Одним из способов формирования функциональной грамотности учащихся на уроках истории является применение медиаматериалов. На примере использования фильмов из серии «Обратный отсчет» автор показывает, как на уроках по истории Беларуси могут развиваться различные компетенции учащихся.
Татьяна РОМАНЧУК,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Лоевская районная гимназия»,
Гомельская область
Применение медиаматериалов на уроках истории является эффективным средством формирования функциональной грамотности у учащихся. Использование публицистического фильма на уроке имеет свою специфику. В работе описан опыт использования на уроках фильмов из серии «Обратный отсчет», который можно применять на уроках истории Беларуси в 9-м и 11-м классах при изучении тем в разделах «Социально-экономическое развитие Беларуси в XX веке» и «Общественно-политическая жизнь в Беларуси в XX веке».
Современная педагогика уделяет большое внимание развитию функциональной грамотности учащихся и формированию актуальных компетенций: критического мышления, креативности, способности к кооперации. Учитель ставит перед собой задачу, прежде всего, помочь учащемуся сформировать такой уровень знаний, умений и навыков, который обеспечит успешное функционирование личности в системе социальных отношений. Способов формирования функциональной грамотности существует огромное количество, и каждый творческий педагог в своей практике применяет их. Один из таких способов – использование медиа. Материал учебного пособия часто можно дополнить такими медиатекстами, как репортаж по телевидению, онлайн-трансляция, газетная статья, пост в блоге, документальный или художественный фильм. Сам процесс обработки, осмысления и структурирования увиденного и услышанного развивает различные качества учащихся: навыки групповой работы, знания и умения в области компьютерных технологий.
Учителя истории часто используют художественные, научные, научно-популярные фильмы для активизации деятельностного компонента. Существуют настолько ценные фильмы с точки зрения их использования в качестве учебного материала, что хочется посмотреть фильм от начала до конца, с последующим его анализом и закреплением знаний, полученных в результате просмотра. Продолжительность фильма, чаще всего, не позволяет посмотреть его на уроке целиком, и необходим особый подход к организации его восприятия.
Приведем пример использования такого фильма. Речь идет о научно-популярном фильме из рубрики «Обратный отсчет» о Кирилле Трофимовиче Мазурове. [1]
При изучении темы «Общественно-политическая жизнь Беларуси во второй половине 1940-х – 1980-е гг.» в 11-м классе творческой группе учащихся было предложено поработать с фильмом и рассказать о его содержании с демонстрацией отдельных фрагментов фильма. В результате учащиеся составили комментарии к каждому выбранному ими фрагменту. Эти комментарии озвучивались перед показом фрагментов. Таким образом, группа, готовившая презентацию фильма, самостоятельно выбрала самые значимые моменты фильма для демонстрации. Ребята распределили материал между собой, сделали нарезку фрагментов, а также составили контрольную карту с вопросами по содержанию фильма для тех учащихся, которые слушали и смотрели презентацию. Группа была сформирована по желанию учащихся. Вся работа была проделана ими самостоятельно, при небольшом участии учителя на организационном этапе.
При этом развивались такие компетенции, как кооперация, сотрудничество в рамках группы, координация действий, и, конечно, креативность. Была детально отработана подача материала, ребята проявили свое творчество и при создании бланка контрольных вопросов для тех учащихся, которые являлись зрителями. В результате была представлена презентация фильма.
Презентация фильма о К.Т.Мазурове в 11-м классе
Учащийся 1. Мы анализировали документальный фильм, приуроченный к 100-летнему юбилею Кирилла Трофимовича Мазурова. Продолжительность фильма – 26 минут. В нем озвучивается содержание документов – постановлений правительства БССР, СССР, показаны фрагменты документальных фильмов и приведены интервью с государственными деятелями и учеными. Перед нами была поставлена задача выделить основные моменты, которые помогают охарактеризовать Мазурова как политического деятеля и помогают лучше понять исторические события 50–60-х годов XX века.
Учащийся 2. Вначале посмотрим интервью с Вячеславом Кебичем – он был главой правительства БССР в 1990–1994-х годах. Интервью начинается с 25-й минуты фильма. После этого фрагмента мы можем сразу понять, как оценивают вклад Кирилла Трофимовича в развитие БССР. (Просмотр фрагмента 25–25.40).
Учащийся 3. В фильме рассказывается об особенностях развития сельского хозяйства в СССР. Мы знаем, что многие руководители того времени плохо относились к подсобному личному хозяйству. Никита Сергеевич Хрущев и многие руководители СССР считали, что если отобрать у крестьянина приусадебные участки, то он будет лучше работать в колхозе. Но Мазуров был категорически против и считал, что индивидуальное хозяйство – это спасение для сельского хозяйства Беларуси. Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма с 17-й минуты. (Просмотр фрагмента 2, 17:18–18:30).
Это было интервью с академиком НАН Беларуси Станиславом Грибом.
Учащийся 4. Кукуруза во второй половине 50-х годов XX века объявлялась главной культурой в сельском хозяйстве СССР. Мы сейчас просмотрим фрагмент с 21-й минуты, и узнаем, как пропагандировалась кукуруза (Просмотр фрагмента 3,21:50– 22:14).
Мы должны сказать спасибо людям, которые работали на земле. Они создавали богатство страны своим тяжелым трудом. Они внедрили эту хорошую культуру в нашем хозяйстве. Кукуруза сейчас стала у нас в сельском хозяйстве одной из главных культур, и отношение к ней у работников сельского хозяйства хорошее. Возникает вопрос: «А почему ее внедрение во второй половине 50-х годов XX века считается не очень хорошим явлением?» Давайте посмотрим комментарии Василия Шлапунова, академика НАН БССР. (Просмотр фрагмента 4, 22:25– 23:21).
Учащийся 5. Да, после посещения Соединенных Штатов Америки Никита Сергеевич Хрущев еще больше был охвачен идеей «догнать и перегнать» Америку. Были поставлены перед народом и перед руководителями очень сложные задачи уже в 1957 году, и сейчас мы посмотрим интересные кадры о том, какие лозунги использовались, чтобы сплотить народ в деле «догнать, а потом и перегнать США». Посмотрим фрагмент. (Просмотр фрагмента 5, 6:50– 6:54).
Учащийся 6. Давайте посмотрим фрагмент о том, как Никита Сергеевич Хрущев убеждал руководителей увеличивать показатели развития сельского хозяйства. (Просмотр фрагмента 6, 9:14–10:27).
Кирилл Мазуров был, прежде всего, руководителем с очень хорошими знаниями экономики, и именно благодаря этому республика добивалась высоких показателей. Давайте в завершение посмотрим еще один фрагмент: это одно из последних интервью с Кириллом Трофимовичем Мазуровым. К тому времени он был уже на пенсии. (Просмотр фрагмента 7, 12:24– 13:08).
Благодаря работе с фильмом мы глубже познакомились с историей СССР и БССР, мы узнали больше о замечательном руководителе и человеке – Кирилле Трофимовиче Мазурове.
Анализируя эту ситуацию урока, учитель пришел к выводу, что проделанная работа стала новым положительным опытом для учащихся. Они почувствовали себя «экспертами», «телекомментаторами». Ребята не просто передали суть материала по фильму. У них было право выбора самим вычленить фрагменты, на которых они хотели сделать акцент. Так, была задействована эмоциональная составляющая по формуле «мне это понравилось». Каждый прокомментировал тот фрагмент, который выбрал сам. Безусловно, материал при таком подходе усваивается лучше. Учащиеся-слушатели не были пассивны. Они получили задание заполнить карточку, содержащую вопросы о периоде, который рассматривался в фильме, о людях, чьи комментарии приведены в фильме. В дополнение, учащиеся, подготовившие свою презентацию фильма, просили оценить подачу материала.
Контрольная карта с вопросами по содержанию фильма
Вопросы для самоконтроля (с опорой на документальный фильм «Обратный отсчет. Кирилл Мазуров. Непокорный белорус. Фильм первый».)
1 Когда был создан данный фильм?
2 Какому периоду истории посвящен фильм?
3 Как оценивают известные политические и общественные деятели вклад К.Т.Мазурова в развитие нашего государства? Чьи комментарии приведены в фильме?
4 Какие посты занимал К.Т.Мазуров в руководстве БССР и СССР?
5 Какой из фрагментов фильма вам понравился более всего?
6 Оцените формат презентации фильма.
7 Возникло ли у вас желание просмотреть фильм самостоятельно и целиком?
Необходимо сказать, что фильм действительно вызвал интерес у учащихся. Все учащиеся просмотрели обе части фильма полностью дома. После просмотра многие из тех, кто не работал в первой группе, но просмотрел фильм позже, захотели добавить свои фрагменты и свои впечатления от содержания фильма. Таким образом, при повторном обсуждении открылось много интересных нюансов и были озвучены, в дополнение к первой презентации, факты из истории нашей республики и истории СССР. В результате возникла идея создании проекта «Жизнь и деятельность К.Т.Мазурова». Проект был создан в виде презентации и содержал информацию о жизненном пути нашего земляка и о его деятельности на посту руководителя нашей республики и в качестве заместителя Председателя Совета Министров СССР, о его роли в урегулировании конфликта, вошедшего в историю под названием «Пражская весна».
Благодаря просмотру фильма была снята проблема понимания Косыгинской реформы. Материалов учебника недостаточно для того, чтобы понять механизмы реформы и, тем более, причины ее свертывания. Таким образом, рассматриваемый фильм явился не просто источником знаний по истории, но и мотивирующим фактором для создания творческого проекта.
Результат такой формы работы, как презентация фильма, всегда положительный. Материал усваивается хорошо, формируются устойчивые знания. Последующий после изучения соответствующей темы контроль знаний показал, что все учащиеся достаточно хорошо усвоили материал, смогли ответить на вопросы, касающиеся общественно-политической жизни Беларуси и социально-экономического развития Беларуси в 40–80-е годы XX века. У ребят сформировалось понимание исторического процесса, индивидуальное отношение к той эпохе, охватывающей несколько десятилетий советского периода.
Необходимо сказать, что качественный медиапродукт имеет большую ценность для учителя истории. По моему мнению, видеоматериалы рубрики «Обратный отсчет» – это пример такого контента.
Еще одним интересным материалом этой рубрики является фильм о НЭПе, созданный при участии ныне профессора, доктора исторических наук А.М.Лукашевича. [2] В ходе подготовки к написанию итоговой контрольной работы учащимся в качестве творческого задания было предложено посмотреть и проанализировать в качестве дополнительного исторического материала научно-популярный фильм «НЭП – за что боролись?» из рубрики «Обратный отсчет». Хотя задание не являлось обязательным, большинство учащихся просмотрели фильм. В результате они расширили свое представление о межвоеннном периоде истории Беларуси, глубокого проанализировали сущность НЭПа.
Таким образом, правильно подобранные медиаматериалы дают большую возможность для формирования у учащихся устойчивых исторических знаний, помогают подготовиться к итоговым испытаниям по истории Беларуси, воспитывают уважение к отечественной истории, формируют компетенции, являющиеся основой функциональной грамотности.
Использованные источники
1 Обратный отсчет. Кирилл Мазуров. Непокорный белорус. Фильм первый. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.google.comsearch?client=opera&q=непокорный+белорус+обратный+отсчет&sourceid=opera&ie=UTF-8#fpstate=ive&vld=cid:3788a005. – Дата доступа: 17.11.2023.
2 Обратный отсчет. За что боролись? Свет и тени советского НЭПа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.google.com/search?client=opera&q=обратный+отсчет+Нэп&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8#fpstate=ive&vld=cid:b4edfc5d,vid:JhkMkO5d: – Дата доступа: 17.11.2023.