Игровая программа «Доброе дело два века живет»

- 11:55I СТУПЕНЬ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Группа продленного дня

Воспитание у младших школьников моральных качеств, формирование у них норм поведения в обществе.

Любовь ШУПЛЯКОВА,
воспитатель группы продлённого дня
ГУО «Средняя школа № 25 г. Мог
илева»

 

Цель: создание условий для воспитания у младших школьников моральных качеств, для формирования норм поведения в обществе.

Задачи: 

– способствовать формированию в сознании младших школьников этических представлений, знаний о категориях добра и зла;
– формировать умение оценивать собственные поступки и поступки других людей;
– создавать условия для формирования коммуникативных навыков младших школьников.

Оборудование: «сказочный ларец», конверты со словами, карточки с пословицами, карточки с изображением сказочных персонажей, толковый словарь С.И.Ожегова, лист ватмана, детали для изготовления фотоколлажа (карточки со словами, картинки людей, птиц, животных, деревьев, кустарников, цветов, строений), клеящие карандаши, фломастеры, «следы» из картона, музыкальный центр.

Подготовительная работа. Дети вместе с родителями ищут пословицы по теме «Доброта, доброе слово, доброе дело». Дети по желанию разделены на три команды. Дети вместе с родителями нашли и вырезали из журналов детали для фотоколлажа – картинки добрых и злых сказочных персонажей, людей, животных, птиц, деревьев, кустарников, растений, строений. Знакомство с профессией родителей – актер.

 

Ход мероприятия

1 Организационный момент  

Перед началом мероприятия звучит песня «Дорогою добра».

https://sefon.pro/mp3/37225-detskaya-doroga-dobra/  

 

2 Вводная часть

Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте скорее добры.
 
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы.
Но я еще повторю все равно:
– Добрые люди, будьте добры.
                           М.Знобищева

Воспитатель. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Доброте, добрым делам, добрым людям.) Доброта… Что означает это слово? Обсудите это в ваших командах. (Высказывания детей).

– Да, это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова дается такое толкование слова доброта: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. Чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая доброта и добрые дела, мы проведем игровую программу «Доброе дело два века живет». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).

– Когда мы произносим добрые слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

 

3 Основная часть

– Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Ответы детей).

– Конечно же, это добрые, тёплые слова. Назовите их. Как можно усилить красоту и очарование этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

– Первый шаг к доброте – это доброе слово. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

 

Игра «Доскажи словечко»

– Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны добавить их вежливыми словами.

Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).
Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим… (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

– Добрые слова – это «цветы» человеческой души. И не скупитесь раздавать эти «цветы» окружающим.

Следующая игра поможет нам не только вспомнить добрые слова, но и немножко подвигаться.

 

Игра-физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста»

– Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово»

1. Встаньте, пожалуйста!
2. Поднимите руки!
3. Будьте добры, похлопайте в ладоши!
4. Потопайте.
5. Попрыгайте, пожалуйста.
6. Руки вперед.
7. Садитесь, пожалуйста.

Молодцы! Все справились с заданием!

 

Игра «Остров пословиц»

– Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эти мысли они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Сейчас вы попробуете собрать пословицы и растолковать их значение.

Каждой команде выдаются рассыпанные «пословицы». Детям нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается ее смысл, а затем высказать общее мнение группы.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты – ищи доброты.

 

Игра «Хорошие и плохие поступки»

– В этой игре вам нужно оценить поступки и действия персонажа на картинке с двух позиций: хорошо это или плохо, а также подумать, каким образом действующий персонаж должен поступить, чтобы его поступок стал хорошим.

Детям по группам раздаются карточки с изображением хороших (поднял выпавшего птенца из гнезда, поднес портфель девочке, уступил место бабушке в автобусе, защитил слабого, навел порядок в своей комнате, проведал больного друга) и плохих (забрал у малыша конфету, порвал книжку, нагрубил взрослому, дернул девочку за косичку, толкнул ногой щенка, обманул учителя) поступков. Они оценивают поступки и действия персонажа, обдумывают и сообщают, каким образом он должен был поступить.

 

Игра «Что в ларце?»

– Это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Предположения детей: украшения, книга, игрушка…)

Одному из учащихся предлагается открыть ларец. Он открывает ларец, а в нем ничего нет.

– Дети, что в ларце? (В ларце ничего нет! Ларец пустой!) Нет, дети, ларец не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это? (Ответы детей). 

На доске прикреплены слова, написанные голубым фломастером: доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье и т. д. Воспитатель предлагает положить эти слова в ларец.

– Кто-нибудь хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство? (Ответы детей).

Эти слова расположены в противоположной стороне, написаны черным фломастером. Во время ответов детей воспитатель закрывает эти слова, и на доске появляется изображение солнышка.

– Очень важно научиться различать добро и зло. Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным. Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце.

А сейчас давайте просмотри отрывок из мультфильма и после просмотра вы расскажете, какие мысли у вас возникли. (Видеоролик о добре: https://www.youtube.com/watch?v=ioxMjTfFlj0).

–  Вспомните и назовите слова и словосочетания, в которых «спряталось» добро. (Добродушный, доброта, добросердечный, добропорядочный, добросовестный, доброго здоровья, добронравный, добрый день и т.д.)

 

Физкультминутка под песню «Если добрый ты»

 

– Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. Помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.

Дети получают карточки с изображением сказочных персонажей и подбирают им характеристики.

Сказочные герои Характеристика
Дюймовочка Трудолюбивая, заботливая
Винни-Пух Веселый, добрый
Доктор Айболит Добрый, заботливый
Карабас-Барабас Злой, грубый
Мачеха Завистливая, жадная
Баба-Яга Коварная, вредная

 В каком месте в реальной жизни добро побеждает зло? (Ответы детей).

 

Составление синквейна по теме «Доброе дело». Изготовление фотоколлажа на тему «Доброта»

Добрые дела
Нужное, важное
Радует, улучшает, выручает
Дарит радость людям
Твори добро не ради славы, а по велению души

 

Работа по группам

– Давайте сделаем так, чтобы солнце на нашей планете засияло ярко-ярко. Народная мудрость гласит: «Добро, что солнце. Добрые люди, как лучи этого солнца, своей добротой согревают других людей».

Сейчас каждая команда будет выполнять свое задание.

Задание для 1-й команды

Итак, первая команда изобразит нам на листе ватмана солнце и его лучи. Для лучей я раздаю слова и словосочетания, напечатанные на полосках. Из этих слов нужно выбрать только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи солнца.

развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
часто ссорится
чуткий
весёлый

общительный
скромный
вспыльчивый
внимательный
наглый
жадный
ласковый
отзывчивый
помогает в беде

– Кто же населяет нашу планету? Конечно же, люди.

Задание для 2-й команды

Вторая команда подумает и наклеит картинки людей и сказочных персонажей, которых она считает добрыми.

– Чего не хватает на нашей картине? (Ответы детей).

– На доброй земле должны петь птицы, жить животные, цвести сады. Ведь природа тоже радуется доброте. Верно?

Задание для 3-й команды

И вот задание для третьей команды: наклеить птиц, животных, растения, строения.

Воспитатель.

Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания.

 

4 Подведение итогов

– Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребёнка. Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.

– Почему одних людей мы называем добрыми, а других злыми?

– Что отличает добрых людей? Чем отличаются злые люди?

– Как вы думаете, каких людей на свете больше: добрых или злых?

Не стой в сторонке равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рваться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

 

5 Рефлексия

Просмотр видео: https://www.youtube.com/watch?v=910XgfndHJU

– Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера, то есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе. Затем мы развесим их на доске под заголовком «В добрый путь!».

Звучит песня “О доброте” в исполнении Анны Савченко.

https://mp3iq.net/m/367525-annasavchenko/101383934-pesnyaodobrote./

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий