В конспекте занятия использованы авторские сказки «Червяк», «Свет».
Наталия КАМИНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: «Родственные слова».
Задачи:
– формировать умение выбирать родственные слова среди других слов, из текста;
– учить осуществлять сравнение и анализ слов.
Оборудование: кинезиологические рисунки «Пароход», «Вилка», «Курочка»; стикеры со словами сад, садовый, садовод, сон; пособие «Ёлочка» с карточками; альбом с рисунками (родственные слова), набор карточек с изображением действий: (мальчик подпрыгивает, прыгает на одной ноге, выпрыгивает из обруча, запрыгивает внутрь обруча, перепрыгивает через гимнастическую палку); гимнастические палки, обручи; планшеты, фломастеры, таблицы для родственных слов; тексты сказок «Червяк» и «Свет»; смайлики.
Ход занятия
I Вводная часть
Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Чтобы вы были внимательными на занятии, начнём его с тренировки внимания. При помощи ладоней несколько раз покажем пароход, вилку и курочку (Демонстрация рисунков с положением ладоней. Учащиеся сначала по подражанию, а потом по словесной инструкции выполняют кинезиологическое упражнение.)
Учитель-дефектолог.
Молодцы, ребята.
II Основная часть
1 Подготовительный этап
Учитель-дефектолог. Ребята, на доске – стикеры со словами. Слова сад, садовый, садовод записаны на жёлтых стикерах, а сон – на красном). Почему? (Это слово лишнее, оно не подходит к остальным по смыслу). Вспомните, как называются слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть? (Родственные).
2 Введение в тему
Учитель-дефектолог. Ребята, прочитайте слова, записанные на доске в рабочей строке (звон, звонят, позвонить, звонкий, звук, звонок). Прочитайте слова, записанные в таблице.
№ |
Слова |
1 |
звон |
2 |
звонят |
3 |
позвонить |
4 |
звонкий |
5 |
звонок |
Сравните. Что изменилось? (Слово «звук» не записали в таблицу). Почему слово звук не записали в таблицу? (Все слова родственные, а слово «звук» лишнее). Сегодня мы будем учиться отбирать родственные слова из группы слов, отбирать рисунки, на которых изображены родственные слова, отбирать родственные слова из текста.
3 Формирующий этап
Задание «Выбери игрушки на ёлку». (Работа проводится фронтально)
Отбор родственных слов из группы слов. На доске – ёлочка и набор карточек со словами (бегун, беговая, бег, бить, беглянка; болезнь, боль, больница, болеть, болото; дом, домашний, домовой, дворник).
Учитель-дефектолог. Ребята, научиться отбирать родственные слова из группы слов нам поможет ёлочка (демонстрация ёлочки и карточек). Представьте себя учителем. Для объяснения темы «Родственные слова» вам необходимо отобрать слова, которые можно назвать словом родственные. (Учащийся, правильно отобравший слова, прикрепляет их на ёлочку и объясняет свой выбор).
Индивидуальная работа с пособием «Ёлочка»
Учащиеся «украшают» свою ёлочку (отбирают родственные слова и прикрепляют к пособию). Выполняется взаимопроверка.
Работа в тетрадях
Учитель-дефектолог. Ребята, запишите в тетради группу родственных слов, которую вы отобрали.
Задание «Галерея родственных слов» (Работа проводится фронтально)
Учитель-дефектолог.
Из рисунков отберите изображения, которые можно объединить в группы и назвать слова родственными (На доске рисунки: снег, снеговик, снегирь, холодильник; светофор, светильник, рассвет, цветок). Учащиеся объясняют свой выбор и объединяют рисунки в группы.
Физминутка
Учитель-дефектолог. В ходе физминутки мы будем выполнять действия, изображённые на карточках.
Демонстрация картинок (мальчик подпрыгивает, прыгает на одной ноге, выпрыгивает из обруча, запрыгивает внутрь обруча, перепрыгивает через гимнастическую палку). Действия выполняются под музыку.
Учитель-дефектолог. Какие действия вы выполняли? Что общего у этих слов? Прочитайте слова, записанные на доске (прыгун, шагать, прыгучая, бегун). Отберите из них те, которые являются родственными словам подпрыгивает, прыгает, выпрыгивает, запрыгивает, перепрыгивает.
Задание «Доверяй, но проверяй»
Отбор родственных слов из текста авторской сказки «Червяк».
Червяк
Попалось мальчику червивое яблочко. Хотел он по привычке раздавить червяка. Но червь глубже забрался в червоточину и взмолился: «Не дави меня, я тоже могу быть полезным». Мимо пролетала голодная птица и схватила червя. Мальчик понял, что птицы питаются червяками.
Учитель-дефектолог. Из сказки нужно было отобрать родственные слова. Один мальчик сделал это и записал слова на доске (на доске записаны слова: 1 – привычка, 2 – червяк, 3 – червивое, 4 – червоточина, 5 – птица).
Надо проверить, правильно ли он выполнил задание. Прочитайте сказку. Посмотрите, какие слова записал мальчик. Отметьте в таблице знаком «+» родственные слова. Не забывайте пословицу: «Доверяй, но проверяй» (проверяем выполнение задания, сверяя с готовым образцом, объясняя свой выбор).
Номер слова |
Родственные слова |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Задание «Слово я не пропущу – стать редактором хочу» (Самостоятельная работа).
Учитель-дефектолог. Представьте себя редакторами. Редактор находит и исправляет ошибки в текстах. Прочитайте сказку «Свет». Подчеркните все родственные слова.
Свет
В одном сказочном лесу растёт необычный цветок. Он излучает такой свет, что в лесу светло даже ночью. Но как только начнёт светать, его не отличить от множества других цветов. Многие хотели найти этот цветок, но пока его можно увидеть только во сне на рассвете.
Проверьте работу, сверив с образцом.
Работа в тетрадях
Учитель-дефектолог. Выпишите родственные слова из сказки в тетрадь.
III Заключительная часть
Учитель-дефектолог. Что мы учились делать на занятии? Что оказалось трудным? Что вы не умели, а теперь умеете делать самостоятельно? Отберите среди смайликов те, которые соответствуют вашему настроению и объясните свой выбор.