Литературные произведения на уроках биологии можно использовать для обсуждения биологических явлений, взаимодействия человека и природы, а также для развития критического мышления и этического сознания.
Кристина МИНЧУКОВА,
учитель биологии
ГУО «Лудчицкая средняя школа»
Быховского района,
Могилевская область
В современной системе образования активно применяются различные методы и подходы к обучению, направленные на повышение интереса учащихся и эффективности знаний. Один из способов сделать уроки биологии более увлекательными – это использование литературных произведений в качестве дополнительного материала.
Из романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» можно взять отрывок к теме «Вегетативное размножение растений».
Как только прекратились дожди и погода установилась, то есть приблизительно в ноябре, я отправился на свою лесную дачу. Я не был там несколько месяцев и с радостью убедился, что все осталось по-старому, в том самом виде, в каком было при мне. Изменилась только ограда, окружавшая мой шалаш. Она состояла, как известно, из двойного частокола. Ограда была цела, но ее колья, для которых я брал росшие поблизости молодые деревца неизвестной мне породы, пустили длинные побеги, совершенно так, как пускает их ива, если у нее срезать макушку.
При обсуждении текста выявляется один из способов размножения растений.
В некоторых литературных произведениях допущены биологические ошибки, которые можно предложить найти учащимся.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
А.Фет, «Бабочка»
Учащиеся находят ошибку: у бабочек не два, а четыре крыла.
При изучении темы «Папоротники» можно использовать повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».
Глядь – краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» – подумал Петро и протянул руку. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках.
В обсуждения учащиеся делают вывод о невозможности в реальности описываемых событий.
По теме «Водоросли» можно предложить прочитать отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и назвать организмы, о которых идет речь:
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травой морскою.
Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» можно использовать на уроке в 9-м классе. Необходимо объяснить описанное явление с позиции физиологии кровообращения и дыхания:
…Мы шли пешком на Гуд-Гору, казалось, дорога вела на небо…, снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело….
Приведенный ниже отрывок из «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого можно использовать при изучении травм на уроках биологии. Учащиеся читают отрывок и предполагают характер травмы.
Но с той же быстротой, с какой крепнул организм, становилось хуже ногам. Краснота перевалила уже подъем и расползлась по щиколоткам. Пальцы совершенно потеряли чувствительность, их кололи булавками, и булавки эти входили в тело, не вызывая боли.
Эти произведения на уроках биологии можно использовать для обсуждения биологических явлений, взаимодействия человека и природы, а также для развития критического мышления и этического сознания.
Кроме того, использование литературных произведений на уроках биологии способствует не только обогащению знаний, но и формированию разностороннего развития учащихся.