На уроке учащимся предлагаются различные задания, выполнение которых требует использования дополнительной литературы, что укрепляет умение работать с текстом и позволяет лучше усвоить материал. Разработка урока проста в применении, технологична. По такому принципу легко построить уроки при изучении других тем.
Виктория МАСТАБАЙ,
учитель биологии и химии
ГУО «Гимназия г.Хойники»,
Гомельская область
Тема: «Основные гипотезы происхождения жизни».
Цели
Образовательная: организовать деятельность учащихся по усвоению знаний об основных гипотезах происхождения жизни на Земле.
Развивающие: создать условия для развития умений выделять главное, выдвигать аргументы, высказывать и аргументировать свою точку зрения, через познавательные споры сформировать свой взгляд на проблему происхождения человека, работать с текстом.
Воспитательные: формировать у учащихся ценностное отношение к различным высказываниям по одной проблеме, уважение к чужому мнению, создать условия для формирования навыков самоконтроля, самокоррекции учебной деятельности.
Планируемые результаты обучения
Предметные: знать основные гипотезы происхождения жизни на Земле.
Метапредметные: уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: познавать принципы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях.
Уровень изучения материала: базовый.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа с опорой на полученные ранее знания), словесно-наглядные (использование презентации, видеоматериала), практические (самостоятельная работа с учебником), письменный контроль.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Основные термины, понятия: биохимическая гипотеза происхождения жизни, самозарождение живого, креационизм, коацерваты, протобионт.
Средства обучения: раздаточный материал для урока, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.
Эпиграф к уроку: «Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставить всех думать одно», – В.Г.Белинский.
Ход урока
I Организационный этап
На доске – только дата урока и эпиграф, темы и иных записей нет.
Учитель приветствует учащихся, создает позитивный учебный настрой. Для этого предлагает разминку «Цветные вопросы». Каждый учащийся вытаскивает из коробочки одну цветную карточку, на обратной стороне которой есть вопрос, на который затем учащиеся отвечают. Назовите:
Цвет | Вопрос |
Красный | Что-то, что вы любите в уроке биологии |
Синий | Что-то, чего вы ждёте от урока биологии |
Зеленый | Любимый вид работы на уроке биологии |
Желтый | Момент урока, который хотелось бы повторить |
Оранжевый | Что-то, чему вы научились на прошлом уроке |
II Целемотивационный этап
Форма: фронтальная.
Предлагается просмотр видео (отрывок из фильма «Мастер и Маргарита», разговор на Патриарших; https://www.youtube.com/watch?v=P2BuUejjRlo).
– Давайте подумаем и попробуем предложить тему сегодняшнего урока. (Предположительный ответ: «Появление жизни на Земле»).
III Актуализация знаний и умений учащихся
Форма: индивидуальная работа с раздаточным материалом.
Заполнение таблицы понятий «Знаю. Не знаю. Хочу знать больше»
В такой таблице учащиеся видят новые, неизвестные понятия и термины – появляется интерес и стимул узнать, что это. Здесь совместно формулируется цель урока.
– Я считаю, в современной биологии одним из спорных и, в то же время, интересных вопросов является проблема происхождения жизни. Жизнь окружает нас повсюду – в вечных льдах и в раскаленных пустынях, под нашими ногами, в воздухе и в самых темных глубинах океана. Земля насыщена жизнью в таком изобилии и разнообразии, что это потрясает воображение. Как все это началось? Как появилась наша планета и ее обитатели? Все это мы должны выяснить сегодня на нашем уроке.
Некоторые считают, что эти вопросы не важны: жизнь на Земле возникла так давно, что это не влияет на то, что происходит вокруг нас каждый день. Однако точка зрения на происхождение жизни оказывает влияние на наше отношение к настоящей жизни и к будущему. Решение этого вопроса для общества имеет исключительное значение. Вопрос о происхождении жизни формирует мировоззрение человека, понятие о месте и роли человека в природе.
Давайте послушаем определение жизни мыслителями разных эпох.
Жизнь – это:
1) …питание, рост и одряхление – точка зрения Аристотеля;
2) …химическая функция – по определению А.Лавуазье;
3) …сложный химический процесс – точка зрения И.П.Павлова;
4) …способ существования белковых тел, основным атрибутом которого является обмен веществ – по определению Ф.Энгельса.
Безусловно, в разные времена у разных народов существовали свои представления о жизни и гипотезы о возникновении жизни.
– Ребята, а что такое гипотеза? (Предположительный ответ: гипотеза – это научное предположение, которое можно доказать или опровергнуть).
– Задумывались ли вы над вопросом о происхождении жизни на земле? С какими гипотезами вы знакомы?
– Ребята у вас на столе лист с таблицей. Отметьте, какие гипотезы вам известны, о каких вы совсем ничего не слышали и о каких вы хотите узнать больше.
Гипотезы происхождения жизни на Земле |
Знаю | Не знаю | Хочу узнать больше |
Креационизм | |||
Самопроизвольное зарождение жизни | |||
Биохимическая гипотеза | |||
Внеземное происхождение жизни |
– Цель нашего урока – познакомиться с гипотезами о происхождении жизни на нашей планете. Это предмет многовековых дискуссий, в которых участвовало не одно поколение человечества.
IV Изучение новой темы
Форма: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, групповая работа.
Учитель организует работу учащихся по изучению нового материала «Основные гипотезы происхождения жизни». Работа с материалом учебного пособия (с. 224–229), личными планшетами и смартфонами, в результате чего заполняется таблица. Разрешено свободное перемещение по классу, объединение в группы, консультации. По мере решения проблемы в таблице понятий «Знаю. Не знаю. Хочу знать больше» «минусы» исправляются на «плюсы» (исправленное обводится кружком).
Учащийся, полностью заполнивший «плюсами» понятийную таблицу, может оказать помощь другим.
Сигналом для учителя является закрытое учащимся и перевернутое обложкой вниз учебное пособие, убранные со стола планшеты и смартфоны.
Название гипотезы |
Сущность |
Сторонники гипотезы |
Слабые стороны |
Креационизм |
Жизнь и все населяющие землю виды живых существ созданы Богом |
1650 год; |
Не имеет научных доказательств |
Самопроизвольное зарождение жизни |
Возникновение живых организмов из неживого вещества |
Ван Гельмонт, |
Опровергнута многочисленными опытами |
Биохимическая гипотеза |
Жизнь возникла в процессе биохимической эволюции углеродных соединений |
А.И.Опарин, Дж.Холдейн |
Никому не удалось воспроизвести последний и самый важный этап – получить систему, способную к самовоспроизведению. Эта теория не объясняет существования на Земле единого генетического кода |
Внеземное происхождение жизни |
Космическое происхождение жизни |
Выдвинул гипотезу Рихтер, и в 1865 году ее поддержали Гельмгольц и Аррениус, |
Не решает вопроса, как возникли организмы на других планетах |
V Проверка понимания изученного
Форма: работа в парах.
– Я предлагаю вам синквейн с открытыми строками. Ваша задача определить по указанным строкам, о какой гипотезе происхождения жизни идет речь, и закончить синквейн.
Ученики получают лист с пропущенными строками и, работая в парах, заканчивают синквейн.
1. …(Креационизм)
2. Божественная, недоступная
3. Сотворил, дал жизнь, научил
4. Мир создал Бог
5. Бог или Творец
1. …(Биохимическая гипотеза)
2. Современная, коацерватная.
3. Проверили, поэкспериментировали, доказали
4. Все живое произошло от неживого (абиогенез)
5. Опарин – Холдейн
1. …(Гипотеза самозарождения)
2. Абсурдная, смешная
3. Вырастают в пробирке, выходят из смолы, возникают при гниении
4. Живые организмы зарождаются самопроизвольно
5. Луи Пасте
1. …(Гипотеза панспермии)
2. Космическая, инопланетная
3. Попадают случайно, найдены на Луне, занесены на Землю
4. Жизнь на Землю занесена космическими телами или пришельцам
5. Бактерии – зародыши жизни
VI Закрепление изученного материала
Форма: индивидуальная, фронтальная.
1. Учащиеся работают самостоятельно, выбирая признаки, относящиеся к определенной гипотезе происхождения жизни:
1) Органические соединения возникли из неорганических соединений; 2) Живые организмы создал Бог; 3) Живые организмы появились самопроизвольно из неживой материи; 4) Происходило образование коацерватов; 5) Лягушки и насекомые заводятся в сырой почве; 6) Сотворение мира произошло одномоментно; 7) Жизнь возникла длительно при отсутствии кислорода, наличии химических веществ и источника энергии; 8) Данную гипотезу опроверг Л.Пастер; 9) Жизнь занесена из космоса с других планет.
Ответы выводятся на слайд (контроль, корректировка):
креационизм – 2, 6; гипотеза самопроизвольного зарождения – 3, 5, 8; внеземное происхождение жизни – 9; биохимическая гипотеза – 1, 4, 7.
2. Вопрос для размышления: Почему в современных условиях невозможно зарождение жизни?
Возвращаясь к ключевым моментам изученного материала, учащиеся высказывают свои предположения, участвуют в обсуждении.
VII Обобщение и систематизация изученного
Форма: индивидуальная.
Обратиться к понятийной таблице, осмыслить обведенные кружком понятия и термины. Ответить на самый главный вопрос – зачем все это изучалось, где на практике это можно применить? (Ответы, корректировка).
VIII Контроль знаний и умений, информация о домашнем задании
Форма: индивидуальная.
Выполнение условно безотметочного теста выходящего контроля, самоконтроль по слайду.
Тест
1 Повсеместное распределение жизни во Вселенной и перенос зачатков жизни с одной планеты на другую – это…
1) креационизм;
2) самопроизвольное зарождение жизни;
3) биохимическая гипотеза;
4) внеземное происхождение жизни.
2 Гипотезу биохимической эволюции предложили:
1) А.И.Опарин и С.Миллер;
2) А.И.Опарин и Дж.Холдейн;
3) Дж.Холдейн и С.Миллер;
4) Л.Пастер и А.И.Опарин.
3 Согласно представлениям креационистов:
1) жизнь возникла на Земле из неживой материи;
2) живое постоянно самозарождается из неживой материи в настоящее время;
3) жизнь создана Богом;
4) жизнь занесена на Землю из космоса.
4 А.И.Опарин и Дж.Холдейн считали, что первыми органическими веществами на Земле, синтезированными абиогенным путем, были:
1) РНК;
2) белки;
3) ДНК;
4) жиры и углеводы.
5 Коацерваты являются прообразами живых систем, так как они…
1) могут увеличиваться в размерах – расти;
2) ограничены от водной среды прообразом мембраны;
3) способны поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие;
4) отвечают всем указанным признакам.
Ответы: 1 – 4; 2 – 2; 3 – 3; 4 – 2; 5 – 4.
IX Домашнее задание
1) § 43 учебного пособия (выучить основные положения теорий; указать наиболее убедительную, с точки зрения учащегося, теорию; привести доказательства ее обоснованности).
2) Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Мир РНК как предшественник современной жизни»; подготовить кроссворд или кроссенс по изученному материалу.
X Подведение итогов урока
1 Взаимопроверка работ учащихся. Обратная связь учащихся о степени удовлетворенности результатами тестовой работы.
2 Самооценка и обратная связь. Возврат к цели урока и критериям достижения цели. Ответы на вопросы: чему новому научились, что узнали, чего смогли достигнуть, все ли получилось? Учащиеся дают учителю обратную связь о степени достижения цели с помощь «светофора».
3 Выставление отметок за работу на уроке по усмотрению учителя с комментарием отметки.
XI Рефлексия
Прием «Установи соответствие»
Учитель предлагает учащимся установить соответствие между фразами:
На уроке я работал | Активно/пассивно |
Своей работой я | Доволен/не доволен |
За урок я | Устал/не устал |
Урок для меня показался | Коротким/длинным; интересным/скучным |
Материал урока мне | Полезен/бесполезен |