Игровое пособие «Домашние животные» способствует овладению детьми лексико-грамматическими категориями и связной речью на основе ознакомления с окружающим миром.
Елена ЛУКИЯНЕЦ,
учитель-дефектолог
ГУО «Гезгаловский детский сад» Дятловского района,
Гродненская область
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи характерны сложности в овладении лексико-грамматическими средствами языка и связной речью. Несформированность грамматического строя речи проявляется в ошибках при словообразовании и словоизменении, сочетании слов в словосочетаниях и предложениях. Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка.
Игровое пособие «Домашние животные» способствует овладению детьми лексико-грамматическими категориями и связной речью на основе ознакомления с окружающим миром. Дети узнают об особенностях внешнего вида домашних животных, строении тела, способах питания, жилищах, детёнышах, пользе для человека.
Игровое пособие изготовлено на основе папки-регистратора с арочным механизмом. Внутренняя сторона папки оформлена в виде «бабушкиного дворика» (деревья, забор, сарай, плоскостные силуэты домашних животных и детенышей, бабушки), что позволяет использовать ее в качестве театральной ширмы при проведении индивидуальных или подгрупповых занятий.
Игровое пособие содержит шесть дидактических игр, изготовленных из плотной фотобумаги размером А4 и самоклеящихся липучек.
Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?»
Цель: закреплять представления о домашних животных, отличительных особенностях внешнего вида, частях тела; упражнять в образовании формы винительного и предложного падежа существительных, составлении предложений по сюжетной картинке.
Материал: папка-ширма, картинки с изображением домашних животных (вставлены за забор).
Ход игры. Ведущий сообщает детям, что животные куда-то спрятались, и предлагает их найти. Дети называют домашних животных, которых они увидели за забором. Затем озвучивают свои ответы: «Я вижу за забором свинью. Я узнал её по носику-пятачку и хвостику-крючку» и т.д.
Дидактическая игра «Помоги найти маму»
Цель: закреплять представления о домашних животных и их детенышах; упражнять в умении называть детенышей.
Материал: картинки с изображением домашних животных, их детенышей (на самоклеящихся липучках).
Ход игры. Ведущий сообщает детям, что домашние животные потеряли своих детей, и предлагает их найти. Дети находят детенышей и «возвращают» мамам. Затем озвучивают свои ответы: «У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у кошки – котёнок и т.д.».
Дидактическая игра «Какую пользу приносит животное?»
Цель: закреплять представления о том, какую пользу для человека приносят домашние животные; упражнять в умении образовывать форму винительного падежа существительных, составлять нераспространенные предложения («Корова даёт молоко», «Курица несёт яйца» и т.д.)
Материал: картинка размером А4 с изображением домашних животных, набор картинок размером 3×3 см с изображением предметов, необходимых человеку (молочные продукты, яйца, шерсть и т.д.) на самоклеящихся липучках.
Ход игры. Дети «приклеивают» рядом с изображением домашних животных картинки с предметами, которые человек получает от животных. Затем озвучивают свои ответы: «Корова даёт молоко», «Курица несёт яйца» и т.д.
Дидактическая игра «Покорми животное»
Цель: закреплять представления о том, чем питаются домашние животные; упражнять в умении образовывать и употреблять форму творительного падежа существительных («Я покормлю корову сеном», «Я покормлю кошку молоком» и т.д.).
Материал: картинка размером А4 с изображением домашних животных и набор картинок с изображением корма (трава, молоко, кость, овёс и т.д.) на самоклеящихся липучках.
Ход игры. Дети подбирают картинку с кормом и «приклеивают» ее возле соответствующего домашнего животного. Затем озвучивают свои ответы («Я покормлю корову сеном», «Я покормлю кошку молоком»).
Дидактическая игра «Чья тень?»
Цель: закреплять представления о домашних животных, особенностях их внешнего вида, строении тела; упражнять в умении образовывать существительные в форме родительного падежа, составлять сложноподчиненные предложения.
Материал: картинка размером А4 с изображением теней домашних животных, силуэты домашних животных на самоклеящихся липучках.
Ход игры. Дети рассматривают картинку размером А4 с изображением теней, подбирают картинки с соответствующими домашними животными и соединяют их. Затем дают словесное пояснение: «Это тень лошади, потому что есть грива, длинный хвост» и т.д.
Дидактическая игра «Чей домик?»
Цель: закреплять представления о домашних животных и их жилищах; упражнять в умении образовывать форму предложного падежа существительных, составлять предложения по образцу.
Материал: картинка размером А4 с изображением домиков для домашних животных (будка, курятник, коровник, конюшня и т.д.), силуэты домашних животных на самоклеящихся липучках.
Ход игры. Дети рассматривают картинку размером А4 с изображением домиков для домашних животных, подбирают картинки с соответствующими домашними животными и соединяют их. Затем дают словесное пояснение по образцу: «Собака живёт в будке», «Петух живет в курятнике».
Опыт работы показывает, что использование игрового пособия «Домашние животные» позволяет сделать каждое занятие интересным и увлекательным.
Пособие может быть использовано воспитателями дошкольного образования на занятиях по образовательной области «Ребенок и природа», для организации индивидуальной работы с воспитанниками, а также родителями для занятий с детьми в домашних условиях.