Автор делится опытом создания школьного телевидения «ДеТVора», в работе которого задействованы учащиеся с 4-го по 11-й классы. Помимо воспитательного потенциала, школьное телевидение дает возможность познакомиться с деятельностью журналиста-телевизионщика, овладеть техническими навыками монтажа видеоконтента и обработки собранной информации.
Марина ГРИНЦЕВИЧ,
учитель белорусского языка и литературы,
руководитель школьного телевидения «ДеТVора»,
Ольга Козликина,
заместитель директора по воспитательной работе
ГУО “Средняя школа № 15 г. Лиды”,
Гродненская область
Вопросы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания волновали общество во все времена. И в наши дни проблема воспитания подрастающего поколения остаётся актуальной. В современных условиях на формирование ценностных ориентаций у молодёжи влияют средства массовой информации (печать, телевидение, театр, кино), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, нравственных ценностей, моральных и правовых норм).
Средствами массовой информации необходимо воспитывать у молодежи активную жизненную позицию, заботиться о привитии ей нравственных, общественных, патриотических ценностей. В последние годы в инновационном движении появляется всё больше проектов, объединённых общим подходом – сотрудничество учителя и ученика. Именно этот подход стал основополагающим при рождении школьного телевидения «ДеТVора», и сейчас это уже неотъемлемая составляющая воспитательного процесса в нашем учреждении образования.
В жизни школы происходит много событий, и школьное телевидение освещает всё самое значимое и актуальное. Цель школьного телевидения – развитие творческой, всесторонне образованной, социально позитивной личности, способной применять полученные знания на практике. К выпуску рубрик школьного телевидения привлекаются учащиеся IV–VIII, IX–XI классов. Так ребята учатся работать с информацией, находить её в различных источниках, обрабатывать, обмениваться информацией со сверстниками.
Помимо приобретения навыков работы на телевидении, ребята ещё овладевают и техническими навыками обработки собранной информации. Написание сценариев для различных роликов, умелое, грамотно организованное распределение обязанностей участников школьного телевидения способствуют формированию таких качеств, как организованность, самостоятельность, собранность, индивидуальность самовыражения.
Каждый участник творческой группы школьного телевидения отвечает за определённый участок работы: художники подбирают фотографии, сценаристы школьного телевидения работают над сюжетом видеоролика, операторы осуществляют видеосъёмку, уделяя внимание крупному плану, панорамной съёмке, специалисты по монтажу осуществляют финальный монтаж предоставленных материалов. Учащиеся творческой группы школьного телевидения «ДеТVора» являются первооткрывателями такой рубрики, как «Увлечение. Творчество. Профессия», которая ближе знакомит ребят с учителями нашего учреждения образования, их шагами в профессию и достижениями.
В процессе интервью юные корреспонденты учатся налаживать контакт с собеседником, соблюдая нормы общения, всегда могут убедить, аргументировать свою точку зрения, могут помочь собеседнику высказать своё мнение, побуждая к размышлению наводящими вопросами, учатся корректно выйти из конфликтной ситуации в общении. Наши корреспонденты берут интервью у своих сверстников, у учителей, у администрации школы и родителей.
В постоянных рубриках школьного телевидения, таких как «Шконовости», «Каникулы с пользой», «Твори добро», «Выбор в жизни человека», «Это надо знать», «Мнение врача», «Все по факту», «Путешествуй вместе с нами», «Равный обучает равного» затрагиваются различные аспекты духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического, культурно-досугового воспитания.
Таким образом, школьное телевидение приносит пользу подрастающему поколению: не только развлекает, но и развивает, информирует, воспитывает, помогает сделать выбор, образовывает, формирует общественное мнение.
Средства массой информации стали неотъемлемой частью школьной жизни, оказывают плодотворное влияние на учащихся: раскрывают творческий потенциал, учат взаимодействовать. Ребята видят плоды своей деятельности при участии в различных акциях, в созданных ими и их сверстниками репортажах. Это даёт им импульс к духовно-нравственному самообогащению, стремлению реализовать свои лучшие личностные качества.
Возможно, кому-то из ребят приобретённые навыки журналистики пригодятся при дальнейшем профессиональном самоопределении, ведь общение в нашей жизни – это ключ, открывающий многие двери. Творческая группа школьного телевидения «ДеТVора» неоднократно являлась победителем районных, областных и республиканских конкурсов. На сайте ГУО «Средняя школа № 15 г. Лиды» и в социальных сетях Instagram размещена информация о работе школьного телевидения «ДеТVора».
https://instagram.com/detvora_15?igshid=YmMyMTA2M2Y.