Там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко, удобно применять инфографику. Основная цель этого метода – передать данные в кратком и необычном виде.
Светлана НАГРОДСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа №37 г.Гродно»
На коррекционных занятиях применяются разнообразные способы, методы, приемы и техники, которые способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. Там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко, удобно применять инфографику. Основная цель этого метода – передать данные в кратком и необычном виде.
Для меня в коррекционной работе самая востребованная техника инфографики – мнемо. Она способствует быстрому запоминанию информации, путём образования ассоциаций. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Учащиеся также активно включаются в процесс создания схемы.
Приемы мнемотехники помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений. Большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока «рисуют» его.
На коррекционных занятиях использую с учащимися инфографику в виде мнемопамяток, мнемоинструкций, мнемоквадратов и мнемотаблиц.
Мнемопамятка – инструкция, в которой в виде рисунков показана последовательность действий, шагов. На начальном этапе работы учащимся целесообразно предлагать готовые схемы, позже происходит коллективное обсуждение различных версий и отбор наиболее удачных вариантов.
Быстрая утомляемость детей после учебных занятий подтолкнула меня к созданию новых подходов к подготовке речевого аппарата и автоматизации звуков. В своей работе я стала применять мнемоинструкции – схемы, рисунки, которые помогают учащимся понять, что и как делать.
Артикуляционная гимнастика стала не утомительным занятием, а воплощением детских идей. При составлении мнемоквадратов, учащиеся сами придумывали и раскрашивали картинки.
Перед тем как начать работать по мнемотаблицам (схемам, состоящим из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов), с учащимися закрепляем навыки различения звуков в слогах, словах.
Приемы инфографики эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Измени слово» (гриб – нет гриба, много грибов, грибок, думаю о грибе, …)
Игра «Составь произнесенную фразу»
Игра «Найди ошибку» (убери лишний мнемоквадрат и произнеси правильное предложение):
Использование инфографики на коррекционных занятиях служит зрительным планом для создания монологов, помогает учащимся выстраивать последовательность рассказа, способствует развитию речи ребенка в целом и формированию навыков коммуникации.