Педагог использует воздушные шары разных размеров и цветов для развития детей, расширения их представлений об окружающем мире.
Олеся ИОВИНА,
учитель-дефектолог
ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гомельская область
Тема: «Шарики».
Программное содержание:
– формирование эмоциональных, доверительных отношение между ребёнком и педагогом, создание положительного эмоционального фона у детей;
– отработка навыка приветствия (жестом, словом);
– развитие целостного восприятия предмета путём составления разрезных картинок из двух и трех частей;
– развитие ориентировочно-исследовательских действий, расширение представлений и знаний ребёнка о мире;
– развитие тактильного восприятия, мелких движений пальцев рук, совершенствование координации ведущей руки;
– закрепление умения соотносить предметы по цвету и величине;
– стимуляция речевой активности, речевого внимания, понимания речи.
Оборудование: воздушные шары разных размеров и цветов, разрезные картинки, емкости (большая и маленькая), краски, бумага, игрушка, платок, аудиозапись.
Ход занятия
1 Организационный момент
Приветствие. Эмоциональный настрой на работу
Учитель-дефектолог. Ребята, я рада видеть вас сегодня, давайте поприветствуем друг друга (дети становятся в круг).
Учитель-дефектолог приветствует ребенка (жест «привет»), называет каждого ребенка по имени.
Как ещё мы можем поздороваться (пожать руку, приветствуем друг друга, пожимая руки, обняться). А еще мы можем улыбнуться (дарим улыбку друг другу)
Звучит аудиозапись Е.Железновой «Песенка-приветствие». Дети повторяют движения самостоятельно или с помощью взрослого.
2 Основная часть занятия
Знакомство с темой
Учитель-дефектолог. Сегодня мы с вами будем играть, а вот с чем будем играть, узнаем, выполнив задание.
Игра «Составь разрезную картинку»
У детей подносы с предметными картинками (шарик), разрезанными на 2–3 части (зависит от возможностей воспитанников). Дети составляют картинку сопряженно с педагогом, один ребенок выполняет по образцу. (Это шарик!) Каждому ребенку раздаётся воздушный шар. Дети играют с воздушными шариками (за столом).
Педагог называет характеристики шарика (воздушный, легкий, гладкий, твердый, круглый).
Подбрасывают вверх, ловят, наблюдают, как медленно и тихо шарик падает («легкий»), гладят ладошкой в разные стороны («гладкий»), нажимают кончиками пальцев («твердый»), обводят шарик руками («круглый»).
Дыхательная гимнастика
Учитель-дефектолог. Ребята, а как громко шарик лопается?
Давайте хлопнем в ладоши все вместе, покажем, как лопается шар (дети сопряженно или самостоятельно хлопают в ладоши «бух»).
А теперь давайте покажем, как надуть шар (дети подставляют ладошки ко рту и делают сильный выдох, имитируя надувание шарика).
Повторяется несколько раз с увеличением скорости (по возможности).
Игра «Сортировка» (по величине)
Учитель-дефектолог. Ребята, все шарики перепутались. Давайте им поможем найти свой домик. (Дети раскладывают шары в емкости по величине: в большую емкость – большие шары, в маленькую – маленькие)
Молодцы, ребята! Все шары разложили в домики! Покажите, где маленькие шарики? Вот здесь! А где большие шарики? Вот здесь!
Игра «Достань шарик» (тоннель)
Учитель-дефектолог. Ребята, давайте поищем шарики в моём кабинете! Где они могут быть? (Каждый ребёнок пролезает по тоннелю и находит шарик)
Динамическая пауза
Шарики, шарики прилетели к нам,
Весело хлопаем мы в ладоши вам.
Звучит аудиозапись Е.Железновой «Воздушный шарик»
Учитель-дефектолог. Мы нашли все шарики, а теперь давайте поиграем с ними. Поиграем с шариками: бросаем, толкаем ножкой, хлопаем, поднимаем с пола, ловим.
Игра «Сортировка» (по цвету)
Учитель-дефектолог. Мы весело поиграли, сейчас давайте уберём! Мы будем собирать шарики и класть в корзину того же цвета, что и шарик. (Дети собирают шары и раскладывают по цвету сопряжённо, с помощью взрослого или самостоятельно)
Игра «Весёлый шарик»
Учитель-дефектолог. Ребята, давайте немножко отдохнём, сядем на свои места. Что-то наши шарики загрустили? Давайте поможем им развеселиться, а для этого раскрасим их.
Играет музыка. Дети рисуют на шарике пальчиками, обмакнув их в краску.
3 Заключительная часть занятия
Подведение итога. Рефлексия
Учитель-дефектолог. Ребята, мы сегодня с вами играли с воздушными шариками. Бросали, ловили, трогали их. Что еще узнали? (Узнали, что шары легкие, круглые, гладкие и разноцветные) Молодцы! (Каждый получит свой шарик).
Звучит веселая музыка, дети хлопают в ладоши.