Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста при подготовке к школе, направлен на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации).
Юлия ЖУКОВА,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 7 г. Слонима»,
Гродненская область
Тема: «Пасхальный зайчик».
Программные задачи:
– познакомить с праздником Пасхи;
– развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, зрительный гнозис, пространственное и логическое мышление, память, умение анализировать, устойчивость, концентрацию внимания его распределение и переключение, мелкую моторику, координацию движений рук, ориентации на листе бумаги, групповую сплочённость;
– закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.
Материал и оборудование: спокойная музыка, персонаж Зайчик, корзинка, разрезная картинка пасхального яйца (слайд 10), картинка курицы с силуэтами яиц и карты-схемы (слайды 1–3), лист с перечеркнутыми предметами (слайд 4), бланк для корректурной пробы (слайд 5), бланк с зайцами и картинки яиц (слайд 6), карандаши и листы в большую клеточку согласно количеству детей, бланк с изображением яйца, в котором нарисованы линии (слайд 7), цифровая схема для «графического диктанта» (слайд 8), картинка для судоку (слайд 9), кубик Блума «Рефлексия».
Презентация: https://drive.google.com/file/d/1jCF0qtyIuN-Qnhuh3CZcVK0SXNgBM3fV/view?usp=sharing
Ход занятия
Организационный момент
Психологическая игра «Передай улыбку»
Цель: развитие эмпатии и создание положительного эмоционального фона.
Звучит спокойная музыка. Педагог-психолог встречает детей.
Педагог-психолог. Здравствуйте, ребята дорогие! Я рада встрече с вами.
Дети стоят по кругу и по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.
Основная часть
Педагог-психолог. Сегодня мы с вами поговори о Пасхе. Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос Воскресе!»; «Воистину воскресе!» Это называется «христосоваться». Все накрывают праздничные столы, где главными угощениями становятся куличи и крашеные яйца. А что является символом Пасхи? (Ответ детей: яйцо). Да. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Стук в дверь.
Педагог-психолог. Кто-то стучит к нам? Ребята, давайте посмотрим, кто же это пришел к нам в гости? Посмотрите, кто к нам в гости пришёл?
Входит грустный Зайчик с корзинкой.
Педагог-психолог. Что случилось, Зайчик?
Зайчик. Хотел вас поздравить с праздником, подарить вам пасхальные яйца, но очень торопился, споткнулся – и вот что случилось.
Зайчик показывает корзинку с разбитыми пасхальными яйцами. В корзинке лежит разрезная картинка пасхального яйца.
Педагог-психолог. Ребята, поможем Зайчику собрать пасхальное яйцо? (Ответ детей: Да!)
За каждое выполненное задание вы будете получать кусочек изображения пасхального яйца, и, если выполните все задания верно, все кусочки соединятся в одно большое яйцо. Вы готовы? (Ответ детей: Да!) Будьте внимательны!
Дидактическая игра «Выложи по образцу»
Цель: развитие концентрации внимания, мышления, закрепление цвета.
Педагог-психолог. Согласно карт-схеме, разложите яйца. (Каждому ребенку раздается стимульный материал: картинка курицы с силуэтами яиц и карта-схема.
После успешного выполнения задания дети получают кусочек картинки пасхального яйца.
Упражнения «Кто спрятался»
Цель: развитие зрительного гнозиса, зрительного восприятия.
Педагог-психолог: Необходимо узнать изображенный в яйце перечеркнутый предмет и назвать его.
После успешного выполнения задания дети получают кусочек картинки пасхального яйца.
Упражнение «Корректурная проба»
Цель: развитие устойчивости, концентрации внимания, также его распределение и переключение.
Педагог-психолог. Посмотрите внимательно на верхнюю строчку. Каждому зайцу соответствует определенное яйцо. Заполните пустые фигуры внизу так, как показано в образце. (Каждому ребенку раздается стимульный материал. Согласно образцу дети раскладывают яйца к соответствующим зайцам).
После успешного выполнения задания дети получают кусочек картинки пасхального яйца.
Упражнение «Сосчитай и соедини»
Цель: закрепление знания цифр, умения соотносить их с числом предметов; развитие внимания, логического мышления, памяти, умения анализировать.
Педагог-психолог: Сосчитайте количество предметов, изображенных на рисунке, и соедините линиями с нужным числом. (Каждому ребенку раздается стимульный материал).
После успешного выполнения задания дети получают кусочек картинки пасхального яйца.
Педагог-психолог. А теперь пара отдохнуть. Согласны? (Ответ детей: Да!)
Физкультминутка
Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.
Дети выполняют движения. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Озорной цыплёнок жил, (Начинается покачивание на ногах вправо-влево)
Головой весь день крутил, (Крутят головой)
Начал крыльями махать, (Поднимают и опускают плечи руки вверх и опускают вниз)
А потом пошёл гулять, (Дети маршируют, прыгают вокруг себя, плотно прижав руки к туловищу).
Всю полянку обошёл, (Ходят по кругу)
Червячка себе нашёл. (Хлопают в ладоши)
Пальчиковая игра
Цель: развитие переключения внимания, улучшения координации и мелкой моторики.
Скоро Пасха наступает. (Руки поднимаем вверх)
Красим мы яички. (Одну руку в кулак – яйцо, другой красим)
Месим, месим тесто (Месим ручками)
И печем куличики. (Печем ладошками).
Все танцуют и смеются: (Танцуем пальчиками)
Люди, звери, птички («Шагаем» двумя пальчиками, четырьмя пальчиками, машем ручками, танцуем пальчиками)
И едят куличики! («Ам-ам», изображаем, как кушаем)
Упражнение «Проведи по линиям»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений рук, зрительного восприятия, произвольного внимания.
Педагог-психолог. Проведите линии по точкам, не отрывая руки от листа. (Каждому ребенку раздается стимульный материал).
После успешного выполнения задания дети получают кусочек картинки пасхального яйца.
Упражнение «Графический диктант»
Цель: развитие зрительного и слухового восприятия, произвольности внимания, памяти, ориентации на листе бумаги.
Педагог-психолог. Сейчас мы с вами будем рисовать рисунок. Надо постараться, чтобы он получился красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Помните, где правая рука? Вытяните правую руку вперёд. Теперь вытяните левую руку. Где низ, а где верх? А теперь поставьте карандаш на начальную точку. Будьте внимательны! (Каждому ребенку раздается лист в большую клеточку с нарисованной начальной точкой и карандаш. Педагог-психолог читает «диктант» согласно цифровым обозначениям).
После успешного выполнения задания дети получают кусочек картинки пасхального яйца.
Дидактическая игра «Судоку»
Цель: развитие пространственного и логического мышления.
Педагог-психолог. Нужно заполнить пустые клеточки таким образом, чтобы ни одна картинка не повторялась в строчках и столбцах большого квадрата. (Каждому ребенку раздается стимульный материал).
После успешного выполнения задания дети получают кусочек картинки пасхального яйца. После того как все кусочки пасхального яйца будут собраны, дети коллективно складывают яйцо.
Заключительная часть
Педагог-психолог. Ребята, посмотрите, вы собрали пасхальное яйцо и помогли Зайчику.
Зайчик. Спасибо, ребята! Поздравляю с Пасхой. А мне пора возвращаться дамой. До новых встреч! (Ответы детей: До свидания!)
Рефлексия
Педагог-психолог. Ребята, подойдите к столу и с помощью волшебного кубика ответьте на вопросы.
Дети подходят к столу, где лежит кубик Блума «Рефлексия», по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы.
– Мне особенно понравилось…
– Сегодня я узнал…
– У меня получилось…
– Было трудно…
– Теперь я умею…
– Я не очень понял…
Педагог-психолог. Молодцы, ребята! Вы хорошо работали. До свидания! До новых встреч!