Урок-проект «Чудеса под Новый год». Решение задач на нахождение времени. Математика, 4-й класс

- 9:39Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

 

Жанна БЕЛЬЧИЦКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 3 г. Новогрудка им. В.Г.Гахович»,
Гродненская область

 

 

 

Предмет: Математика

Класс: 4

Тема: Задачи на нахождение времени

Цели:

– познакомить со способом решения задач на нахождение времени;
– совершенствовать вычислительные умения и навыки;
– закреплять умение решать задачи.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие (ч. 1), рабочая тетрадь, карточки с числами 5, 6, 11, 115, 194, 3 и на обратной стороне – с буквами слова «движение», карточки для парной работы, задания на мультиборде, задания с QR-кодами, ёлка с шарами-желаниями, канцелярские товары, посылка для детей из приюта.

 

Ход урока

1 Организационный момент

– Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вместе с вами приветствовать на нашем уроке гостей. Скажите, пожалуйста, вы любите чудеса, волшебство, сказки? А как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю? (Скоро Новый год.) Верно, скоро Новый год. А что такое Новый год? (Праздник.) Когда отмечают этот праздник? (Зимой.)

Зима – самое суровое время года. Ее прозвали в народе «подбериха», потому что с приходом зимы наступает пора подбирать то, что припасло лето.

Снегом все запорошило:
И деревья, и дома.
Это значит, наступила
Белоснежная …  (зима).
Все поют и веселятся,
Водят шумный хоровод,
Потому что нынче праздник!
Что за праздник? (Новый год!)

– Но для некоторых детей это время не совсем весёлое. Предлагаю сегодня всем вместе собрать новогодний подарок для детей из приюта! Согласны? Тогда сегодня на уроке мы с вами будем собирать «Корзину добра».

 

2 Проверка домашнего задания. Взаимопроверка

– Прочитайте уравнение, значение которого представлено наименьшим числом. (32.)

– Прочитайте уравнение, значение которого на 706 единиц больше предыдущего. (738.)

– Прочитайте уравнение, в значении которого число десятков на 4 больше, чем число сотен. (157.)

– Прочитайте уравнение, в значении которого 1 единица III разряда, 2 единицы II разряда и 9 единиц I разряда. (129.)

Во время проверки домашнего задания трое детей работают по индивидуальным карточкам с заданиями.

Задания на карточках:

1. Найди значение числового выражения.

(123 299 – 22 395) : 2 – 2ꞏ89 = 50274

2. Реши задачу.

Из двух городов одновременно в противоположных направлениях выехали локомотив и автомобиль. Скорость локомотива 48 км/час, а автомобиля – 72 км/час. Через какое время расстояние между ними будет 360 км?

48 + 72 = 120 (км/ч)
360 : 120 = 3 (ч)

Ответ: 3 часа.

3. Реши задачу.

Из города одновременно в разных направлениях выехали автомобиль и велосипедист. Скорость автомобиля 65 км/час, а велосипедиста – 25 км/час. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

65 + 25 = 90 (км/ч)        65 ꞏ 3 = 195 (км)
90 ꞏ 3 = 270 (км)            25 ꞏ 3 = 75 (км)
                                      195 + 75 = 270 (км)

Ответ: 270 километров.

 

Один учащийся работает на мультиборде (https://learningapps.org/view33193379).

 

Выполнив задания и проверив домашнее задание, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.

        

 

3 Актуализация знаний. Устный счёт

1. Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

117   280 : 5 = 23456              39   886 : 7 = 5 698
35   856 : 4 = 8964                  60   256 : 8 = 7532

2. Объясните, что обозначают выражения, составленные к следующей задаче.

От станции одновременно в противоположных направлениях выехали два поезда. Скорость одного – 70 км/ч, а другого – 80 км/ч.

70 + 80               80 – 70

3. УП, с. 107, № 5 (устно). Учитель предлагает вспомнить про взаимосвязь компонентов действия деления.

Делимое

81

45

?  (115)

80

? (194)

Делитель

15

?  (11)

12

25

9

Частное

?  (5)

4

9

?  (3)

21

Остаток

? (6)

1

7

?  (5)

5

 

– Выполните вычисления и прочитайте слово. (Движение.) Это и будет тема нашего урока.

11

6

115

3

5

194

115

5

д

в

и

ж

е

н

и

е

 

Один учащийся работает на мультиборде (https://learningapps.org/view33193563)

 

Выполнив задания, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.

        

4 Сообщение темы урока. Постановка целей

– Тема нашего урока связана с движением («Решение задач на нахождение времени»).

– Какие задачи поставим перед собой?

 

5 Изучение новой темы

УП, с. 106, рамка.

Дедушка Мороз и Снегурочка выехали на лыжах с подарками к Новому году навстречу друг другу из двух посёлков, расстояние между которыми – 20 км. Скорость Дедушки Мороза – 6 км/ч, а Снегурочки – 4 км/ч. Через какое время встретились Дедушка Мороз и Снегурочка?

Подобные задачи являются обратными задачам на встречное движение (нахождение времени), с которыми учащиеся уже знакомы. Учитель предлагает рассмотреть схему и изучить приведенный план.

– Что мы должны знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Знаем ли мы скорость? А можем узнать?
– Что мы уже знаем?
– Можем ли мы сейчас найти время? Как?

УП, с. 106, № 1.

Задача 1, с. 106 является аналогичной рассмотренной выше. Полезно нарисовать к ней схему.

 

 

 

Работа над задачей самостоятельно в группах

90 + 80 = 170 (км/ч) – скорость сближения
850 : 170 = 5 (ч) – столько времени надо

Ответ: 5 часов.

Во время самостоятельной работы 4 человека по очереди работают у мультиборда (https://learningapps.org/view33193715).

 

Решите задачи.

1) Расстояние между двумя пристанями – 90 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода с подарками к Новому году. Сколько часов им понадобится, чтобы встретиться, если скорость первого – 20 км/ч, а второго – 25 км/ч?

2) Две лодки с подарками к Новому году, расстояние между которыми 90 км, начали движение навстречу друг другу. Скорость одной из них – 10 км/ч, другой – 8 км/ч. Сколько часов понадобится лодкам, чтобы встретиться?

3) Из двух городов одновременно вылетели навстречу друг другу два голубя с письмами от Дедушки Мороза. Они преодолели расстояние в 520 км. Скорость одного голубя 62 км/ч, а второго – 68 км/ч. Сколько часов понадобится голубям, чтобы встретиться?

4) Леший и Баба-Яга вышли с подарками к Новому году одновременно из двух деревень навстречу друг другу. Леший шёл со скоростью 5 км/ч, скорость Бабы Яги – 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между деревнями 36 км?

 

Выполнив задания, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.

 

6 Физкультминутка

 

7 Закрепление изученного

УП, с. 106, № 4.

Учащиеся решают примеры в группах, вспоминая порядок действий. Двое учащихся работают у доски.

235ꞏ3 – 916 : 4 = 705 – 229 = 476
756 : (881 – 877) ꞏ 5 = 189 ꞏ 5 = 945

 

Выполнив задания, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.

 

        

УП, с. 106, № 2. Сначала нужно найти площадь фотографии (16 · 9 = 144 (см2)), затем – площадь рамки (144 · 2 = 288 (см2)). После этого можно ответить на вопрос (288 – 144 = 144 (см2)).

 

Выполнив задания, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.

        

8 Подведение итогов

– Чему вы учились на уроке?
– Все ли вам было понятно?
– Кому нужна помощь?
– За что вы себя можете похвалить?

 

9 Рефлексия

– «Корзина добра» собрана. Смело можем отправлять её детишкам из приюта. Пускай и у них будет настоящий праздник!

 

10 Домашнее задание

С. 107, № 1, 2

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий