Чат-бот мессенджера Telegram в работе педагога, выполняющего функции классного руководителя. Мастер-класс

- 13:06II И III СТУПЕНИ, Классный час, Мастер-класс, Методичка

Цель: повысить медиакомпетентность участников мастер-класса по использованию ботов в работе классного руководителя.

Марина ИГНАТИК, учитель математики,
Виталий ХАЛЮКОВ, учитель информатики
ГУО «Дворецкая средняя школа»
Дятловского района,
Гродненская область

 

 

Цель: повысить медиакомпетентность участников мастер-класса по использованию ботов в работе классного руководителя.

Задачи:

– познакомить участников с понятием “бот”, типами и видами ботов; функцией мессенджера Telegram, позволяющей создавать боты;
– продемонстрировать алгоритм и принципы работы бота на конкретных примерах;
– провести практикум по созданию простейшего информационного чат-бота;
– стимулировать учителей к саморазвитию, профессиональному самообразованию, обогащению собственной практики, рефлексивной деятельности.

Форма проведения: интерактивное взаимодействие.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточные материалы (QR-коды, инструкции по созданию чат-бота), наличие у участников в мобильных телефонах мессенджера Telegram, сканера QR-кодов.

 

Ход мастер-класса

I Организационно-мотивационный этап

Приветствие участников

Через нас, классных руководителей, проходит не одно поколение учащихся, которые идут в ногу с прогрессом, и мы не можем стоять на месте в самообразовании и профессиональном росте.

Сегодня неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и жизни наших учащихся стали интернет и интернет-технологии. Дети больше всего времени проводят в интернете, и нам важно его ресурсы сделать своими союзниками в организации работы с детьми.

 

II Информационно-познавательный этап

Для организации работы нам необходимо будет активизировать определённые знания. На этом этапе мы постараемся продемонстрировать возможность использования некоторых онлайн-сервисов в работе классного руководителя.

Использование онлайн-опросников позволяет вовлечь учащихся в интерактивное взаимодействие, узнать мнение каждого из присутствующих, составить рейтинг мнений и т.д.

Для демонстрации мы выбрали самый простой онлайн-сервис simpoll.ru, позволяющий сделать опрос в форме анкеты, тестирования и голосования.

Мы продемонстрируем онлайн-опросник в действии на двух вопросах в форме анкеты и в форме голосования. Для оперативности работы мы будем использовать QR-коды.

Проведение онлайн-опроса с помощью мобильных телефонов по QR-коду на примере онлайн-сервиса simpoll.ru (Слайд 1).

– Какими средствами общения в сети интернет, на ваш взгляд, пользуются учащиеся?

Ответы участников, вывод ответов на экран (мессенджеры, социальные сети, электронная почта и т.д.).

Сегодня существует множество различных мессенджеров, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и преимущества.

Проведение онлайн-опроса с помощью мобильных телефонов по QR-коду на примере онлайн-сервиса simpoll.ru (Слайд 2).

– Какой мессенджер, на ваш взгляд, наиболее популярен среди учащихся?

Ответы участников, вывод ответов на экран, демонстрация рейтинга популярности ответов (Telegram) (Слайд 3).

– Какие функции выполняют мессенджеры?

Выполнение задания «на соответствие» участниками (с помощью ноутбуков, либо мобильных телефонов по QR-коду, в случае, если они зарегистрированы на этой онлайн-платформе) с использованием онлайн-доски Miro, демонстрация результата работы на экране.

Материал для выполнения задания и проверки (Слайд 4).

Основные функции мессенджеров

– Обмен сообщениями. Функция, позволяющая пользователям обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени;

– Голосовые и видеозвонки. Функция, позволяющая пользователям звонить друг другу, а также проводить видеоконференции;

– Отправка медиафайлов. Функция, позволяющая отправлять друг другу фото, видео, аудиофайлы, документы и другие типы файлов;

– Групповые чаты и каналы. Функция, позволяющая создавать групповые чаты для общения с несколькими пользователями одновременно, а также каналы для рассылки сообщений большому количеству пользователей;

– Статусы и истории. Функция, позволяющая пользователям делиться своим настроением или важными событиями из своей жизни с помощью статусов или историй, которые доступны всем контактам пользователя.

Комментарии ведущего по возможности использования онлайн-сервисов в работе классного руководителя с учащимися (Слайд 5).

Одним из самых популярных мессенджеров среди людей, ценящих приватность и скорость работы, считается мессенджер Telegram. Он предлагает широкий спектр вышеперечисленных функций.

Ещё одна полезная функция Telegram – возможность создания ботов. Тема нашего мастер-класса: «Чат-бот в мессенджере Telegram в работе педагога, выполняющего функции классного руководителя» (Слайд 6).

Чат – средство обмена сообщениями в сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение (Слайд 7).

Бот (сокращение от «робот») – это программа, которая может выполнять автоматические заранее настроенные повторяющиеся задачи, обрабатывать запросы пользователей, отвечать на вопросы и многое другое.

Боты очень удобны для автоматизации работы или для получения информации из различных источников напрямую в мессенджере.

Боты, по сути, являются цифровыми инструментами и, как любой инструмент, могут использоваться как во благо, так и во вред. «Хорошие» боты выполняют полезные задачи, а «плохие» или вредоносные боты могут использоваться для взлома, рассылки спама, шпионажа, прерывания и взлома веб-сайтов.

Сегодня мы остановимся на «хороших» ботах, которые полезны в нашей работе. Примером такого бота может послужить бот-викторина. Одну из них мы взяли для работы на сайте БРПО: это бот-викторина «Выбирай», приуроченная к предстоящим выборам в нашей стране. https://brpo.by/news/vybiraj/ (Слайд 8).

Задания викторины позволили проверить фактологические знания учащихся об избирательном праве Беларуси, выборах и процедуре голосования.

Участники проходят викторину, вход по QR-коду в презентации.

Как вы видите, алгоритм бот-викторины аналогичен викторине, составленной с помощью Google-формы, которые зачастую предлагаются для заполнения и детям, и их родителям, но представляют определённую трудность, поскольку требуют дополнительного скачивания. А выполнение бот-викторины совершается в самом мессенджере.

В рамках проекта «Правильный выбор – успешное детство!» наши учащиеся 11-го класса создали аналогичную бот-викторину по теме «Подросток и закон». (Слайд 9)

Участники проходят викторину, вход по QR-коду в презентации.

Это значит, что, учащийся 11-го класса, обладающий навыками алгоритмизации, приобретёнными на уроках информатики, может создать аналогичную викторину, тем самым помочь вам в организации работы с классом.

Демонстрация конструкции бот-викторины с помощью видео. Комментарии и объяснения ведущих.

Как видите, структура бота состоит из блоков, связанных между собой заранее определёнными правилами, условиями.

Теперь о чат-ботах.

Чат-бот – это виртуальный собеседник, программа, которая может решать типовые задачи: задавать вопросы и отвечать на них, искать информацию по запросу и выполнять простейшие поручения. (Слайд 10)

Разработаны различные типы чат-ботов для выполнения разных задач. (Слайд 11):

– чат-бот на основе правил – при взаимодействии с пользователями предоставляет им выбор заранее определенных опций;

– интеллектуально независимый чат-бот – использует машинное обучение на основе вводимых пользователями данных, а также ищет известные ключевые слова;

– чат-боты с искусственным интеллектом – представляют собой комбинацию чат-ботов на основе правил и интеллектуально независимых чат-ботов.

Наиболее прост в создании чат-бот на основе правил. По крайней мере, его может создать заинтересованный человек, не имеющий навыков программирования, следуя определённым инструкциям.

Чат-бот, работающий на основе правил, получает команду от пользователя посредством сигнала, полученного в результате нажатия им определённой кнопки или посредством введения (озвучивания) ключевой фразы. Таким образом, если чат-бот, созданный на основе правил, спросят о чём-то, на что у него нет ответа, он просто «выйдет» из конструктивного диалога (ответит шаблонной фразой, например, «извините, я вас не понимаю»).

На сайте ГРОИРО прорекламирован чат-бот «ОПОРА», созданный нашим коллегой, психологом лидской школы Артуром Адамовичем, в качестве выполнения функции психологической поддержки родителей (Слайд 12) Этот чат-бот выступает в роли специальной программы, обеспечивающей автоматическое реагирование на вопросы гармонизации детско-родительских отношений, и содержит разделы:

– «Профилактика»
– «Образование»
– «Экспресс-консультация»
– «Доступ к полезным ссылкам на видео и литературу»

Участникам демонстрируется чат-бот, вход по QR-коду в презентации. Комментарии и объяснения ведущих.

 

III Информационно-практический этап

Более подробно мы рассмотрим работу созданного нами чат-бота, основной функцией которого является информационная, т.е. его задачей является предоставление информации в рамках конкретной узкой специализации. В данном случае – в рамках темы «Безопасность в сети интернет» (Слайд 13).

Участникам демонстрируется чат-бот, вход по QR-коду в презентации. Комментарии и объяснения ведущих.

Как создать своего бота?

Практикум с участниками по созданию чат-бота c пояснением основных терминов, понятий и функций с использованием пошаговой инструкции.

 

IV Подведение итогов. Рефлексия

Возможно, создание ботов, на первый взгляд, это непросто, и без этого можно обойтись. Но, согласитесь, мы зачастую с отрицанием воспринимаем многие новшества, а потом привыкаем к ним, как к само собой разумеющемуся, и пользуемся этим в своей ежедневной практике.

И может быть, вы определитесь с каким-то направлением деятельности классного руководителя, в которой использование бота будет действительно эффективно.

Я предлагаю прямо сейчас каждому из вас предположить какую-то тематику, по которой можно сделать соответствующий бот, способный оказать определённую помощь в работе с учащимися.

Воспользуемся в очередной раз онлайн-сервисом simpoll.ru. (Слайд 14)

Вход по QR-коду в презентации, вывод результата на экран.

Ведущие благодарят всех участников за активную работу.

Наверное, каждый из нас имеет в своем педагогическом арсенале большое количество педагогических методов и приемов. Пусть этот мастер-класс станет началом работы в направлении совершенствования работы с детьми в мессенджерах.

Мы желаем каждому из вас создать свою собственную систему соответствующей работы. И при желании это можно сделать. Главное, наверное, надо работать в соответствии с формулой «Учим + ся, ибо не научим». (Слайд 15)

Всем спасибо за участие!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий