Жанна БЕЛЬЧИЦКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 3 г. Новогрудка им. В.Г.Гахович»,
Гродненская область
Предмет: Математика
Класс: 4
Тема: Задачи на нахождение времени
Цели:
– познакомить со способом решения задач на нахождение времени;
– совершенствовать вычислительные умения и навыки;
– закреплять умение решать задачи.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие (ч. 1), рабочая тетрадь, карточки с числами 5, 6, 11, 115, 194, 3 и на обратной стороне – с буквами слова «движение», карточки для парной работы, задания на мультиборде, задания с QR-кодами, ёлка с шарами-желаниями, канцелярские товары, посылка для детей из приюта.
Ход урока
1 Организационный момент
– Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вместе с вами приветствовать на нашем уроке гостей. Скажите, пожалуйста, вы любите чудеса, волшебство, сказки? А как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю? (Скоро Новый год.) Верно, скоро Новый год. А что такое Новый год? (Праздник.) Когда отмечают этот праздник? (Зимой.)
Зима – самое суровое время года. Ее прозвали в народе «подбериха», потому что с приходом зимы наступает пора подбирать то, что припасло лето.
Снегом все запорошило:
И деревья, и дома.
Это значит, наступила
Белоснежная … (зима).
Все поют и веселятся,
Водят шумный хоровод,
Потому что нынче праздник!
Что за праздник? (Новый год!)
– Но для некоторых детей это время не совсем весёлое. Предлагаю сегодня всем вместе собрать новогодний подарок для детей из приюта! Согласны? Тогда сегодня на уроке мы с вами будем собирать «Корзину добра».
2 Проверка домашнего задания. Взаимопроверка
– Прочитайте уравнение, значение которого представлено наименьшим числом. (32.)
– Прочитайте уравнение, значение которого на 706 единиц больше предыдущего. (738.)
– Прочитайте уравнение, в значении которого число десятков на 4 больше, чем число сотен. (157.)
– Прочитайте уравнение, в значении которого 1 единица III разряда, 2 единицы II разряда и 9 единиц I разряда. (129.)
Во время проверки домашнего задания трое детей работают по индивидуальным карточкам с заданиями.
Задания на карточках:
1. Найди значение числового выражения.
(123 299 – 22 395) : 2 – 2ꞏ89 = 50274
2. Реши задачу.
Из двух городов одновременно в противоположных направлениях выехали локомотив и автомобиль. Скорость локомотива 48 км/час, а автомобиля – 72 км/час. Через какое время расстояние между ними будет 360 км?
48 + 72 = 120 (км/ч)
360 : 120 = 3 (ч)
Ответ: 3 часа.
3. Реши задачу.
Из города одновременно в разных направлениях выехали автомобиль и велосипедист. Скорость автомобиля 65 км/час, а велосипедиста – 25 км/час. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
65 + 25 = 90 (км/ч) 65 ꞏ 3 = 195 (км)
90 ꞏ 3 = 270 (км) 25 ꞏ 3 = 75 (км)
195 + 75 = 270 (км)
Ответ: 270 километров.
Один учащийся работает на мультиборде (https://learningapps.org/view33193379).
Выполнив задания и проверив домашнее задание, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.
3 Актуализация знаний. Устный счёт
1. Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.
117 280 : 5 = 23456 39 886 : 7 = 5 698
35 856 : 4 = 8964 60 256 : 8 = 7532
2. Объясните, что обозначают выражения, составленные к следующей задаче.
От станции одновременно в противоположных направлениях выехали два поезда. Скорость одного – 70 км/ч, а другого – 80 км/ч.
70 + 80 80 – 70
3. УП, с. 107, № 5 (устно). Учитель предлагает вспомнить про взаимосвязь компонентов действия деления.
Делимое |
81 |
45 |
? (115) |
80 |
? (194) |
Делитель |
15 |
? (11) |
12 |
25 |
9 |
Частное |
? (5) |
4 |
9 |
? (3) |
21 |
Остаток |
? (6) |
1 |
7 |
? (5) |
5 |
– Выполните вычисления и прочитайте слово. (Движение.) Это и будет тема нашего урока.
11 |
6 |
115 |
3 |
5 |
194 |
115 |
5 |
д |
в |
и |
ж |
е |
н |
и |
е |
Один учащийся работает на мультиборде (https://learningapps.org/view33193563)
Выполнив задания, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.
4 Сообщение темы урока. Постановка целей
– Тема нашего урока связана с движением («Решение задач на нахождение времени»).
– Какие задачи поставим перед собой?
5 Изучение новой темы
УП, с. 106, рамка.
Дедушка Мороз и Снегурочка выехали на лыжах с подарками к Новому году навстречу друг другу из двух посёлков, расстояние между которыми – 20 км. Скорость Дедушки Мороза – 6 км/ч, а Снегурочки – 4 км/ч. Через какое время встретились Дедушка Мороз и Снегурочка?
Подобные задачи являются обратными задачам на встречное движение (нахождение времени), с которыми учащиеся уже знакомы. Учитель предлагает рассмотреть схему и изучить приведенный план.
– Что мы должны знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Знаем ли мы скорость? А можем узнать?
– Что мы уже знаем?
– Можем ли мы сейчас найти время? Как?
УП, с. 106, № 1.
Задача 1, с. 106 является аналогичной рассмотренной выше. Полезно нарисовать к ней схему.
Работа над задачей самостоятельно в группах
90 + 80 = 170 (км/ч) – скорость сближения
850 : 170 = 5 (ч) – столько времени надо
Ответ: 5 часов.
Во время самостоятельной работы 4 человека по очереди работают у мультиборда (https://learningapps.org/view33193715).
Решите задачи.
1) Расстояние между двумя пристанями – 90 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода с подарками к Новому году. Сколько часов им понадобится, чтобы встретиться, если скорость первого – 20 км/ч, а второго – 25 км/ч?
2) Две лодки с подарками к Новому году, расстояние между которыми 90 км, начали движение навстречу друг другу. Скорость одной из них – 10 км/ч, другой – 8 км/ч. Сколько часов понадобится лодкам, чтобы встретиться?
3) Из двух городов одновременно вылетели навстречу друг другу два голубя с письмами от Дедушки Мороза. Они преодолели расстояние в 520 км. Скорость одного голубя 62 км/ч, а второго – 68 км/ч. Сколько часов понадобится голубям, чтобы встретиться?
4) Леший и Баба-Яга вышли с подарками к Новому году одновременно из двух деревень навстречу друг другу. Леший шёл со скоростью 5 км/ч, скорость Бабы Яги – 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между деревнями 36 км?
Выполнив задания, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.
6 Физкультминутка
7 Закрепление изученного
УП, с. 106, № 4.
Учащиеся решают примеры в группах, вспоминая порядок действий. Двое учащихся работают у доски.
235ꞏ3 – 916 : 4 = 705 – 229 = 476
756 : (881 – 877) ꞏ 5 = 189 ꞏ 5 = 945
Выполнив задания, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.
УП, с. 106, № 2. Сначала нужно найти площадь фотографии (16 · 9 = 144 (см2)), затем – площадь рамки (144 · 2 = 288 (см2)). После этого можно ответить на вопрос (288 – 144 = 144 (см2)).
Выполнив задания, учащиеся имеют возможность снять «Шар желания» с ёлки и пополнить посылку.
8 Подведение итогов
– Чему вы учились на уроке?
– Все ли вам было понятно?
– Кому нужна помощь?
– За что вы себя можете похвалить?
9 Рефлексия
– «Корзина добра» собрана. Смело можем отправлять её детишкам из приюта. Пускай и у них будет настоящий праздник!
10 Домашнее задание
С. 107, № 1, 2