Использование авторского логопланшета «Слоговичок» в работе по коррекции слоговой структуры слова

- 9:05КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

В материале рассматриваются особенности использования авторского логопланшета как одного из средств коррекции слоговой структуры слова у детей 4-5 лет со стертой дизартрией.

 

Екатерина ГОРКОВЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 1 г. Гродно»,

 

Усвоение слоговой структуры слова – это одна из предпосылок успешного обучения в школе. У детей среднего дошкольного возраста, посещающих пункт коррекционно-педагогической помощи, имеются следующие нарушения слоговой структуры:

– нарушения количества слогов (пропуски, увеличение числа слогов);
– нарушения последовательности слогов (перестановки и замены слогов и звуков);
– искажения (сокращения и вставки звуков);
– уподобление одного слога другому;
– застревание на одном слоге;
– соединение частей двух слов.

С целью коррекции недостатков слоговой структуры слова нами был разработан логопланшет «Слоговичок».

Основа планшета выполнена из дерева. Имеются четыре выемки для размещения картинок и грамматических заданий. В первое «окошко» вставляется картинка мальчика или девочки (обозначение самого ребенка – «Я»), во второе «окошко» нужно вставить пиктограмму слова-действия, а в третье – картинку существительного.

К основе прилагаются квадратные деревянные дощечки-вставки. Комплект для работы над первым и вторым типами нарушений слоговой структуры слова включает по 25 дощечек (по 15 существительных и по 10 глаголов), над третьим типом – 15 деревянных вставок, обозначающих существительные. Квадратные дощечки с картинками и пиктограммами разрезаны на столько частей, сколько слогов в словах: 1-й тип слоговой структуры слова – на две части, 2-й тип слоговой структуры слова – три части, 3-й тип слоговой структуры слова – цельная дощечка. Дощечки разрезаны по-разному: прямо, волнисто, ломано.

Логопланшет также включает деревянные вставки для словоизменения:

– «Кто или что это»;
– «Один и много»;
– «Нет кого или чего»;
– «Дам кому или чему»;
– «Вижу кого или что»;
– «Думаю о ком или о чем».

Пособие способствует формированию умения правильно использовать слова 1–3 типов слоговой структуры (по А.К.Марковой) детьми с нарушениями речи, посещающими как пункт коррекционно-педагогической помощи, так и специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопланшет подойдет для работы с детьми от 2 до 5 лет, а значит, может быть использован и для «запуска» речи. 

Варианты игр

Сложи картинку

Предложить ребенку сложить разрезную картинку, а затем назвать (показать, повторить), кто или что получилось.

Например: Мама, это муха и т.п.

Ответь на вопросы

Ребенок складывает разрезную картинку (или использует целое изображение), а затем с помощью сменных табличек на планшете отвечает на вопросы.

Например: Это сова (нет совы, дам сове, думаю о сове, вижу сову, сова – совы).

Что я делаю?

Необходимо сложить пиктограмму и назвать, что делает ребенок (от первого лица).

Например: Я дую, я иду, я нюхаю и т.д.

Примечание: можно использовать планшет и фигурки мальчика и девочки – символы самого ребенка.

Расскажи, что ты делаешь

Нужно заполнить планшет: фигурка мальчика или девочки + пиктограмма + картинка с существительным. Ребенок должен построить простую фразу, глядя на картинки.

Например: Я несу панаму. Я нюхаю дыню и т.д.

 

В своей работе мы использовали логопланшет «Слоговичок» при индивидуальной работе с детьми среднего дошкольного возраста. Первоначально дети познакомились с картинками, обозначающими существительные 1-го типа слоговой структуры слова, а затем – глаголами.

На этом этапе работы важной задачей являлось обучение детей составлению фразы. Дети постепенно учились распространять предложение, заменяя глаголы и существительные, а также усваивали словоизменение простых слов.

 

На втором этапе работы дошкольники познакомились с картинным материалом второй слоговой структуры. Существительные использовались для грамматических упражнений, глаголы – для составления фразы. Вставки девочки и мальчика, обозначающие местоимение «Я», мы использовали в качестве 3-его лица для построения предложений (кто это? – Никита, Полина и т.п.). На этом этапе работы мы используем картинный материал как 1-й, так и 2-й слоговой структуры.

  

Далее для коррекции слоговой структуры слова мы включили в работу вставки существительных, обозначающих 3-й тип слоговой структуры слова по А.К.Марковой. Дети продолжили упражняться в составлении простых фраз и словоизменении.

  

Для усложнения заданий мы решили использовать глаголы не только 1-го лица, но и 3-го, а также изменяли глаголы по временам. Например: Марина катала собаку, Юлия будет мыть колесо – и другое.

За время работы с планшетом «Слоговичок» у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией снизилось количество ошибок при словоизменении, а также значительно улучшилось умение строить и распространять предложения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий