Мероприятие направлено на повышение интереса учащихся к учебному предмету «Физика».
Ольга РОМАНЧЕНКО,
учитель физики
ГУО «Зимовищская базовая школа Мозырского района”,
Гомельская область
Цель: повышение интереса учащихся к учебному предмету «Физика».
Задачи:
– обучающая – углубить знания учеников по разным темам физики; усовершенствовать практические навыки использования ранее приобретенных знаний в нестандартных условиях;
– развивающая – развивать логическое мышление, память, внимание, умение анализировать и сравнивать физические явления и величины;
– воспитательная – воспитывать умение слушать ответ товарища, уверенность в себе.
Целевая аудитория: учащиеся 7–9-х классов.
Оборудование и материалы: мультиборд, презентация, черный ящик с предметами, выставленными на аукцион.
Ход мероприятия
1 Вступительное слово учителя
– Сегодня мы с вами проведем интеллектуальную игру под названием «Физический аукцион». Вы сможете продемонстрировать всем присутствующим высокий уровень знаний по физике, свою внимательность, наблюдательность, изобретательность и доброжелательность к участникам этого мероприятия.
2 Аукцион «Физика вокруг нас»
Лот № 1. Явления природы
Ведущий читает вопрос лота, а игроки угадывают, о каком природном явлении идёт речь. После каждого ответа на экран проецируется слайд, фотография.
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
Лот № 2. «Физические величины»
– В одном известном мультфильме удава пытались измерить мартышкой, слоненком и попугаем.
А знаете ли вы, какими приборами измеряются физические величины? Сейчас я буду называть физические величины, а вы должны назвать измерительные приборы, которые необходимы. Итак, слушайте внимательно.
1) Прибор для определения времени. (Секундомер, часы)
2) Прибор для определения давления. (Манометр)
3) Прибор для измерения температуры. (Термометр)
4) Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр)
5) Прибор для измерения массы тела. (Весы)
6) Прибор для измерения объёма жидкости. (Мензурка)
7) Прибор для измерения длины. (Линейка, рулетка, мерная лента)
8) Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)
9) Прибор для измерения скорости. (Спидометр)
10) Прибор для измерения силы. (Динамометр)
Лот № 3 «Отгадай ребус»
– Вам необходимо разгадать ребус.
1) (Электрон)
2) (Опыт)
3) (Скорость)
4) (Динамометр)
5) (Плотность)
6) (Сила)
7) (Вес)
8) (Время)
9) (Объем)
10) (Удлинение)
Лот № 4. Попробуй, угадай!
– Нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения. Те, кто дал верный ответ после первой подсказки, получает 3 балла, после второй – 2 балла, после третьей – 1.
1) Прибор
Без этого прибора не обходится ни одна семья.
Когда вы почувствуете недомогание, обязательно пользуетесь им.
Она подскажет вам, необходим ли вызов врача. (Термометр)
2) Прибор
Их основная часть – стержень – коромысло.
Бывают лабораторные, технические, медицинские.
Помощник продавца. (Весы)
3) Явление
Происходит при определенной температуре.
И в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре.
Интенсивное парообразование с поверхности жидкости. (Кипение)
4) Явление
Это такое явление, при котором брызнешь – и пахнет.
Это такое явление, которое происходит, когда утром пьешь чай.
Это такое явление, при котором происходит перемешивание молекул разных веществ. (Диффузия)
5) Объект
Первыми посетителями были американцы.
Собаки и волки к нему неравнодушны.
Видимая его часть называется Месяц. (Луна)
6) Объект
Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться.
Она находится во всех веществах, и в разных веществах – различная.
Она состоит из атомов. (Молекула)
7) Величина
Действует на дно и стенки сосуда.
Увеличивается с глубиной.
Нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой. (Давление)
8) Величина
Это то, что в большом количестве есть у спортсменов.
Причина ускорения тела.
Это есть, ума не надо. (Сила)
9) Величина
Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.
Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.
У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. (Скорость)
10) Величина
Оно изменяется с изменением погоды.
Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
Его измеряют барометром. (Атмосферное давление)
11) Величина
Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.
У всех здоровых людей она почти одинакова.
Единица ее измерения – градус. (Температура)
12) Вещество
Прозрачен, бесцветен, легок.
Водород, кислород, неон.
Еще одно название машины «Волга». (Газ)
13) Вещество
Обладают хорошей теплопроводностью.
Хорошо проводят электрический ток.
Железо, никель, алюминий. (Металлы)
Лот № 5. Будьте внимательны!
1) В течение одной минуты вы будете иметь возможность смотреть на изображения физических приборов. После этого вам нужно будет ответить на некоторые вопросы.
– Перечислите измерительные приборы, которые вы видели на рисунке.
2)
– Каковы были показания приборов?
Лот № 6. Черный ящик
Ведущие зачитывают свойства и характеристики предмета. Тот, кто по физическим свойствам и характеристикам угадал предмет, считается «купившим» вещь.
Предметы, выставленные на аукцион
Предмет |
Примерные характеристики и свойства предмета |
1) Булочка |
Твердое пористое тело. Подвержена деформации. |
2) Зубная щетка |
Физическое тело: состоит из двух веществ: щетины и пластмассы. |
3) Леденцы |
Аморфное тело. |
4) Воздушный шарик |
Внутри находится воздух. |
5) Карандаш |
Твердое тело. |
6) Мыло |
Аморфное тело. |
7. Бумага |
Не растворяется в воде, легко намокает, при намокании многократно теряет прочность. |
8) Шоколад |
При низкой температуре по свойствам напоминает твердое тело. |
9) Ручка |
Состоит из трех веществ. Обладает свойством хрупкости, так как при деформации не может восстановить свою первоначальную форму – ломается. |
10) Пластилин |
Аморфное тело, не имеющее четкого кристаллического строения. |
11) Свеча |
Относится к аморфным телам. |
3 Подведение итогов игры. Объявление победителя
4 Заключительное слово учителя
– Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький. Это сказал Конфуций. Задумайтесь над словами великого мыслителя и выберите свой путь.