В материале представлен опыт работы педагогов ГУО “Любчанский детский сад” по ознакомлению детей с домашними животными с использованием метода проектов. В каждом проекте предусматривалось максимальное разнообразие видов детской деятельности: исследование, наблюдение, игра, экотренинг, психогимнастика, изобразительная деятельность, общение, художественная деятельность и др.
Алла ОЛЕШКЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО “Любчанский детский сад” Новогрудского района,
Гродненская область
Основным содержанием экологического воспитания дошкольника является формирование осознанно-правильного отношения к животным и растениями с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к животным и знании особенности жизни, роста и развитии живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Ознакомление с животными способствует формированию осознанности и сознательного отношения к миру природы. Уже в старшем дошкольном возрасте дети высказываются об их отношении к миру природы, вербально описывают живой объект, характеризуют его. Осознанность отношения к природе необходима для рефлексивного анализа, который является условием коррекции экологического поведения.
В старшем дошкольном возрасте в конкретных знаниях детей о многообразии животного мира уже прослеживается тенденция к пониманию связей между животными и средой их обитания. На знакомых примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания: кошка хорошо лазает по деревьям, потому что у нее острые когти; белка живет в лесу, потому что там растут орехи и т.д.
У детей старшего дошкольного возраста при правильно организованной познавательной деятельности развивается эмоционально-положительное отношение к процессу познания живых объектов, которое проявляется в виде познавательной активности. Развитие у ребенка комплекса эмоций, лежащих в основе его стремления активно познавать мир природы и расширять интересующую область, зависит от содержания образовательного материала, организации познавательной деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Одним из способов вызвать познавательную активность является построение процесса познания вокруг отдельной проблемы или объекта познания и поддержать его в активном совместном со взрослыми или в самостоятельном поиске. Таким способом является метод проектов.
В нашем учреждении дошкольного образования работа по ознакомлению детей с домашними животными проводилась в рамках содержания образовательного раздела учебной программы дошкольного образования «Познавательное развитие» на занятиях по образовательной области «Ребенок и природа».
На первом этапе был составлен перспективный тематический план, содержание которого представлено проектами «Приручение домашних животных», «Кошка – домашнее животное», «Собака – помощник и друг человека». Тематика проектов была составлена с учетом уровня сформированности представлений о домашних животных, требований учебной программы, интересов детей, имеющихся возможностей непосредственного наблюдения и исследования, доступности материала для понимания детьми.
Составленные проекты по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с домашними животными реализовывались в течение трех недель. Несмотря на то что в основе лежала поисковая деятельность, они носили либо сказочный, либо игровой характер. В каждом проекте предусматривалось максимальное разнообразие видов детской деятельности, в которые включались дошкольники: исследование, наблюдение, игра, экотренинг, психогимнастика, изобразительная деятельность, общение, художественная деятельность и др.
В основу каждого проекта была положена экологическая сказка, которая позволяла не только донести знания детей о домашних животных в сказочной форме, но и решать воспитательные задачи. Поиск доступных сказок осуществлялся как в литературе для детей, так и с использованием интернет-ресурсов. Причем, содержание многих сказок приходилось упрощать, заменять даты словами «давным-давно», «много веков назад» – делать более доступным для понимания детей. Использовались авторские сказки: Братьев Гримм, М.Пришвина, легенды, сказки-диалоги. Содержание сказок помогало понять взаимосвязи в природе, характер взаимоотношений с человеком, особенности образа жизни животных, их потребности в пище, жилье, тепле.
В работе над сказкой использовались следующие методы работы: рассказывание, беседа, игры-драматизации, психотренинги, психогимнастические упражнения по сюжету сказки.
Использование комплекса методов работы над сказкой позволяло создать такие педагогические условия, при которых эмпатийные переживания ребенка и поведение животных из сказочной формы были перенесены в реальные жизненные ситуации. Этому способствовало соединение экологической сказки с наблюдениями, исследованиями, художественной деятельностью и т.д. (Например, после прослушивания сказки Братьев Гримм «Сказка про кошку и солнечных зайчиков» – наблюдение за кошкой Мусей, которая играет с солнечными зайчиками).
Реализация каждого проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста проходила поэтапно с учетом возрастных особенностей и интересов детей. План реализации каждого экологического проекта включал подготовительный, основной и заключительный этапы.
На подготовительном этапе определена тематика проекта, при этом были учтены желания, интересы детей и уровень их развития, имеющийся опыт. При первоначальном представлении проекта использовали приемы, направленные на пробуждение интереса к теме: поисковые вопросы, просмотр картинок, презентаций, книжные выставки и др. Чтобы составить план проекта, провели беседу с детьми, которая состояла из трех групп вопросов: что мы знаем о домашних животных, что мы хотим узнать о…, что мы узнали о домашних животных. Далее мы осуществляли постановку целей по каждой теме, обозначались «детские цели», разработали план, подобрали программное содержание, формы и методы работы, которые корректировались в течение всей работы в проекте.
На этом этапе мы организовывали детей в микрогруппы, количество воспитанников в которых определялось содержанием предстоящей работы. Каждая микрогруппа получала от нас своё проектное задание, которое выполнялось соответственно либо под нашим руководством, либо с нашим участием, либо с участием родителей (Например, понаблюдать за бродячими собаками и сделать фотографии). Разделение на микрогруппы мы проводили в форме игры, тематика которой соответствовала теме проекта («Голоса животных»). Различные варианты игры позволили нам осуществлять деление детей с учетом психологических особенностей, личностных предпочтений и уровня осведомленности.
Основной этап работы в проекте включал работу в микрогруппах: различные формы работы над экологической сказкой, исследования, наблюдения, художественную деятельность, психогимнастику, коллекционирование и т.д. На протяжении работы в проекте, во время наблюдения за кошкой, каждый ребенок микрогруппы имел возможность продемонстрировать и закрепить навыки гуманного обращения (включающее правильный уход) с животным на различном материале. Особое внимание мы уделяли воспитательному результату проекта: насколько у детей сформировалось гуманное отношение к животному. Их спокойная, доброжелательная заинтересованность в происходящем, стремление не пугать, не обидеть кошку Мусю – признаки, которые нас радовали.
Мы давали детям дополнительные задания с целью рационального использования времени занятия. Обдумывание детьми ответов на вопросы, выслушивание их в каждой микрогруппе занимает определенное, хоть и небольшое, время. В эти минуты дети другой микрогруппы могли выполнять дополнительные задания. После работы в микрогруппах подводился итог работы. Дети в микрогруппе давали, посоветовавшись, общий ответ на поставленный вопрос.
Особое место на основном этапе реализации проекта занимали экологические игры (игры с правилами и творческие игры). Среди творческих игр мы отдавали предпочтение сюжетно-ролевым (например, «Семья, где жила кошка (собака»), режиссерским и играм-драматизациям по мотивам экологических сказок.
Среди игр с правилами широко нами использовались дидактические игры, как словесные, так и настольно-печатные. Они повышали активность детей и способствовали решению следующих задач: выделение признаков живого объекта («Да – нет», «Узнай и назови», «Цепочка»), закрепление названий домашних животных («Что ни шаг, то зверь», «Зоологическое лото»), классификация и дифференциация («Зоологическая столовая», «Волшебный поезд», «Кто, где живет», «Четвёртый лишний»).
Широко использовался прием сравнения, как при исследовании и наблюдении за живым объектом, так и в дидактических играх («Сравни нас», «Чей хвост, чья морда?»). Включение нами в исследовательские задания приемов сравнения способствовало выявлению общего и отличительного у животных, определению характерных особенностей животных, объединению и группировке по существенным признакам. В процессе реализации проекта дети учились сначала сравнивать животных домашних и домашних с дикими, ориентируясь на внешние яркие признаки. Затем находили разницу по менее контрастным признакам, и постепенно мы переходили к более высокому уровню в использовании сравнений – сопоставление более похожих животных. Задавали детям вопросы: чем животные не похожи, чем похожи, чем покрыто их тело, что есть на голове, где живут, чем питаются и т.д.
Заключительная часть проекта включала в себя обсуждение результатов работы, практическое оформление и презентацию результатов. По окончании проекта мы совместно с детьми и родителями изготавливали книжки, куда могли входить как рисунки детей, так и сочиненные ими стихи и загадки. В самодельной книжке с помощью пиктограмм и рисунков отражался весь ход проекта, сюжет экологической сказки, впечатления от наблюдения.
За время реализации проекта игровые центры пополнялись игровым материалом по теме: игровыми атрибутами, макетами, коллекциями открыток и картинок, библиотеки – книгами. Все это становилось существенным результатом того, что дети уже приобрели достаточный объем знаний, умений, навыков по теме проекта.
Особое место в нашей работе над проектами отводилось взаимодействию с семьями воспитанников. В работе с родителями по ознакомлению старших дошкольников с домашними животными мы использовали как традиционные формы взаимодействия (советы, консультации, беседы), так и нетрадиционные (конкурсы, исследовательские задания, сбор материала, коллекционирование). Интересно прошел конкурс презентаций, который стал итоговым в работе над проектом «Кошки – домашние животные».
Таким образом, в работе над проектами дети старшего дошкольного возраста получали в доступной форме представления о домашних животных, их росте и развитии, особенностях внешнего вида и строения, отличительных признаках. С помощью разнообразных педагогических средств (наблюдения, экологические сказки, исследования, экологические игры, художественная деятельность, экологические тренинги и др.) дети систематизировали и обобщили свои знания, учились группировать домашних животных по различным признакам.
Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими в экологическом проекте, представляет единый педагогический процесс по ознакомлению с домашними животными и воспитанию гуманного отношения к живым объектам.