лесу вблизи предприятий;
Б) В лесополосах вдоль шоссейных дорог;
В) В посадках;
Г) В лесополосе вдоль железной дороги.

 

VI Домашнее задание

– Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время ее вы узнали много нового.

– Первоклассники нашей школы являются членами клуба «Эколята». Они узнали, что во втором классе изучается тема «Грибы» и просят вас, как настоящих микологов, поделиться информацией о пользе грибов. Дома вы заполните таблицу, пользуясь статьёй учебника на странице 72.

VII Рефлексия

– На «уроке для взрослых» вы получили некий опыт, он был разным, но он был вашим.

Источник мудрости – наш опыт.

– Значит, сегодня вы стали немного мудрее.

(С помощью цветовых сигналов учащиеся оценивают свои успехи на уроке.)

Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше.
У меня не всё получилось, но я постараюсь.
Ничего не понятно на уроке

 

Оценочно-рефлексивный этап

– Какую цель мы ставили в начале нашей встречи?

– Из каких же структурных компонентов состоят компетентностно-ориентированные задания? В чём их особенность?

– Сейчас предлагаю полученные знания об особенностях компетентностно-ориентированных заданий применить на практике. Объединитесь в группы и попробуйте сами составить компетентностно-ориентированные задания по теме «Насекомые» (эта тема будет изучаться на следующем уроке). В помощь предлагаются учебники для второго класса.

Составленные задания анализируются.

– Наша встреча подошла к концу. Возьмите оценочный лист «Лесенка» и отметьте, на какой ступеньке вы сейчас находитесь.

– Мы рады, что «урок для взрослых» не прошёл для вас даром и вооружил новыми и полезными знаниями.

 

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

Список использованных источников

1 Гин, С.И. Использование компетентностных заданий при обучении предмету «Человек и мир» / С.И.Гин, М.И.Добродушенко // Пачатковая школа. – 2017. – № 4. – С. 18–24.
2 Гин, С.И. Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках «Человек и мир» / С.И.Гин // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2017. – № 9. – С. 3–9.
3 Глинский, А.А. Реализация компетентносного подхода в образовательном процессе / А.А.Глинский // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2014. – № 6. – С. 12–21.
4 Гулецкая, Е.А. Реализация компетентностного подхода в начальном образовании / Е.А.Гулецкая // Пачатковая школа. – 2016. – № 11. – С. 34–38.
5 Довнар, Л.А. Компетентностно-ориентированные задания по литературному чтению для учащихся III классов / Л.А.Довнар // Пачатковая школа. – 2017. – № 5. – С. 10–14.
6 Павлов, А.К. Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современной отечественной дидактике / А.К.Павлов – [Электронный рэсурс]. – Режим доступа: https://interactiveplus.ru/e-articles/420/Action420-463165.pdf– Дата доступа: 03.03.2019.
7 Пашкевич, А.В. Компетентностно-ориентированные задания: Материалы участников Всероссийского телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» / А.В.Пашкевич. – Омск – Пойковский: Омский гос. пед. ун-т. 2012. – 200 с.
8 Попович, И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий / И.Ю.Попович // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 47–54.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий