Одна из задач урока – формировать умения читать по-русски с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка, интонационные умения выразительного чтения.
Анна БУЛКО,
учитель начальных классов
ГУО “Лелюкинская средняя школа Ивьевского района”,
Гродненская область
Цель: создать условия для знакомства со сказкой К.Ушинского «Весна идет».
Задачи:
– формировать умения читать по-русски с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка, интонационные умения выразительного чтения;
– развивать образные представления учащихся о весенних изменениях в природе;
– воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Тип урока: чтение и анализ художественного произведения.
Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие “Литературное чтение” для 2-го класса; рисунки учащихся, картинки дерева, листья разного размера для рефлексии.
Ход урока
1 Организационный этап
– Тихо садятся девочки, и ещё тише – мальчики. Ребята, посмотрите друг на друга, поделитесь улыбками. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.
2 Этап проверки домашнего задания
– А сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание. Дома вы учили наизусть стихотворение “Снег уже теперь не тот…” и нарисовали к нему рисунки.
– Вспомним, что мы оцениваем при чтении стихотворения? (Правильность, интонацию, ударение, плавность чтения.)
3 Вступительная беседа. Речевая разминка
– Ребята, а когда снег темнеет в поле?
– Какие ещё приметы весны вы знаете? (Ярко светит весеннее солнышко. По голубому небу плывут белые пушистые облака. По дорожкам бегут весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Прилетают грачи.)
– Давайте вместе будем встречать весну.
Ра-ра-ра – нам весну встречать пора.
На-на-на – в гости к нам идёт весна.
Не-не-не – очень рады мы весне.
– А сейчас прочитайте стихотворение, постепенно усиливая голос.
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярком
Шагает по земле… (весна).
– Весна делает первые шаги по земле. И это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок!
4 Объявление темы и цели урока
– Сегодня мы познакомимся с произведение Константина Ушинского «Весна идет».
– Константин Дмитриевич Ушинский родился сто восемьдесят лет назад. Детство он провел на Украине. После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем. Он очень любил детей и очень сочувствовал тем, кому учиться было трудно. И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такие учебники, по которым детям было бы легко и интересно учиться. Это были учебники «Родное слово» и «Детский мир». По ним учились многие поколения. И мы будем читать сказки и рассказы Константина Дмитриевича Ушинского.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 52. Можно ли догадаться, что вы будете читать – сказку или рассказ?
– Зная тему урока, какие задачи мы поставим для себя?
5 Работа с текстом
Первичное чтение текста и проверка первичного восприятия
– Ребята, послушайте внимательно (выразительное чтение учителем).
– Понравилась ли вам сказка и почему?
Подготовка к чтению сказки учащимися (чтение по абзацам)
– фонетико-орфоэпические упражнения «Читайте правильно» (учебное пособие, с. 51);
– упражнения в чтении трудных слов: в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи: при/ле/тев/шие, ра/зо/зли/лась, об/ра/до/ва/лась, в/з/бун/то/ва/лась, дей/с/тви/тель/но, про/бор/мо/та/ла.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Первая ступень анализа произведения
– Как вы думаете, почему зима злилась?
– От какого шума у зимы разболелась голова?
– Прочитайте слова, которые создают картину шумной весны.
– «Зима выбилась из сил. Полились зимние слёзы». Как сказать по-другому?
Вторая ступень анализа произведения. Выборочное чтение
– На кого похожа весна в сказке? Найдите и прочитайте описание весны.
– Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Опишите словами девушку-весну.
– Давайте сравним зиму и весну в сказке.
– Назовите, о каких ещё приметах весны говорится в сказке.
Работа в парах
– Найдите отрывок в тексте, к которому относится иллюстрация. Придумайте ей название. Обсудите, какие ещё рисунки можно нарисовать к сказке.
Работа над выразительным чтением сказки
Игра «Голова, хвост» (начинаю читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе).
6 Домашнее задание
Выразительное чтение сказки «Весна идет».
7 Подведение итогов
Проводится анализ работы класса и отдельных учащихся на уроке.
8 Рефлексия
Приём “Весеннее дерево успеха”
– Урок очень интересный, все задания мне были понятны, выполнял их самостоятельно – большой лист.
– Урок мне понравился, но я не всё усвоил. Мне помогал учитель и одноклассники – средний лист.
– Мне было не интересно. Я ничего не выполнил – маленький листик.