Дыхательные игры и упражнения, которые способствуют развитию у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом, а также сформируют умение говорить спокойно, плавно, не торопясь.
Татьяна НАСТУСЕВИЧ
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный детский сад № 16 г. Лиды»,
Гродненская область
Речевое развитие ребёнка – важнейшее условие его полноценного развития. С каждым годом возрастает количество детей с различными речевыми нарушениями. Надо помнить, что одной из определяющих составляющих грамотной речи является, речевое дыхание. Хорошо известно, какую важную роль в жизни каждого взрослого и ребёнка играет дыхательный аппарат, его активное участие в образовании звуков и непосредственно звучания самого голоса; благодаря правильному речевому дыханию мы можем правильно произносить звуки, разговаривать громко, четко, выразительно, соблюдать паузы.
Очень часто можно увидеть такую ситуацию, когда ребёнок, который только начал разговаривать, пытаясь что-то сказать, делает вдох и начинает проговаривать слова, но не может закончить предложение до конца, так как малышу не хватает набранного дыхания. Что в итоге получается? Малыш останавливается, чтобы добрать воздух, возникает пауза, и ребёнок забывает, о чем говорил в начале разговора. В данном случае мы наблюдаем, что воздух расходуется нерационально.
Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы и гаймориты), но основной причиной считается малоподвижный образ жизни.
Основные компоненты правильного речевого дыхания:
– короткий сильный вдох через нос;
– выдох должен осуществляется плавно, при этом избегать толчков; губы при этом необходимо складывать трубочкой;
– выдох происходит через рот, а не через нос;
– выдох должен осуществляться до самого конца.
Чтобы учить ребёнка правильно дышать и распределять воздух, на помощь к нам приходят дыхательные игры и упражнения, которые способствуют развитию у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом, а также сформируют умение говорить спокойно, плавно, не торопясь. Поэтому так важно использовать их в коррекционно-педагогическую работе и в домашних условиях.
При выполнении игр и упражнений для развития речевого дыхания необходимо придерживаться следующих правил:
– упражнения следует проводить в течение 3–6 минут; количество минут зависит от возраста детей (малышам от 2 до 3 лет упражнения нужно выполнять в течение 3 минут);
– игры и упражнения важно проводить в хорошо проветриваемом помещении.
Игра «Вертушка-хохотушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха, тренировка губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры. Покажите ребёнку вертушку, предложите подуть на нее:
– Сегодня я предлагаю поиграть с вертушкой-хохотушкой. Если на нее подуть, то она закружится и начнет хохотать. Давай проверим и подуем на вертушку, правда это или нет. Вот так чудеса, и вправду завертелась, закружилась, да и хохочет звонко! Давай еще сильнее – вертушка кружится еще сильнее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей, а также, сопровождается стихотворением:
Ветер, ветер озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ты гони-гони листок,
Прямо-прямо на восток!
Игра «Вулкан в стакане»
Цель: развитие сильного ротового выдоха, умения дуть через трубочку; тренировка губных мышц.
Оборудование: емкость с водой, трубочка от коктейля.
Ход игры. В емкость, наполовину наполненную водой, опустите трубочку и подуйте в нее.
– Сейчас мы с тобой устроим самый настоящий вулкан в стакане! Для этого нам понадобится волшебная трубочка, которая окунается в стакан. Нам нужно подуть как можно сильнее. Если будешь дуть слабо, то получится маленький вулкан. А если подуть сильно, то получится сильный вулкан. Давай устроим настоящий «вулкан»!
Игра «Футбольный матч»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; тренировка губных мышц.
Оборудование: мяч из фольги, ворота, макет «футбольного поля», трубочки от коктейля.
Ход игры. В игре принимают участие два игрока. На невысокий стол поставьте «футбольное поле», каждому игроку дайте по трубочке. По сигналу каждый участник поочередно пытается загнать мяч в ворота соперника.
– Представьте, что мы с вами попали на футбольный матч. Давайте сыграем в футбол. Кто окажется самым ловким футболистом? Поочередно будем дуть на «футбольный мяч», загоняя гол в ворота сопернику. Победит тот, кто больше всего загонит голов в ворота. Как здорово у вас получается, какие молодцы!
Игра «Божья коровка на цветочке»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: картинка цветочка с прикрепленной к нему божьей коровкой,
Ход игры. Педагог раскладывает на столе «цветочки» и «божьих коровок».
– К нам прилетела божья коровка, но у нее мокрые крылышки и ей трудно взлететь. Давай мы поможем ей взлететь! Ребёнок плавно дует на «божью коровку».
Игра «Весёлый клоун»
Цель: развитие умения делать плавный длительный выдох.
Оборудование: игрушечный клоун, маленькие мягкие шарики.
Ход игры.
– Мы сегодня отправляемся на цирковое представление, где будет выступать клоун Тёпа. А ты ему будешь помогать? Нужно помочь клоуну перебросить шары через обруч с помощью дыхания. Взрослый вместе с ребёнком выполняет упражнение и следит, чтобы ребёнок не поднимал плечи.
Игра «Горячий чай»
Цель: развитие умения делать плавный длительный выдох (не добирая выдох).
Оборудование: чашки с блюдцами, игрушка Совунья.
Ход игры. Перед началом игры следует накрыть стол для чаепития.
– Сегодня у нас в гостях Совунья. Давай угостим гостя чаем! Но чай очень горячий, нужно его остудить. Давай подуем на чай, чтобы он остыл.
Игра может проводиться индивидуально или в группе детей.
Только научившись правильно дышать, ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Использование игр и упражнений по развитию речевого дыхания в повседневной жизни помогает ребёнку в овладении нормальным звукопроизношением, создает условия для поддержания громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, соблюдения плавности речи и интонационной выразительности. И самое главное, они укрепляют здоровье малыша.