Использование на уроках обществоведения метода проектов как средства совершенствования правовой грамотности учащихся IX–X классов

- 14:16II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Проекты, Методичка

Описание опыта педагогической деятельности «Использование на уроках обществоведения метода проектов как средства совершенствования правовой грамотности учащихся IX–X классов».

Сергей СЕНЬКОВЕЦ,
учитель обществоведения
ГУО «Гимназия г. Дрогичина»,
Брестская область

 

 

Актуальность опыта

Современный человек должен уметь ориентироваться в большом объеме информации, принимать и грамотно реагировать на поступающие вызовы, знать, как действовать в той или иной ситуации, соблюдая правовые нормы. Для того чтобы правильно и глубоко разбираться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция. Совершенствование компьютерной техники, распространение глобальных компьютерных сетей способствует развитию киберпреступлений и киберправонарушений. Как не попасть в ловушку реальных и киберпреступников, как избежать правонарушений? Ответ один – знать правовые нормы и законы страны, в которой живешь, уметь применять их на практике, то есть обладать правовой грамотностью.

Публикации на порталах силовых ведомств показывают, что далеко не все старшеклассники (на которых, в-первую, очередь рассчитывают мошенники) владеют правовыми знаниями, поэтому в учреждении образования формированию правовой грамотности необходимо уделять особое внимание. Одним из учебных предметов, при изучении которого происходит знакомство учащихся с правовой информацией, является «Обществоведение». Объем правовых знаний, которые должны усвоить учащиеся, достаточно велик. Законы постоянно совершенствуются; ориентироваться во всевозрастающей правовой информации становится все сложнее, при этом запас знаний без умения применять их на практике не эффективен, поэтому важно не просто снабдить учащихся багажом знаний, но и научить адекватно отбирать необходимую информацию, уметь применять на практике полученные знания. На мой взгляд, наиболее эффективной педагогической технологией, позволяющей активизировать мыслительный процесс учащихся, является проектное обучение, или метод проектов.

Цель опыта: совершенствование правовой грамотности учащихся IX–X классов на учебных занятиях по обществоведению посредством использования метода проектов.

Задачи опыта:

– определить темы учебного предмета «Обществоведение» (IX–X классы), при изучении которых в большей степени формируется и совершенствуется правовая грамотность учащихся, где целесообразно использовать метод проектов;
– подобрать краткосрочные и мини-проекты, выполнение которых на учебных занятиях способствует совершенствованию правовой грамотности учащихся; создать систему таких проектов;
– проанализировать эффективность использования проектного обучения для совершенствования правовой грамотности учащихся;
– обобщить опыт использования метода проектов на уроках обществоведения как средства совершенствования правовой грамотности учащихся IX–X классов.

Длительность работы над опытом: 3 года.

 

Описание технологии и сути опыта

Ведущая идея опыта: выполнение краткосрочных и мини-проектов на учебных занятиях по обществоведению в IX–X классах способствует повышению мотивации к изучению учебного предмета, совершенствованию правовой грамотности учащихся.

Поскольку я использую метод проектов для совершенствования правовой грамотности учащихся, то в своей работе буду оперировать следующими понятиями: «метод проектов», «правовая грамотность».

Под правовой грамотностью будем понимать уровень знаний и умений, сформированных у обучающихся, необходимый для полноправного эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни общества.

Метод проектов в мировой педагогике не является новой педагогической технологией (он возник еще в начале прошлого столетия в США), однако позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед современным образованием. Проектной педагогической технологии уделяли внимание в своих работах многие педагоги – А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий; ученые – Е.С.Полат, А.В.Хуторской, Г.К.Селевко, Н.Ф.Федоров и многие другие.

По мнению большинства исследователей, понятия «проектная деятельность», «проектная технология», «метод проектов» идентичны. Под этими понятиями понимается один из способов организации образовательного пространства по проектированию обучающимися собственного исследования.

Метод проектов – это инновационная модель, педагогическая технология организации образовательного процесса, способствующая развитию личности обучаемого, его интеллектуальных качеств и творческих способностей [1]. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает интегрирование и применение знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [2].

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат работы над проектом может быть, как внешним, так и внутренним. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат предполагает получение опыта деятельности и становится внутренним достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Применяя метод проектов, педагогу необходимо подобрать значимые для обучающихся проблемы (темы) для проектов.

Существует несколько классификаций проектов: по ведущей деятельности (исследовательский, инженерно-конструкторский, организационный, практико-ориентированный, арт-проект и др.); по продуктовому результату (научно-исследовательский, опытный, технологический, предпринимательский проект и т.п.); по количеству участников (коллективный, групповой, индивидуальный проект); по продолжительности (длительный, средней продолжительности, краткосрочный, мини-проект) [3]. По характеру управления принято различать непосредственные проекты, в которых учащиеся имеют возможность общения с педагогом «здесь и сейчас», именно они используются на учебных занятиях, и сетевые (телекоммуникационные), когда участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети интернет.

На учебных занятиях по обществоведению предпочтение отдается выполнению краткосрочных или мини-проектов, как правило, исследовательского характера. Количество учащихся, выполняющих проект, может варьироваться от одного – до всего класса, в зависимости от цели и задач, которые решаются в ходе реализации проекта.

Мини-проект может выполняться в течение одного урока или занимать часть учебного занятия, а также задаваться на дом, в качестве домашнего задания. Время, отводимое на реализацию проекта, зависит от объема материала, обрабатываемого учащимися, степени сложности выполнения проекта. Мини-проект может использоваться на разных этапах учебного занятия, например, при проверке результатов выполнения домашнего задания учащимся можно предложить выполнить мини-проект по созданию схемы (логико-смысловой модели) изученного материала, на этапе изучения нового материала – таблицу с размещенными в хронологическом порядке датами и соответствующими им событиями, при закреплении изучаемого материала – создать презентацию, посвященную изучаемой теме и т. п.

Краткосрочный проект может занимать несколько уроков, быть предложен для выполнения в качестве творческого домашнего задания.

При подготовке педагогом заданий для краткосрочных и мини-проектов, необходимо четко сформулировать название проекта, при возможности подобрать цитату, отражающую суть или проблему, которую должен решить проект, продумать общую характеристику проекта (кем будет осуществляться (участники проекта), каким будет проект (индивидуальным, групповым), какой будет ведущая деятельность участников проекта, продолжительность работы над проектом и т.п.), определить цели и задачи проекта (могут быть сформулированы вместе с обучающимися), сроки реализации проекта, выделить этапы проведения проекта, задать критерии оценки работ отдельных участников и всего проекта в целом, форму представления результатов выполнения проекта (выступление, сообщение, показ, сопровождающиеся мультимедийной презентацией, демонстрацией схем, таблиц и т.п., публикация в виде мини-сборника, газеты, буклета, брошюры, веб-страница и др.).

При организации проектной деятельности необходимо помнить, что проект должен содержать пять «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация. В некоторых проектах может появляться шестое «П» – портфолио, где обучающиеся собирают все рабочие материалы проекта, над которым работают, в том числе черновики, готовые схемы, таблицы, отчеты [4]. Портфолио по проекту может быть оформлено в виде отдельной папки, как реальной, так и виртуальной.

Каждый этап реализации проекта должен иметь конкретный продукт (таблица).

Таблица – Этапы реализации проекта и результаты, которые должны быть получены в результате его выполнения

Этап

Продукт

Постановка проблемы

Формулировка проблемы на языке, понятном обучающимся

Целеполагание

Сформулированная цель и задачи реализации проекта

Планирование

Общий план реализации проекта

Поиск информации

Выписанная, распечатанная, оформленная в виде файлов на компьютерном устройстве информация, помогающая решить проблему – список использованных источников

Обработка информации

Таблицы, схемы, фотографии, рисунки, видеофрагменты и т.п.

Подготовка представления

Текст выступления или сообщения, презентация, видеоролик, оформление результатов в другом доступном для учащихся виде

Представление проекта

Выступление, демонстрация, показ результатов

Подведение итогов проекта

Оценка (самооценка, взаимооценка) выполненной учащимися работы

На уроках обществоведения использую чаще всего мини-проекты, реализовать которые можно в рамках одного учебного занятия или его части. Например, при изучении темы «Государство в политической системе» учащимся предлагается составить схему, в которой сопоставить функции государства и органы государственного управления в Республике Беларусь, которые отвечают за их выполнение (Приложение 1). Полученные мини-проекты представляются на учебном занятии, обсуждаются, выбирается наиболее полная схема, при необходимости схемы, составленные учащимися, дополняются. Таким образом, к концу учебного занятия получается готовый продукт – схема функций государства и органов государственного управления, отвечающих в Республике Беларусь за их выполнение. Учащиеся получают опыт поиска и сопоставления информации, ее систематизации, углубляют свои умения анализировать подобранный материал, понимают, какие органы государственного управления решают ту или иную задачу. Проект, созданный на учебном занятии, может быть расширен – учащимся предлагается добавить в схему конкретные примеры задач, которые решают органы государственного управления Республики Беларусь.

Первоначально при знакомстве учащихся с методом мини-проектов им предлагались задания, которые требовали от них использования тех умений, которые уже были сформированы ранее и на других учебных предметах. При изучении темы «Правовое государство и гражданское общество» учащимся X класса предлагалось выполнить индивидуальный мини-проект на тему «Интернет-ресурсы, на которых размещена правовая информация» (Приложение 2). В рамках реализации проекта необходимо было, используя различные источники, составить мультимедийную презентацию, которая содержала бы информацию о правовых интернет-ресурсах (электронный адрес, QR-код, название ресурса, краткую характеристику). Учащиеся не только создавали свой банк данных, к которому они могли обратиться за правовой консультацией, но и транслировали полученную информацию одноклассникам. В дальнейшем мультимедийная презентация может дополняться новыми сведениями.

Далее при применении метода проектов задания усложнялись, выполнялись не только в рамках учебного задания, но и в качестве домашнего задания. Например, при изучении темы «Правовое государство и гражданское общество» учащимся было дано опережающее домашнее задание: выполнить краткосрочный проект «Фейковые новости», в рамках которого, используя интернет-ресурсы, необходимо было отобрать и оформить пять информационных сообщений (содержащих политико-правовой подтекст), которые, на их взгляд, являлись фейковыми. На учебном занятии на этапе проверки домашнего задания обучающиеся объясняли, почему, на их взгляд, представленные ими новости недостоверны, и какой вред они могут принести. На этапе закрепления полученных знаний этого учебного занятия использовалась групповая форма работы, когда учащиеся выполняли мини-проект «На первой странице», для реализации которого они разделились на группы, каждая из которых выбрала важную политическую новость за прошедшую неделю и разрабатывала план и содержание ее освещения таким образом, чтобы она была интересна для определенной категории населения страны (женщины, мужчины, подростки, военные, медики, учителя и т. д. – у каждой группы была своя категория читателей или зрителей). Учащиеся сами выбирали, в каком виде будет представлена новость (в виде текста, видеоролика и т. п.). Работа над мини-проектами при подготовке и проведении учебного занятия способствовала не только совершенствованию умений самостоятельного поиска информации, но и развивала навыки ее аналитической обработки, демонстрировала роль средств массовой информации в формировании общественного мнения.

Метод проектов может использоваться на учебных занятиях разного типа. Чаще всего использую метод проектов на уроках усвоения новых знаний, на комбинированных уроках, на уроках обобщения знаний.

На учебных занятиях обобщения знаний по изученной теме учащимся может быть предложено объединить реализованные ими мини-проекты в один краткосрочный проект. Например, на уроке обобщения знаний по теме «Политическая сфера общества» учащимся была предоставлена возможность объединить результаты нескольких мини-проектов, которые они выполняли на протяжении изучения раздела «Политическая сфера общества». На протяжении изучения раздела класс делился на три относительно стабильные (статичные) группы, каждая из которых выполняла мини-проекты, которые на последнем учебном занятии по теме были объединены в один проект. В рамках работы над этим проектом учащиеся позиционировали себя как представителей некоторой политической партии, имеющей свою символику и программу (мини-проект, реализованный на учебном занятии по теме «Политические партии и общественные объединения»), выбрали своего «политического» лидера, который выдвигался в кандидаты на должность директора учреждения образования, создали инициативную группы, разработали предвыборную программу (мини-проект), распределили роли в будущем административном аппарате управления учебным заведением с четко распределенными функциональными обязанностями. Разработанные проекты были представлены во время подготовки к Дню самоуправления в гимназии, и на один день выбранный учащимися победитель стал директором гимназии со своим управленческим аппаратом.

Секрет успеха проектного обучения на уроках обществоведения состоит в том, чтобы учебный краткосрочный или мини-проект был связан с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

 

Результативность и эффективность опыта

Результативность использования метода проектов отображается в совершенствовании умений учащихся, необходимых в дальнейшей жизни: таких, как поиск информации, аналитический отбор, проведение исследования, аргументация своей точки зрения, получения своих выводов, в воспитании у обучающихся таких качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.

Предположения и выводы, сделанные обучающимися в своих проектах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на гимназической научно-практической конференции «Шаг в будущее», в секции «Обществоведение», на классных часах и т.п. Созданные учащимися в рамках учебного предмета «Обществоведение» проекты в дальнейшем расширяются, представляются и успешно защищаются на гимназических конкурсах, районных и областных конференциях, конкурсах, олимпиадах, в ходе которых демонстрируется сформированность правовой грамотности. Поэтому успешное участие учащихся в конкурсах интеллектуальной направленности, учебно-исследовательских конференциях, олимпиадном движении служит косвенным показателем результативности опыта работы (Приложение 3).

Для определения эффективности опыта работы использовались такие методы, как диагностика, анкетирование, наблюдение. Мною была разработана анкета «Определение уровня правовой грамотности», которая предлагается учащимся X класса в начале и в конце учебного года (Приложение 4). В анкету были включены вопросы по разделу «Личность. Общество. Государство», в ходе изучения которого в IX классе обучающиеся должны были усвоить первоначальные знания по правовой культуре. Анализ результатов анкетирования учащихся в сентябре 2022 года показал, что из 47 учащихся, принявших участие в анкетировании, максимальное количество правильных ответов набрали 5 человек, 32 обучающихся набрали более половины максимально возможного количества баллов. Наибольшее затруднение вызвали вопросы, которые касались системы органов управления в Республике Беларусь, наиболее простыми, на которые все обучающиеся дали правильные ответы, – вопросы, касающиеся истории становления белорусской правовой системы. Анализ анкетирования позволил сделать выводы, что необходимо скорректировать знания учащихся по конституционному праву, сформировать знания об источниках правовой информации, систематизировать знания по правам и обязанностям учащихся. Анкетирование, проведенное в декабре 2022 года, показало, что количество учащихся, давших верные ответы на все вопросы, возросло (с 5 до 15 человек).

О повышении правовой грамотности учащихся IX–X классов может свидетельствовать отсутствие правонарушений, совершенных ими, и рост уровня обученности по обществоведению с 8,61 балла в первой учебной четверти до 8,84 балла в третьей (Приложение 5).

 

Заключение

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, однако относится к педагогическим технологиям ХХI века. Применение проектного обучения связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е.С.Полат). Создание мини-проектов способствует формированию у обучающихся не только знаний по изучаемому учебному предмету, но и надпредметных, или метапредметных знаний и умений.

Мини-проекты, используемые на учебных занятиях по обществоведению, способствуют формированию активной личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения, ориентировать в постоянно меняющемся современном мире. Использование метода проектов позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности учащихся, позволяет развивать их личностные качества: такие как исследовательские, творческие, коммуникативные, а также лидерские способности.

 

Список использованных источников

1 Зайцев, В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ [Электронный ресурс] / В.С.Зайцев // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz. – Дата доступа: 04.01.2022.
2 Касьяник, Е.Л. Метод проектов: от теории к практике [Электронный ресурс] / Е.Л.Касьяник // Сайт Республиканского института профессионального образования – Режим доступа: https://ripo.by/assets/masterstvo_online/docs/5/5_20.pdf. – Дата доступа: 10.01.2022.
3 Попова, Т.А. Проектная деятельность в образовательном пространстве [Электронный ресурс] / Т.А.Попова // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-prostranstve. – Дата доступа: 04.01.2022.
4 Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. / И.С.Сергеев. // 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 80 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий