Масленица. Индивидуальное коррекционное занятие по автоматизации звука [с]

- 13:31КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Коррекционное занятие в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи для автоматизации звука [с] в слогах и словах, расширения представлений о празднике Масленица.

 

Светлана НАГРОДСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 37 г.Гродно»

 

 

Задачи:

– автоматизировать звук [с] в слогах и словах;
– формировать умение образовывать притяжательные прилагательные, имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
– развивать фонематический слух, речевое дыхание, общую и мелкую моторику;
– расширять представление учащихся о празднике Масленица.

Оборудование: картинный материал со звуком [с], изображения блинов, лучики солнца, ленточки красного, зеленого и желтого цветов, масленичное колесо, шарик су-джок, песня «Эх, Масленица» Л.Рюминой, картинка «Масленица».

 

Ход занятия

Организационный момент

На дверях логопедического кабинета висит картинка «Масленица»

Учитель-дефектолог и учащийся читают афишу:

Всех на праздник приглашаем!
Проводы зимы начинаем!
Подходи, честной народ.
Масленица всех нас ждет!

 

– Сегодня мы отправимся в путешествие по масленичной неделе.

 

Артикуляционная гимнастика

– Масленица – один из самых радостных и светлых праздников проводов зимы. Давай и мы подготовимся к празднику.

Перед масленичной неделей люди подготавливали свой дом.
Открывали окно (упражнение «Окошко»: на счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто)
Дома стояли за ровным красивым забором (упражнение «Заборчик»: улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти)
Хозяева всё вычищали (упражнение «Чистим зубки»: улыбнуться, открыть рот и языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону)
Все были в хорошем настроении (упражнение «Улыбка»: улыбнуться и удерживать губы в таком положении. Зубы не видны)

Ставили на стол чашки (упражнение «Чашечка»: расслабить язык, приподнять над нижним небом, представляя, что на язык налили воду и нужно ее удержать.)
Пекли блины (упражнение «Блинчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу)
Блины поливали вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу)
Блины горячие, их нужно было остудить (упражнение «Подуй на блинчик»: вывести язык в положение «блинчик» и подуть на вертушку)
После обеда шли кататься на горку (упражнение «Горка»: широко открыть рот. Язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам).

Дыхательная гимнастика

– На горке дул ветерок. Давай посоревнуемся с ветерком, кто дольше споет песенку (с-с-с). Ветерок гонял шарики по двору.

Упражнение «Забей шарик в ворота» (с помощью воздушной струи необходимо забить белые шарики-помпошки в ворота для дыхательной гимнастики).

Самомассаж мячиками су-джок

– Во время Масленицы и взрослые, и дети радовались, играли в снежки. Давай и мы покатаем снежок в ладонях. (Учитель-дефектолог  предлагает взять массажный шарик су-джок и выполнить массажные движения ладоней).

Автоматизация звука в слогах

– На Масленицу люди веселились и пели песни.

Предлагаю вместе спеть песенки-свистелочки:

СА-СА-СА-СА
СО-СО-СО-СО
СА-СО-СУ-СЫ
АС-ОС-УС-ЫС
СА-ОС-СЫ-УС

1-й день – «Встреча»

Развитие фонематического слуха

– Каждый день Масленицы имел свое название и обряды.

– Встречали масленицу. Делали куклу – Маслену. Наряжали ее, встречали песнями.

Я буду называть слова, а ты встречай слова со звуком [с]. Когда услышишь слово со звуком [с], хлопай в ладоши.

Слова: масло, варенье, колесо, плясун, хоровод, солнце, чучело, весна, плясать, солома, сани, застолье, блины.

2-й день – «Заигрыш»

Автоматизация звука в словах

– Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли друг друга и выпрашивали блины. Сочиняли стихи. Давай и мы попробуем сочинить чистоговорку:

СА-СА-СА – скоро придет весна-красна.
СУ-СУ-СУ – я вам всем блины несу.
СЫ-СЫ-СЫ – вареньем вымазал усы.
СО-СО-СО – на Масленицу сделали колесо.

В этот день начинались игрища и потехи, катались на каруселях.

Физкультминутка «Карусель»

Закружились карусели, (Медленный шаг по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (Легкий бег)
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите. (Медленный шаг по кругу)
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.

3-й день – «Лакомка»

– В этот день люди лакомились блинами. Блин – символ солнца. Такой же круглый и горячий. У каждой хозяйки был свой рецепт.

Давай посмотрим, с какой начинкой пекли блины

Блин с вишней – вишневый;
с клубникой – клубничный;
с черникой – черничный;
с медом – медовый;
с малиной – малиновый;
с лимоном – лимонный;
с клюквой – клюквенный;
с яблоком – яблочный;
с облепихой – облепиховый;
со сливой – сливовый.

4-й день – «Разгуляй»

– В этот день было больше всего развлечений. Устраивались кулачные бои и разные состязания.

«Пластический этюд «Силачи»

– Изобрази, как ты поднимаешь тяжелые гири. Сначала напряги руку, подними вверх, изображая поднятую гирю, затем расслабь руку и опусти вниз.

Сейчас мы тоже устроим соревнования «Кто больше напечёт блинов». Если назовёшь слово правильно, то клади блинчик себе на тарелку.

Ребенок берет «блин» и называет слово, изображенное на обратной стороне, правильно произнося звук [с].

5-й день – «Тёщины вечёрки»

– В этот день зятья угощали своих тещ блинами. Водили хороводы. Делали масленичное колесо, которое символизировало солнце и огонь.

Сейчас мы с тобой поиграем в «Звуковой хоровод». Бери картинки, правильно проговаривая звук [с], и крепи их к масленичному колесу (ребенок берет «слова» и с помощью липучек крепит их к колесу)

Молодец, какое красивое стало наше колесо. А теперь давай раскрутим его и повеселимся. (Звучит песня «Эх, масленица» Л.Рюминой)

6-й день – «Золовкины посиделки»

– В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и близких и потчевали их угощениями. Рассказывали интересные житейские истории.

У учителя-дефектолога в руках желтые полосы.

– Перед нами солнышко. Чтобы оно засияло и стало греть, нам нужно сделать лучики. Бери лучик и клади на солнышко, сказав о том, какое бывает солнце.

Игра «Подбери словечко»

Солнце (какое?) теплое, яркое, лучистое… .

Молодец, давай продолжим. Теперь будем подбирать слова, обозначающие действия.

Солнце – (что делает?) греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает…

7-й день – «Прощеное воскресенье»

– В этот день сжигали соломенную куклу, а пепел от нее рассеивали по полю, чтобы будущий урожай был богатым. В Прощеное воскресение принято было просить друг у друга прощения, а в ответ обнимались и говорили «Бог простит, меня прости».

Я предлагаю обняться и поиграть в игру «Назови ласково»

Например: солнце – солнышко

Слова для игры: сосулька, сундук, посуда, сливки, сыворотка, кусок, пояс, колесо, салфетка, сарафан, самовар, солома, полоса.

Итог занятия

– После Прощенного воскресенья масленица заканчивалась, и наше занятие тоже подошло к концу.

На каком празднике мы сегодня побывали? Почему он так называется?
Что готовили хозяйки на этот праздник?
Сколько дней отмечают масленицу?
Давай украсим с тобой масленичное колесо.

Учитель-дефектолог  просит повязать на палку от масленичного колеса ленту.

Красную – если занятие понравилось
Зеленую – если возникали трудности
Желтую – если ничего не получалось и было не интересно

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий