Правописание о, ё после шипящих в корне слова. Урок русского языка в  5-м классе

- 9:29Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Задачи: формирование навыка правописания изучаемой орфограммы; совершенствование навыка правописания орфограммы; развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Виктория АНТОШУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 12 г. Пинска»,
Брестская область

 

 

 

 

 

Тема: «Правописание о, ё после шипящих в корне слова».

Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся совершенствуют навык правописания букв о, ё в корне после шипящих.

Задачи:

– формирование навыка правописания изучаемой орфограммы;
– совершенствование навыка правописания орфограммы;
– развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Материалы к уроку  

Ход урока

I Ориентировочно-мотивационный этап

– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Итак, за работу!

– Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте обратимся к тем знаниям, которые мы с вами приобрели на прошлых уроках. А поможет нам в этом филворд (раздаточный материал на партах). Цель игры – найти слова с приставками, спрятанные в таблице, и объяснить их правописание.

– Какие орфограммы мы увидели в этих словах?

– А как нам проверить, какую букву мы должны писать в приставке или после нее?

– Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили материал прошлых уроков. А скажите, какие орфограммы гласных в корне вы знаете? (Проверяемые, непроверяемые).

– Почему они так называются? (Проверяем, запоминаем, вспоминаем условия, от которых они зависят и делаем выбор написания).

– Хорошо. А сравните, пожалуйста, две группы слов (записаны на доске). В корнях слов какой группы есть орфограммы гласных? Почему?

яд                             жёлтый
обозначить             крыжовник
дикий                      чёрный
увлечь                     чёрствый
                                 расчёска

– Что объединяет слова второго столбика? (Буквы о, ё стоят после шипящих).

– В какой позиции гласные? (Под ударением).

– Можем ли мы объяснить, почему в слове крыжовник буква о, а в остальных ё?

– О чём будем говорить? Какова будет тема урока? Какие задачи перед собой поставим? (Дети записывают дату и тему урока в тетради).

 

II Операционно-познавательный этап

Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации

– Чтобы узнать, когда же пишется буква о или ё в корне после шипящих, продолжим наши наблюдения. Предлагаю вам коллективно вывести это правило на основе анализа слов второго столбика с данной орфограммой.

– Можем ли мы подобрать проверочное слово к данным словам? А изменить эти слова? Что появляется при изменении? (Буква ё чередуется с безударной е).

– Молодцы, ребята. А давайте проверим правильность полученных выводов с помощью учебника. Откройте учебник на странице 49 и прочитайте правило.

– О чем мы еще узнали? (Есть слова-исключения).

– Чтобы запомнить все слова-исключения, а также иноязычные слова, обратите внимание на раздаточные карточки (раздаточный материал «Запомни рифмовку). Прочитайте и запомните правописание данных слов.

Запомним рифмовку
Шоколад, шофёр, крыжовник.

Шов, шоссе, обжора, шорник.
Шорох, чопорный, чащоба.
Капюшон, жокей, трущоба.

Организация словарной работы

– Наверняка здесь есть слова, значение которых вам незнакомо. Какие?

– Кто из вас знает, что такое шорник? (Шорник – человек, занимающийся изготовлением изделий из кожи для упряжи лошадей).

– Что значит чопорный? (Чопорный – чрезмерно строгий и принуждённый в поведении).

– Кто такой жокей? (Жокей – профессиональный наездник на скачках).

– Чащоба – лесная чаща, густая заросль чего-либо.

– Трущоба 1) устар. – труднопроходимое, густо заросшее место, 2) неблагоустроенная, бедная, грязная, обычно тесно застроенная часть города.

Первичное закрепление с комментированием

– Ребята, а давайте составим алгоритм (способ рассуждения и применения правила).

– Как будем действовать, применяя это правило? (Определим, в какой морфеме орфограмма. Если орфограмма в корне, то смотрим, можно ли изменить слово или подобрать родственное, чтобы после шипящего была буква е. Если да – пишем ё, если нет – пишем о).

– Давайте устно поработаем со словами чёрный, шоссе, рассуждая по плану.

– Отлично, ребята. Давайте тогда потренируемся объяснять свой выбор написания букв о, ё после шипящих в корне слова. Для этого коллективно выполним упражнение 81 (игра «передай мел другу»).

 

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже?
Так давайте ей поможем!
Вправо, влево, раз и два, 
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!

 

Закрепление изучаемого материала

– Мы продолжим с вами учиться решать орфографические задачи на новое правило, и с целью закрепления полученных знаний выполним задание по вариантам. Я предлагаю вам собрать «букет ромашек». В каждом лепестке записано слово, где пропущена буква о и ё. Мы должны прикрепить эти лепестки к нужной «серединке». (По вариантам, двое учащихся у доски, остальные на местах. Один учащийся составляет слова с буквой ё, второй – слова с буквой о. Самопроверка).

шоколад   
жокей
шорох 
капюшон
шов
трущоба

пчёлка 
жёрдочка    
решётка
щёки
шепот
щётка

– Молодцы, ребята. Быстро, а главное, правильно справились и с этим заданием. А скажите, пожалуйста, какое правило вы применяли при выполнении этой работы?

 

III Рефлексивно-оценочный этап

– Чтобы проверить, как вы усвоили полученные сегодня знания, как вы научились делать правильный выбор написания о, ё после шипящих в корне, выполним итоговое самостоятельное задание «буквенный диктант». (Взаимопроверка по ключу)

Ж..лтый, пч..лы, ч..рный, ш..лк, крыж..вник, ч..рствый, ш..рох, прич..ска, ш..фёр, ч..рточка.

– Ребята, поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки? А у кого одна? Две? Что не получилось у вас, где вы допустили ошибку?

 

IV Итоги урока. Выставление отметок

– Молодцы, ребята. Подскажите мне еще раз, с какой темой мы сегодня познакомились? Какие знания мы сегодня с вами приобрели?

Рефлексия (самооценка на основе успешности)

– Ребята, а вы довольны результатом своей работы на уроке? Возьмите, пожалуйста, смайлик и поместите его на доску в столбик, который характеризует ваш результат сегодняшней работы. 

– Я очень довольна нашей работой и надеюсь, что на следующих уроках мы с вами так же продуктивно продолжим работать над новыми темами. А сегодня мне хотелось бы отметить работу на уроке.

 

V Домашнее задание

Выучить правила, упр. 85 (письменно).

– Спасибо, ребята, вам за работу! До встречи на следующем уроке!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий