Дидактическая игра «Построй свой дом» позволяет усвоить не только основы экономики, но и развить целый ряд навыков.
Инна ПОЛУЯНЦЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область
Чтобы вырастить человека активного, всесторонне развитого, готового к реальной современной жизни, имеет смысл заняться экономическим воспитанием с раннего возраста.
Откуда берутся денежные и иные средства? Как ими следует распоряжаться? Основы экономии и ответы на различные вопросы необходимо донести до детей в доступной форме. В этом деле полезны сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные конкурсы и викторины, занятия по формированию экономических знаний, простой анализ элементарных экономических ситуаций, решение задач с экономическим содержанием, работа с цифровым и геометрическим материалом. С 1-го по 4-й класс это может проходить в форме дидактической игры, где задания необходимо постепенно усложнять. Важно акцентировать самостоятельность учащегося.
Дидактическая игра «Построй свой дом» позволяет усвоить не только основы экономики, но и развить целый ряд навыков. Необходимо напомнить детям, что некоторые вещи нельзя купить. А деньги – это то, чем можно управлять, но не служить им!
Работая с детьми младшего школьного возраста, на уроках по предмету «Человек и мир» во 2-м классе с большим успехом использую эту дидактическую игру.
Цель дидактической игры заключается в формировании основ экономической культуры младших школьников.
Задачи:
– формировать умение планировать бюджет, контролировать собственные доходы и расходы;
– оценивать товары в плане экономической рациональности и необходимости их грамотного использования;
– развивать качества делового человека: бережливость, предприимчивость, расчётливость, экономию; здоровые материальные потребности, умение грамотно распоряжаться деньгами;
– воспитывать экономически активного гражданина.
Краткое описание игры
Учащимся предлагается «построить дом», используя материалы (геометрические фигуры): крыша, стены, фундамент, окна, двери (Приложение). Каждая деталь (часть дома) имеет свою цену. Исходя из изученного разряда чисел, цены на части дома могут отличаться (например, в 1-м классе это могут быть числа от 1 до 20, во 2-м классе – числа от 1 до 100, в 3-м классе – от 1 до 1000 и т.д.). Если в классе идет изучение чисел от 1 до 20, то сумма всего дома не должна превышать 20 рублей. Например, стены маленького дома – 5 рублей, стены большого дома – 6 рублей, дверь и маленькое окно – 1 рубль, большое окно – 2 рубля, крыша – 6 рублей.
Дети «строят свой дом и рассчитывают его стоимость, исходя из материалов, взятых в работу. Далее сравнивают сумму, выданную им на строительство дома с конечной стоимостью дома. При этом у учащихся, помимо формирования основ экономической культуры, закрепляются навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа, различать геометрические фигуры.