Вся семья вместе. Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по образовательной области «Элементарные математические представления»

- 11:27КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Занятие направлено на освоение детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи математических представлений и связанных с ними логических операций.

Марина ЛЕСКЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 2 г.Ивье»
Гродненская область

 

Программные задачи:

– формировать умения пользоваться понятиями «высокий», «низкий», «младший», «старший»;
– упражнять в порядковом счете в пределах 9;
– формировать представления детей о количественном составе числа 3 из отдельных единиц на конкретном материале, представления о семье, об образах цифр, геометрических фигурах, частях суток;
– развивать логическое мышление, внимание, память, глазомер, моторику, речевое общение;
– воспитывать любовь к близким людям, уважительное отношение к семье.

Материалы и оборудование: мяч, образец схемы семьи, числовой домик, карточки с цифрами, магниты, по количеству детей – листы бумаги для графического упражнения «Моя семья», цветные карандаши, тарелочки, карточки с цифрами от 1 до 9, для дидактического упражнения «Нарисуй столько же», силуэтные изображения паровозика, «солнышки» и «тучки» на магнитах, «сердечки»; магнитная доска.

 

Ход занятия

Приветствие

Педагог.

Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
                                      (Л.Куклин)

Педагог. Сегодня мы поговорим о семье. Что такое семья? (Ответы детей). Да, ребята, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Какие бывают семьи? (Ответы детей).    

Игра «Расскажи о семье»

Педагог. Сейчас мы поиграем и узнаем о членах вашей семьи.

Дети стоят в кругу, а педагог с мячом в центре, бросая мяч, он задает вопросы. Ребенок, ответив на вопрос, возвращает мяч.

Кто старший в твоей семье? Кто младший? Кто выше: папа или мама? Кто самый высокий (низкий) у тебя в семье? Кто среднего роста? Кто ниже папы? Кто ниже мамы?

Графическое упражнение «Моя мама»

Педагог.

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
– Всех милее наша… (Мама)

Предлагаю каждому из вас изобразить из геометрических фигур свою маму. Ребята, посмотрите на доску и скажите, из каких геометрических фигур у меня составлен человек? (Ответы детей) Голова человека, какой формы? (Ответы детей) А тело? (Ответы детей) Руки? (Ответы детей) Ноги? (Ответы детей. Дети, которые затрудняются в назывании фигур, повторяют). А теперь каждый из вас составит свою маму из геометрических фигур. (В ходе выполнения задания детьми, педагог оказывает помощь детям).

Беседа о частях суток

Педагог. Ребята, какие части суток вы знаете? Назовите их последовательно. (Ответы детей). Давайте вспомним, что вы обычно делаете утром? (Ответы детей). Что делает утром мама (папа)? (Ответы детей). Что ваша семья делает вечером? (Ответы детей). Что все делают ночью? (Ответы детей).

Педагог.

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки – это день и ночь.
Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым –
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи –
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки – это день и ночь.

Дидактическая игра «Числовой домик»

Педагог. Всегда ли семья бывает дома вместе? (Ответы детей). Представьте, что это дом для семьи из трёх человек. (Показывает числовой домик, на его крыше – карточка с цифрой 3). В нем живут мама, папа и ребенок.

Педагог размещает числовой домик на доске, предлагает детям с помощью лежащих внизу цифр придумать и показать, кто может быть дома. Дети придумывают варианты. Например: Мама дома, а остальных нет; мама и ребёнок дома, а папа на работе; все дома.

(Варианты составления числа 3: 1 и 2; 2 и 1; 1, 1 и 1).

Педагог. Значит, число 3 можно составить из меньших чисел: 1 и 2; 2 и 1; 1, 1 и 1 (Дети повторят вместе с педагогом, индивидуально).

Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре. (Хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (Повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать. (Указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –           
Вот и вся наша семья! (Загибают поочередно пальцы на руке)

Дидактическая игра «Путешествие на поезде»

У каждого ребенка на тарелочке лежат силуэтное изображение паровозика и карточки с цифрами от 1 до 9 ( «вагончики»).

Педагог. Давайте представим, что вы всей семьей отправляетесь в путешествие на поезде. Нужно пронумеровать вагоны. Первый вагон за паровозом. Нужно расположить вагоны по порядку: от 1 до 9. (Дети считают вагоны по порядку).

Дидактическое упражнение «Нарисуй столько же»

Педагог. Ребята, давайте приготовим сладкие угощения для членов вашей семьи! Это могут быть конфеты, печенье, пирожные. Будьте старательными!  

В нижней полосе нужно нарисовать цветными карандашами угощения (геометрические фигуры) согласно указанной вверху цифре. (Дети получают карточки и выполняют задание).

Педагог. В крепкой и дружной семье все любят и заботятся друг о друге, помогают друг другу. Давайте расскажем, как мы любим свою семью, повторяйте за мной:

АМА – АМА – АМА – у меня есть мама.
АПА – АПА – АПА – мой любимый папа.
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ – я люблю свою семью.
МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья.

Педагог. Как хорошо, что у всех есть семья! Вы – счастливые дети на свете! Важно, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение и любовь!

Подведение итогов

Педагог. О чем мы сегодня говорили на занятии? (Ответы детей) Какие задания вам понравились выполнять больше всего? Сколько членов семьи у (имя ребенка)? (Ответ ребёнка) А у (имя ребенка)? (Ответ ребёнка) Какой формы были угощения, которые вы готовили для членов своей семьи? (Индивидуальные ответы детей) Сколько жителей было в нашем домике? (Ответы детей). Из каких чисел можно составить число 3? (Ответы детей).

Рефлексия

На подносе лежат солнышки и тучки.

Педагог. Ребята, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение, то выберите солнышко, если занятие не очень понравилось – тучку. (Каждый ребенок определяется с выбором).

Вы справились со всеми заданиями и заслужили маленькие подарочки – сердечки, которые будут согревать вас и ваших близких теплом и любовью. (Педагог вручает сердечки каждому ребёнку).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий