Исследовательская работа «О воспитании подростков глазами подростков и их родителей»

- 14:38II И III СТУПЕНИ, Исследовательская деятельность, Психологическая помощь

Целью исследовательской работы является изучение мнения учащихся лицея и их родителей о воспитательных тактиках, используемых родителями.

 

Юлия ИОКУШ,
учащаяся 11 «Б» класса,

Елена СТРОМСКАЯ,
педагог-психолог,
ГУО «Лицей № 1 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1 Воспитание подростка в семье (теоретический аспект)

Глава 2 Эмпирическое исследование

2.1 программа эмпирического исследования

2.2 интерпретация полученных данных

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1. Анкета «как надо воспитывать детей?»

Приложение 2

 

Введение

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретаются ребенком в семье, в процессе семейного воспитания, и особенно ярко проявляются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Вопросы семейного воспитания окружены массой мнений, стереотипов, сменяющихся со временем различных теорий воспитания. Что лучше?! Строгость или мягкость? Авторитарность или либеральность? В одних семьях царит диктат родителей, в других присутствует вежливый нейтралитет, в третьих – полная вседозволенность, в четвертых – разумная свобода и тактичный контроль.

Сколько семей – столько вариантов семейных отношений, вариантов родительского воспитания, хотя у многих из них есть те или иные общие качества, которые позволяют ученым создавать классификации и типологии. Каждый тип семейных отношений включает в себя различные тактики воспитания: диктат, гиперопеку, «невмешательство», сотрудничество – среди которых какая-то одна доминирует, используется как основная, а остальные могут использоваться эпизодически или в виде теоретических знаний, представлений о них. Каждая тактика по-своему оправданна в глазах родителей: диктат опирается на стремление родителей вырастить своего ребенка порядочным и неизбалованным человеком, гиперопека продиктована заботой родителей о ребенке, «невмешательство» – стремлением родителей развивать самостоятельность и ответственность ребенка, сотрудничество укрепляет семейные связи и позволяет ребенку, независимо от возраста, чувствовать себя полноценным членом семьи, участвовать в ее делах и принятии решений.

Однако зачастую те методы и тактики воспитания, которые выбирают родители, вызывают сопротивление детей, особенно в подростковом возрасте.

Гипотеза: подростки и их родители в наибольшей степени предпочитают сотрудничество как наиболее «правильную» и приемлемую тактику родительского воспитания; во вторую очередь подростки соглашаются с воспитательной тактикой «невмешательство» как наиболее соответствующей характерному для этого возраста процессу сепарации, родители – с воспитательной тактикой «гиперопека», т.к. многие родители стремятся заботиться о своих детях и опекать их независимо от возраста.

Объект исследования – воспитание подростков в семье.

Предмет исследования – тактика поведения родителей по отношению к ребенку в процессе внутрисемейного воспитания.

Цель: изучение мнения учащихся лицея и их родителей о воспитательных тактиках, используемых родителями.

Задачи:

– рассмотреть на теоретическом уровне проблему воспитания подростков в семье, выявить установки и тактики родительского воспитания;
– определить на основании результатов эмпирического исследования «правильные», по мнению учащихся и родителей, воспитательные тактики;
– провести сравнительный анализ мнения взрослых и подростков о «правильных» воспитательных воздействиях. 

Методы и методики исследования:

– общелогические методы исследования: сравнение, анализ и синтез, обобщение, аналогия и др.;
– анкетирование.

 

 

Глава 1. Воспитание подростка в семье (теоретический аспект)

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда воспитанию детей, сколько может сделать семья. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Существует множество подходов к анализу тактик семейного воспитания.

Так, Дж.М.Болдуин [3] выделил два основных стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль он характеризовал следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль, с точки зрения Дж.М.Болдуина, предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Г.Крайг [3] предлагает классификацию стилей родительского воспитания  на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям.

Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения.

Д.Элдер [1] на основании уровня родительского контроля и давления на ребенка выделяет семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста.

Автократичный стиль отличается полноправной властью родителей над детьми, без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, и слабым контролем за поведением детей. Родители могут навязывать свою волю и подчеркивают некомпетентность детей в различных аспектах.

Авторитарный стиль оставляет за родителями власть и право принятия решений, но допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса.

Демократичный стиль предполагает совместное обсуждение важных решений родителями и детьми.

Эгалитарный стиль характеризуется абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети не только в равной мере участвуют в принятии решений, но и несут одинаковую ответственность за них. Разрешающий стиль встречается у родителей, которые склонны предоставлять ребенку довольно много свободы, требуя от него ответственности за поступки.

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки.

Игнорирующий стиль, характеризуется отсутствием интереса родителей в отношении ребенка, его дел. Отсутствие родительского внимания выглядит так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

В основу классификация стилей семейного воспитания Л.Г.Саготовской [1] легли критерии эмоциональности и личной включенности родителей в отношения с детьми. Автор выделяет шесть типов отношений родителей к детям:

1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети – главное в жизни;
2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;
3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;
4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;
5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;
6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.

В работах А.В.Петровского [4, 5] приводится описание пяти тактик семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, «невмешательство», сотрудничество. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Диктат. Понятное дело, что большинство родителей не стремятся намеренно стать диктаторами. Обычно такое происходит из-за чрезмерного стремления сделать сына или дочь послушным, ведь именно это, по их мнению, одна из важнейших задач в воспитании.

Выдвигая постоянные требования, такие мамы и папы совершенно забывают о проявлении уважения к ребенку, часто допускают грубость, совершенно игнорируют его мнение и интересы. Таким образом, диктаторский подход подавляет у детей стремление к проявлению инициативности и чувство собственного достоинства.

Со временем ребенок, выросший в семье диктаторов, начинает сопротивляться и применять контрмеры. В некоторых случаях это проявляется не только во вспышках грубости и бунтарстве, но и в применении физической силы по отношению к родителям и окружающим людям, которые пытаются навязать свое мнение.

Опека. Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность, воспитательная тактика в виде опеки схожа с диктатом. Просто вместо чрезмерной требовательности, выступает чрезмерная любовь к ребенку и его всесторонняя опека. Все решения принимают родители: как ребенку одеться, с кем гулять, что кушать.

В итоге дети становятся безвольными и в будущем могут испытывать трудности в решении даже самых простых жизненных вопросов. Ярче всего результат опеки проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельнее и испытывает потребность в самоутверждении, а постоянная родительская забота только мешает ему в этом. И когда он начинает бунтовать, родители расценивают такое поведение как проявление неуважения и неблагодарности.

Конфронтация. Эта тактика предполагает позицию невмешательства и нагнетания вражды между членами семьи. Родители не особо интересуются жизнью детей, но при каждом случае подмечают их недостатки и допущенные ошибки. При этом чаще всего общение между членами семьи сопровождается раздраженностью, высказыванием взаимных обид и злорадством, относительно неудач других членов семьи. Что самое интересное, выбранную ими тактику конфронтации с собственным ребенком они объясняют очень просто: «Мы стремимся воспитать сильную личность, которая умеет за себя постоять» и «Кто, как не мы, укажет ему на его недостатки и ошибки».

Естественно, такой стиль воспитания обязательно оставит на характере ребенка негативный отпечаток. С возрастом он начнет отплачивать родителям той же монетой, отвечая на холодность и непонимание равнодушием и грубостью.

«Невмешательство» (или мирное сосуществование). Позиция родителей, предпочитающих мирное сосуществование со своим ребенком, сводится к следующему: «Пусть привыкает быть самостоятельным, я в его дела не вмешиваюсь». В такой семье родители работают, дети учатся – все заняты своими делами и не особо интересуются жизнью других членов семьи. Каждый обособлен в своих делах, проблемах, трудностях и успехах. Часто родители гордятся своими отношениями с детьми на основе невмешательства в их делах, считая это проявлением самостоятельности, достаточной взрослости детей. Родители считают, что тактика невмешательства развивает независимость, не сковывает свободу личности, создает условия для разностороннего развития и самореализации личности.

В подобной семье, как правило, вырастает индивидуалист, для которого семья не являются «домашним очагом» и не имеет особой ценности. Не получив родительского тепла, он не сможет делиться им с другими и проявлять заботу о близком человеке.

Сотрудничество. Самым оптимальным вариантом детско-родительских отношений среди описанных тактик семейного воспитания многие эксперты называют сотрудничество. В этом случае черты индивидуалиста преодолеваются, уступая место чертам коллективиста. Ребенок чувствует себя членом семьи, участвует в ее делах и принятии решений. В семье существует единая система ценностных ориентаций, общая цель совместных видов деятельности, для взаимоотношений членов семьи характерны взаимопомощь, поддержка, открытость и доверительность отношений.

Однако родителям нельзя забывать, что поддержка должна исходить не только с их стороны (помощь в учебе, обучение трудовым навыкам, поддержка в затруднительных обстоятельствах), но и со стороны ребенка. Это не значит, что нужно постоянно «забивать ему голову» взрослыми проблемами. Необходимо просто предоставлять ему возможность принимать самое активное участие в решении какого-либо важного вопроса для семьи (например, выбор места отдыха, выбор мебели, определение места жительства и т.д.).

Таким образом, анализ литературных источников показал, что хотя каждый из авторов давал стилям (типам, тактикам и др.) родительского воспитания свое название и использовал различные критерии классификации, все они говорили примерно об одном и том же.

В традиционной классификации, которая обобщает предложенные ранее варианты, представлены четыре основных типа семейного воспитания: авторитарный (властный), демократический (уважающий), потакающий (гиперопека), попустительский (равнодушный). Наиболее гармоничным и эффективным, с точки зрения многих авторов, является демократический стиль воспитания, в основе которого лежит равноправие, взаимоуважение, забота и любовь.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Программа эмпирического исследования

С целью изучения мнения подростков и их родителей о том, какая воспитательная тактика родителей является «правильной» и наиболее приемлемой, в декабре 2021 года нами было проведено исследование среди учащихся Х–XI классов Государственного учреждения образования «Лицей № 1 г. Лиды» и их родителей. В исследовании приняли участие 106 учащихся (49 учащихся ХI классов и 57 – Х классов) и 123 родителя (57 родителей учащихся ХI классов и 66 родителей учащихся Х классов). Исследование проводилось в электронном варианте через Google-формы на условиях анонимности.

Для изучения мнения учащихся и их родителей о «правильных» методах воспитания нами была использована анкета, разработанная специально для этого исследования (Приложение 1). Респондентам предлагалось выразить свое согласие (полное или частичное) либо несогласие (полное или частичное) с предложенными суждениями. Положения анкеты содержат утверждения, описывающие то или иное воспитательное воздействие, соответствующее одной из тактик родительского воспитания по А.В.Петровскому: диктат, гиперопека, «невмешательство» или сотрудничество.

Тактику родительского воспитания «диктат» мы рассматривали как основанную на безоглядной авторитарности родителей, игнорировании интересов и мнений ребенка, лишении его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся.

Гиперопеку мы рассматривали как тактику воспитания, в основе которой лежит стремление удовлетворять потребности ребенка, ограждать его от трудностей и забот, стремление знать все, что он чувствует и о чем думает, готовность пожертвовать своими интересами ради интересов ребенка.

«Невмешательство» рассматривалось нами как тактика семейного воспитания, при которой родители признают целесообразность независимого существования в семье как взрослых, так и ребенка, соблюдают «нейтралитет», необходимый, на их взгляд, для развития самостоятельности ребенка, ответственности, накопления им жизненного опыта, поскольку, совершая ошибки, ребенок вынужден их анализировать и самостоятельно исправлять.

Сотрудничество рассматривалось нами как тактика родительского воспитания, при которой родители предоставляют ребенку право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни, не навязывают ему помощь, но и не отказывают в своей поддержке в случае необходимости; не ущемляя прав ребенка, одновременно требуют выполнения обязанностей. 

Сравнительный анализ ответов респондентов проводился как по «вертикали» («дети – родители»), так и по «горизонтали» («учащиеся Х классов – учащиеся ХI классов», «родители учащихся Х классов – родители учащихся ХI классов»). Однако существенной разницы между результатами, полученными при анализе ответов учащихся Х классов и учащихся ХI классов, родителей учащихся Х классов и родителей учащихся ХI классов, выявлено не было, поэтому итоги сравнительного анализа по «горизонтали» интерпретироваться не будут.

2.2 Интерпретация полученных данных

Прежде всего, нас интересовало, какую же воспитательную тактику родителей предпочитают участники опроса? С целью ответа на этот вопрос мы сравнили процент одобривших то или иное воспитательное воздействие, то есть выразивших свое согласие с утверждениями, описывающими ту или иную воспитательную тактику. Полученные данные представлены в таблице (Приложение 2). Кроме того, мы сравнили ответы детей и родителей, чтобы выяснить, совпадает ли мнение взрослых о «правильных» воспитательных воздействиях с мнением детей по этому поводу.

Самой «непопулярной» стала такая тактика воспитания, как «диктат». Воспитательные воздействия, соответствующие ей, получили одобрение менее 10 % респондентов-учащихся и менее 20 % респондентов-родителей. Такой результат может свидетельствовать о том, что и старшеклассники (что вполне ожидаемо), и их родители понимают, что характерные для этой тактики максимум требовательности и принуждения и минимум уважения и доверия по отношению к ребенку рано или поздно вызовут его сопротивление, а значит – вероятны лицемерие, обман, вспышки грубости, а иногда и откровенная ненависть. При этом сравнительный анализ показал, что больший процент родителей, чем детей, согласен с такими утверждениями, как «ребенка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек» (более 20 % родителей против 1 % учащихся), «родители не должны восхищаться своим ребенком и хвалить его вслух, это может его избаловать» (20 % родителей – 9 % учащихся), «очень желательно, чтобы ребенок дружил только с теми детьми, которые нравятся его родителям» (более 15 % родителей и менее 5 % учащихся). Это может свидетельствовать о том, что родители склонны контролировать круг общения своих детей, чтобы избежать нежелательных контактов, и стремятся вырастить своих детей порядочными людьми.

Интересные результаты показал анализ ответов респондентов при оценке суждений, описывающих воспитательную тактику «невмешательство». Такой тип внутрисемейного взаимодействия одобряют почти 60 % опрошенных родителей. Вероятно, это связано с тем, что такое мирное сосуществование, когда родители практически не вмешиваются в жизнь ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, нередко пропагандируется в популярной психологии и педагогике, под это даже подводится «психолого-педагогический» фундамент – дескать, пусть ребенок растет самостоятельным, независимым и свободным, учится сам отвечать за свои поступки. Вместе с тем, невмешательство как воспитательную тактику считают правильной менее 30 % опрошенных учащихся. Можно предположить, что старшеклассники хоть и декларируют свою самостоятельность и независимость от родителей, и зачастую настойчиво требуют «не лезть в их жизнь», однако родительскую позицию невмешательства воспринимают как пренебрежение, безразличие и равнодушие. Сравнительный анализ показал, что и родители, и дети в одинаковой мере согласны с утверждениями «ребенок сам должен выбирать себе дело по душе» (около 70 % респондентов), «хорошие родители редко говорят ребенку «должен» или «нельзя» (более 25 % респондентов). Однако родители в большей мере, чем подростки, склонны соглашаться с такими утверждениями, как «хорошие родители ограждают детей от семейных проблем (как психологических, так и материальных)» (66 % родителей и 9 % учащихся), «ребенку надо предоставлять столько свободы, сколько ему надо» (около 80 % родителей и 25 % учащихся), «родительское внимание нужно только маленьким детям, а больших оно тяготит» (почти 70 % родителей против менее 20 % детей), «ответственные родители не должны решать за ребенка его проблемы» (55 % опрошенных родителей и около 20 % опрошенных детей). Такие результаты могут свидетельствовать о том, что родители готовы «отпустить» своих подросших детей, однако дети стремятся быть включенными в дела семьи, нуждаются как во внимании, так и в помощи и поддержке со стороны родителей, и не полностью готовы принимать собственные решения и отвечать за них.

Вероятно, с такой позицией опрошенных подростков связаны и результаты оценки суждений, описывающих такую тактику воспитания, как «гиперопека». Около 70 % респондентов-учащихся одобряют этот тип воспитательного воздействия, соглашаясь с тем, что «хорошие родители очень интересуются жизнью своего ребенка, независимо от его возраста» (около 90 % опрошенных учащихся), «родители должны всегда считаться с ребенком, с его мнением и желаниями» (почти 90 % респондентов), «родителям всегда нужно понимать, что чувствует их ребенок» (около 90 %). Гиперопеку как воспитательную тактику одобряют и около 70 % опрошенных родителей. Они выразили согласие с такими утверждениями, как «хорошие родители должны стремиться знать все, о чём думает их ребенок» (более 90 % опрошенных родителей), «хорошие родители очень интересуются жизнью своего ребенка, независимо от его возраста» (почти 98 % респондентов), «родители должны всегда считаться с ребенком, с его мнением и желаниями» (90 %), «родителям всегда нужно понимать, что чувствует их ребенок» (98 %). При этом сравнительный анализ мнений учащихся и родителей показал, что учащиеся более, чем родители, склонны к тому, что именно родители должны приспосабливаться к ребенку, а не наоборот (более 50 % учащихся против менее 30 % родителей), и что родители должны выполнять все просьбы своего ребенка (48 % учащихся против 24,5 % родителей). Это может свидетельствовать о стремлении детей к тому, чтобы родители прислушивались к их желаниям и потребностям, подстраивались под них, ограждали от трудностей.

При анализе полученных данных мы обратили внимание, что большая часть опрошенных родителей одобряют две противоположные, по сути, воспитательные тактики – гиперопеку и «невмешательство» (70 % и почти 60 % соответственно). Возможно, именно с такой неопределенностью позиции родителей связаны разногласия, периодически возникающие в наших семьях, когда взрослые вмешиваются в решение тех вопросов, которые мы вполне способны решить сами, и предоставляют нам свободу в тех ситуациях, когда нам нужен совет, помощь и определенный контроль. Родители словно «балансируют» между формированием самостоятельности своего подросшего ребенка и родительской заботой, между принятием естественной сепарации подростка и беспокойством за него, между соблюдением определенного нейтралитета и потребностью держать под контролем жизнь ребенка.

«Золотой серединой» между этими двумя тактиками, на наш взгляд, является воспитательная тактика «сотрудничество», что и подтверждается результатами нашего исследования. Анализ полученных данных показывает, что более 90 % учащихся и родителей предпочитают именно такую тактику, при которой родители предоставляют ребенку самостоятельность в решении постоянно возникающих тактических задач, вмешиваясь лишь тогда, когда не вмешаться невозможно. Сравнительный анализ ответов подростков и родителей показал поразительное единодушие в «согласии» и «несогласии» с предложенными утверждениями. Вероятно, это связано с тем, что сотрудничество как тактика воспитания представляется наиболее благоприятной для гармоничного развития ребенка, так как именно сотрудничество способствует формированию личности, умеющей взаимодействовать с окружающими людьми, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, при этом способной в случае необходимости обратиться за помощью.

 

Заключение

Анализируя результаты нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

– в литературе представлены четыре основных типа семейного воспитания: авторитарный (властный), демократический (уважающий), потакающий (гиперопека), попустительский (равнодушный);
– сотрудничество, основанное на уважении ребенка, учитывании его мнения, развитии самостоятельности и ответственности как способности подростка самому принимать решения и отвечать за них, но при этом ощущать поддержку родителей (демократический тип семейного воспитания), является предпочитаемой наибольшим количеством опрошенных детей и родителей тактикой воспитательного воздействия в семье;
– одобряема наименьшим количеством и детей, и родителей воспитательная тактика, основанная на требовательности, недоверии и неуважении родителей по отношению к ребенку – «диктат» (авторитарный тип семейного воспитания);
– большинство опрошенных родителей и детей склонны воспринимать как «правильную» тактику гиперопеку – тактику воспитания, при которой на первое место ставятся интересы и желания ребенка (потакающий тип семейного воспитания);
– большинство опрошенных родителей «балансируют» между соблюдением определенного нейтралитета и потребностью держать под контролем жизнь ребенка, между «невмешательством» в жизнь ребенка и гиперопекой;
– несмотря на провозглашаемую самостоятельность и независимость подростков от родителей, большинство из них нуждаются как во внимании, так и в помощи и контроле со стороны родителей.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. И подростки, и их родители осознают важность и необходимость сотрудничества в семье, родители стремятся «включать», а подростки стремятся быть «включенными» в жизнь семьи. Однако подростки, несмотря на декларируемую независимость от родителей, родительскую позицию невмешательства воспринимают как пренебрежение, безразличие и равнодушие. Родители, в свою очередь, пытаются сочетать принятие естественной сепарации подростка и потребность опекать и держать под контролем жизнь ребенка.

Тем не менее, какую бы тактику ни выбирали родители, все они борются за то, чтобы их дети выросли такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба не против детей, а за них. Все родители хотят, чтобы их дети выросли достойными людьми. Главное, найти гармонию между самостоятельностью и опекой, авторитарностью и вседозволенностью, требовательностью и взаимоуважением.

Приложения: О воспитании подростков

 

Список использованных источников

1 Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин.  – СПб. : Питер, 2005.  – 176 с.

2 Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления. / В.Г.Казанская. – СПб. : Питер, 2008. – 240 с.

3 Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М.Минияров – М. : Московский психолого-педагогический институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/5/0335/5_0335-5.shtml#book_page_top – Дата доступа: 11.12.2021.

4 Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания. / А.В.Петровский. – М. : Знание, 1981. – 96 с.

5 Петровский, А.В. Пять тактик семейного воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.husain-off.ru/he5n/pdf/he52-01.pdf. – Дата доступа: 11.12.2021.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий