Разработка игры адресуется учителям как материал в помощь при проведении предметной недели или декады естественнонаучной грамотности. В ходе игры проверяется уровень знаний учащихся в области физики, географии, биологии и химии. Учащиеся не только расширяют свой запас знаний, но также и учатся работать в одной команде.
Светлана БИРЮК,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Цели и задачи игры: расширить знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект; формировать дружеские отношения, умение работать командой.
Возрастная категория учащихся: 8–11-е классы.
Оборудование: карточки для ответов, картинка (морковь в ведре) – вопрос № 10, ящик для вопроса № 11, специи, секундомер, мелодия начала игры, вопросы для «Разминки».
Ход игры
Вступление. Представление команд
– Добрый день! У нас в школе проходит декада естественнонаучной грамотности. Девиз декады: «Без географии вы нигде! Без химии вы никак! Без биологии вы никто! Без физики вас нет!». В рамках этой декады я рада приветствовать вас на игре «Что? Где? Когда?», которая посвящена этим четырем важным наукам. Следить за игрой будет наше уважаемое жюри (ведущий представляет жюри).
– Для начала всем командам я предлагаю выбрать название команды и записать его, выбрать капитана команды и одного учащегося, который будет записывать ваши ответы.
– Поприветствуем команды (ведущий представляет команды).
Конкурс «Разминка»
– Начнем мы с «Разминки». Вам предлагается таблица, в которой записано 20 вопросов. Внимательно изучите их и запишите правильные ответы в пустые клеточки. Время выполнения задания – 10 минут. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Время пошло.
Вопросы |
Ответы |
|
1. |
Вода в твердом виде |
Лед |
2. |
Известно, что земные сутки длятся на экваторе – 24 часа, а сколько на Северном полюсе? |
24 часа |
3. |
Число количества материков умножьте на число океанов |
24 |
4. |
Погода без ветра … |
Штиль |
5. |
Крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности |
Банк |
6. |
Один из самых дорогих драгоценных металлов |
Платина |
7. |
Электрический разряд как природное явление |
Молния |
8. |
Несгораемый металлический ящик для хранения денег. |
Сейф |
9. |
Его скорость – 343,3 метра в секунду |
Звук |
10. |
Период вращения Земли вокруг своей оси |
Сутки, 24 часа |
11. |
Какая трава самая высокая? |
Бамбук |
12. |
В каком море самая соленая вода? |
Мертвое море |
13. |
Самая большая змея на Земле? |
Анаконда |
14. |
Самая большая пустыня Земли? |
Сахара |
15. |
Как называется воздушная оболочка Земли? |
Атмосфера |
16. |
Кто открыл периодический закон? |
Менделеев |
17. |
Формула воды |
Н2О |
18. |
Его скорость – около 300 тыс. километров в секунду |
Свет |
19. |
Какая птица самая крупная? |
Страус |
20. |
Сколько ног у паука? |
8 |
Основная часть игры
– Пока жюри подсчитывает ваши результаты, напомню правила игры. Перед вами находятся листочки бумаги. Пронумеруйте их от 1 до 20. Я зачитываю вопрос, вам даётся одна минута для обсуждения. По истечении минуты вы записываете ответ на листочек и передаете моим помощникам. Затем я произношу правильный ответ. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает два балла. Всего в игре 20 вопросов из самых разных областей знаний. Для отдыха предусмотрен пятиминутный перерыв. После перерыва игра возобновляется вновь. Правила вспомнили. Итак, начнем игру!
Часть 1
Вопрос 1. По народным преданиям, на создание японской письменности и выбор существующих ныне иероглифов оказали влияние очень близкие людям существа. Кто они? (Это куры со своим своеобразным отпечатком лапок).
Вопрос 2. Сингапур прекратил ее производство и продажу на своей территории, а также экспорт в 1992 году. Такое решение было обосновано тем, что она загрязняет улицы городов и общественный транспорт. И только с недавнего времени ее употребление в Сингапуре перестало быть уголовным преступлением. Однако теперь ее можно будет купить только в аптеке как медицинский препарат для очистки зубов и исключительно по рецепту врача. Назовите ее. (Жевательная резинка).
Вопрос 3. Вам, возможно, не раз случалось пользоваться ею, хотя ни в школах, ни в учреждениях высшего образования она официально не одобряется. Василий Ливанов сказал, что она – попутный ветер для умного и мель для глупца. Подскажем, что ее можно найти в некоторых вопросах «Что? Где? Когда?», в том числе и в этом вопросе. Назовите ЕЕ. (Подсказка).
Вопрос 4. В географии она добрая, в футболе – последняя, в песне – помогает ориентироваться в жизни, для историков – парусное судно первой русской кругосветной экспедиции. Что это? (Надежда).
Вопрос 5. Хотя это и противоречит полученным еще в школе знаниям, известно, что в 1820 году в центральных губерниях России это произошло в сентябре. А в пустыне Сахара это произошло 18 февраля 1979 года. Назовите это событие. (Выпал снег).
Вопрос 6. Этот напиток с горьким вкусом помогает умственной деятельности, отгоняет сон, облегчает тело, просветляет взор. Если это питье употреблять длительное время, оно будет способствовать усилению духа, смягчению сердца, снимет утомление и противостоит лени. О каком напитке так сказал древний китайский целитель Хуа То Шидзин? (Речь идет о тонизирующем напитке – чае).
Вопрос 7. Всем известна картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на полотне, в том время как эта деталь есть у каждого человека? (Брови).
Вопрос 8. В XIV–XVI веках этот наряд носили мужчины. Начиная с XVII века, он стал исключительно женским. Названий у него было много: шторник, кумашник, пестряк, шубка и другие. О каком наряде идет речь? (Сарафан).
Вопрос 9. Это растение тепло- и влаголюбиво. Растет оно только в воде и весьма выгодно для выращивания, поскольку в теплом климате дает урожай три раза в год. Этим растением питается половина человечества. (Рис).
Вопрос 10. На одном сайте по продаже вещей, бывших в употреблении, были обнаружены подобные предметы. Что же предлагалось? (Бывший снеговик).
Музыкальная пауза
Часть 2
Вопрос 11. Тем, что находится в черном ящике, мечтали обладать многие европейские правители. Это ценилось на вес золота. Снаряжались экспедиции для поиска далекой страны, обладающей этим в изобилии. Вопрос: что находится в черном ящике? (Специи).
Вопрос 12. В основном вся посуда африканской семьи «растет» возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы. Вопрос: какое это растение? (Тыква).
Вопрос 13. Мне нравятся крупные формы. Разделяете ли вы мою любовь к большим расстояниям, высотным зданиям и огромным арбузам? А теперь вопрос. Так называют и химический элемент, человека огромных творческих возможностей и большой кипятильник для воды. Что это? (Титан).
Вопрос 14. Во время Первой мировой войны один из лётчиков, самолет которого был подбит в бою, был вынужден сесть в поле гречихи.
Вопрос 15. Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах – голубые? (В самолетах нет стоп-кранов).
Вопрос 16. В одном из мультфильмов сериала «Маша и Медведь» Маша надевает на голову стеклянную банку и передвигается по столу. Назовите двумя словами движение, которое она при этом демонстрирует. (Лунная походка).
Вопрос 17. В конце июля в Гааге прошел необычный слет. Все его участники называли себя Николаями. Один из вопросов слета был о трудностях проникновения в дом через печные трубы. Как бы назвал себя представитель России и Беларуси на этом слете? (Дед Мороз).
Вопрос 18. До тех пор, пока у этого средства передвижения не появилась надутая воздухом шина, людям здорово пришлось помучиться, за что и прозвали его костотрясом. Еще одно название этого средства передвижения – паук, так как спереди у него стояло громадное металлическое колесо с множеством тонких блестящих спиц, которое очень напоминало паутину. А какое название у него сейчас? (Велосипед).
Вопрос 19. Эту лиану человек научился возделывать в своих садах. Она дает ему сладкие вкусные ягоды более двадцати пяти тысяч сортов. Что это за лиана? (Виноград).
Вопрос 20. Во время походов Александра Македонского греки увидели в Индии нечто, что потом они назвали «шерстью дерева». Что это? (Хлопок).
Подведение итогов
– Слово уважаемому жюри. Подведем итоги (жюри оглашает результаты).
Награждение победителей.