Авторы представляют упражнения, направленные на запоминание значения и форм фразеологизмов, усвоение системных свойств фразеологизмов, определение функций и формирование навыков уместного употребления фразеологизмов в речи, а также игры и викторины, которые можно использовать при изучении фразеологизмов.
Татьяна ЧАЙКИНА, заместитель директора по учебной работе,
Татьяна ЗАЙЦЕВА, учитель начальных классов
ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений деятельности учителя. Роль учителя – разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес, подвести учащихся к достижению высоких результатов в учёбе.
Важным направлением работы с одарёнными детьми является организация олимпиадного движения. Подготовка к олимпиаде – дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год. Включение учащихся в олимпиадное движение начинается на раннем этапе изучения предмета, уже с начальной школы. Очень важно учителю в ходе подготовки учащихся к олимпиаде определиться со стратегией обучения выполнению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Как известно, олимпиада по русскому языку проводится с целью расширения и углубления знаний по учебному предмету, раскрытия интеллектуальных способностей учащихся в ходе решения нестандартных заданий. Олимпиадные задания позволяют проверить знания учащихся по многим разделам русского языка. Кроме того, олимпиадные задания часто основываются на классических и современных литературных произведениях, что способствует формированию интереса к чтению и погружению в мир литературы, а также позволяют оценить готовность понимать, интерпретировать и осмысливать тексты.
Практика показывает, что большую сложность при подготовке к олимпиаде по русскому языку вызывают задания, проверяющие богатство словарного и фразеологического запаса учащихся. Успешность выполнения данных заданий зависит не только от богатства словарного и фразеологического запаса учащихся, но и от того, насколько актуальные для современных школьников слова и фразеологизмы предлагаются. Углубленное обучение русской фразеологии в урочное и внеурочное время стимулирует у учащихся появление языкового самоконтроля, критического отношения к своей речи и, следовательно, повышение ее культуры; постижение роли фразеологизмов в художественных текстах способствует повышению читательской компетентности учащихся.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Они украшают речь каждого человека, делают её образной и выразительной. Фразеологизмы переносят культурные, исторические и литературные коннотации.
Знакомство с фразеологизмами должно быть целенаправленным элементом работы в системе развития речи, что позволит создать условия для умственного, речевого, эмоционального развития учащихся. Педагогу важно учитывать основные критерии отбора фразеологизмов в работе с детьми: доступность к пониманию; привитие этических норм, формирование мировоззрения и культуры общения; применение фразеологизмов в различных жизненных ситуациях [1].
Использование фразеологизмов на уроках и внеклассной работе имеет большое значение для учащихся:
– расширение словарного запаса (новые слова и выражения, пополняют активный и пассивный словарь учащихся, помогают улучшить их коммуникативные навыки);
– понимание культурных аспектов (фразеология – это сокровищница языка, хранящая историю, традиции, обычаи, быт, а иногда и характер своего народа; она отражает своеобразие его культуры и менталитета [2]);
– развитие навыков чтения с пониманием (фразеологизмы часто встречаются в литературе и прессе, их понимание помогает учащимся с легкостью читать и понимать различные тексты);
– улучшение навыков письма (при написании сочинений, изложений, собственных текстов учащиеся учатся структурировать свои высказывания);
– развитие креативности и выразительности (фразеологизмы добавляют цвет, образность и эмоциональность при создании песен, стихотворений, рассказов и игр со словами).
Упражнения, направленные на запоминание значения и форм фразеологизма
Это, на наш взгляд, наиболее эффективные задания с использованием фразеологизмов, способствующие формированию образности речи, овладению учащимися лексическим богатством русского языка, развитию интереса и способностей.
1. Выберите правильное значение фразеологизма «бить себя пяткой в грудь»:
a) клясться, доказывать свою правоту, убеждать кого-либо в чём-то;
б) испытывать физическую боль;
в) устраивать драку;
г) делать что-то глупое.
2. Соотнесите фразеологизмы с их значениями:
Фразеологизм | Значение |
пуд соли съесть (с кем-либо) | защищать кого-либо; |
читать по глазам | задушевный друг; |
стоять горой (за кого-либо) | долго дружить, общаться с кем- либо; |
закадычный друг | хорошо понимать человека |
Можно усложнить это задание: учащимся предлагается список фразеологизмов и их значения, перемешанных в случайном порядке.
3. Распределите на три группы фразеологизмы со значением «прилежно», «бездельничать», «быстро».
Не покладая рук, лодыря гонять, не жалея сил, во весь дух, ловить мух, сломя голову, засучив рукава, бить баклуши, до седьмого пота, в поте лица, сидеть сложа руки, высунув язык, во все лопатки.
4. Запишите фразеологизм, используя иллюстрации.
Считать ворон. 2. Надуть губы. 3. Тянуть кота за хвост. 4. Тянуть за нос. 5. Работать не покладая рук. 6. Как белка в колесе. 7. Как курица лапой. 8. Как дважды два четыре. 9. Обвести вокруг пальца.
5. Составьте фразеологизмы из имеющихся слов, запишите их.
Медвежья услуга, крокодиловы слёзы, мартышкин труд, подложить свинью, дразнить гусей.
Упражнения, направленные на усвоение системных свойств фразеологизмов
1. Выпишите синонимы для фразеологизма «ловить ворон»:
а) приготовить силок; б) бить баклуши;
в) гоняться за птицами; г) валять дурака.
2. Составьте пары антонимов.
Возносить до небес, потерять голову, втаптывать в грязь, взять себя в руки, мозолить глаза, бояться нос показать.
3. Найдите фразеологизмы-синонимы. Впишите в таблицу номера фразеологизмов, составляющих пару. Например: 9-И.
Пары фразеологизмов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1) Валиться с ног. 2) Ни зги не видно. 3) Работать спустя рукава. 4) И след простыл. 5) Хлопать ушами. 6) Глядеть в оба.
А) Тьма кромешная. Б) Ловить ворон. В) Поминай, как звали. Г) Делать из рук вон плохо. Д) Держать ухо востро. Е) Ног под собой не чуя.
Упражнения, направленные на определение функций фразеологизмов в речи
1. Прочитайте предложение: «Ира сказала, что эти слова ей «на руку». Что это значит?
a) Ей полезно или выгодно; б) Ей нужна помощь;
в) Ей не нравится; г) Ей нравится.
2. Выделенное слово замените фразеологизмом:
– Ирина Алексеевна, Вы по-прежнему поёте на сцене?
– Да, но, к сожалению, нерегулярно.
а) высунув язык; б) время от времени;
в) засучив рукава; г) в три ручья.
3. Вставьте и покажите названия частей тела в известные фразеологизмы. Определите падеж существительных.
1) На них вешают лапшу (Уши). 2) Его оторвали Варваре на базаре (Нос). 3) Он длинный и без костей (Язык). 4) Когда холодно, они стучат (Зубы). 5) Когда страшно, они встают дыбом (Волосы). 6) Иногда её можно вскружить и потерять (Голова). 7) Врачи запрещают их брать в рот (Пальцы). 8) Им можно дать волю, если хочешь драться (Руки).
4. Разделите фразеологизмы на две группы, которые положительно и отрицательно характеризуют человека. Определите их значение. Устно составьте предложения.
Валять Ваньку, засучив рукава, набивать руку, семи пядей во лбу, считать ворон, набивать себе цену, иметь голову на плечах, дать слово, клевать носом, вкладывать душу, волк в овечьей шкуре, голова на плечах, вставлять палки в колёса.
Упражнения, направленные на формирование навыков уместного употребления фразеологизмов в речи
1. Из набора слов составьте предложения с фразеологизмами.
Слова: «под ногами», «общий язык», «кот наплакал».
2. Дополните фразеологизмы недостающими словами.
Ни к селу, ________________ – неуместно. (…ни к городу)
Точить ___________________ – болтать. (…лясы)
Кричать __________________ – орать. (…во всё горло)
3. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде.
Сапоги супа просят, делать из букашки слона, ждать у реки погоды.
4. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе фразеологизмов.
Жить на (узкую, широкую, длинную) ногу, заблудиться в (четырёх, двух, трёх) соснах, после дождика в (среду, понедельник, четверг) [3].
5. Дополните предложение «Новое платье Светланы всем …. » фразеологизмом, объясните данный смысл.
6. Выберите из скобок нужную форму слова.
Вечером брат напрасно проливал (крокодильи – крокодиловы) слёзы. Из-за болезни наше дело пришлось (отложить – положить) в долгий ящик.
Игры при изучении фразеологизмов
Для парной и групповой форм работы можно использовать интересные задания, игры, истории, викторины, загадки-шутки с фразеологизмами, которые поддерживают интерес к учебной деятельности и развивают познавательные способности детей.
Кроссворд «Фразеологизмы»
«Фразеологический кроссворд» – это кроссворд, где вместо обычных слов учащимся нужно вписать фразеологизмы. Дети используют словари и другие ресурсы для помощи в поиске подходящих выражений.
Между словами пропускайте клеточку
По горизонтали
1. О человеке, который умело, искусно все делает, справляется с любой работой.
5. Очень сильные ливневые осадки, дождь стеной, способный мгновенно промочить до нитки.
6. Бездельничать, бесполезно проводить время.
По вертикали
2. Напряжённо думать над каким-то вопросом, стараться решить трудную задачу или найти выход из запутанной ситуации.
3. Удивляться чему-либо, недоумевать, изумляться, показывая своё непонимание, как что-либо могло произойти.
4. Обидеться на кого-либо, испытать разочарование.
«Загадки с фразеологизмами». Учащимся предлагается отгадать загадки, в которых используются фразеологизмы.
«Составление историй». Учащимся предлагается несколько фразеологизмов, им нужно составить историю, включающую эти выражения. Это упражнение поможет применить новые фразы в контексте и запомнить их значения.
«Лото с фразеологизмами». Сделать несколько карточек (поле для игры) с фразеологизмами, отдельно приготовить карточки с их значением. Кто быстрей соотнесёт фразеологизм и его значение, заполнит поле, то и победит.
Ребусы – это не только решение головоломок, они повышают интерес к изучаемому предмету, способствуют лучшему пониманию материала.
Задание: Разгадайте ребус. Подчеркните изученные орфограммы. Объясните их написание (Говорить за глаза, задирать нос)
«Викторина по фразеологизмам». Учитель готовит список вопросов, связанных с фразеологизмами. Задания викторины направлены на проверку знаний и развитие лингвистической интуиции.
«Мимика и жесты с фразеологизмами». Учащимся предлагается выбрать фразеологизм и попробовать передать его значение мимикой или жестами без использования слов. Другие игроки должны попытаться угадать фразеологизм. Это помогает визуализировать значения выражений и использовать невербальные способы коммуникации.
Игра «Точно в цель». Учащиеся делятся на команды и «стреляют» по очереди фразеологическими оборотами с заданным словом. Выигрывает та команда, которая назовёт больше фразеологизмов.
Игра «Кто быстрее». На карточке записаны слова: дело, ворона, язык, голова, нос. Учащимся предлагается за определённый период времени написать фразеологические обороты с каждым словом. Выигрывает тот, кто смог выполнить задание верно. Обращается внимание на правильность и аккуратность записанных слов.
Игра «Быстрее ветра». Учащиеся получают небольшие тексты с фразеологическими оборотами. Они должны их найти, подчеркнуть (или выписать) и объяснить их значение. Побеждает команда, которая нашла все фразеологические обороты и объяснили верно.
Игра «Писатели». Учащимся нужно заменить фразеологические обороты в тексте другими словами или словосочетаниями. При этом смысл текста не должен измениться. Можно предложить текст без фразеологических оборотов, учащимся нужно их добавить в текст по смыслу.
Такие задания помогают детям понять значение и использование фразеологизмов в речи, расширяют их словарный запас и развивают навыки выразительности и творческого мышления. Важно адаптировать задания под возраст и уровень подготовки учащихся, чтобы они чувствовали себя комфортно при выполнении заданий и им было интересно их выполнять.
Использование электронных ресурсов при изучении фразеологизмов
Для изучения и запоминания фразеологических оборотов педагог часто использует в своей работе набор различных карточек, тратя на их изготовление свое время, бумагу и силы. Облегчить работу педагогу могут образовательные электронные ресурсы. Применяя электронные ресурсы в учебной практике, любой учитель может сделать образовательный процесс разнообразным и увлекательным, легко планировать свою деятельность и воплощать свои творческие замыслы.
Известный многим сервис Quizlet помогает создавать флэш-карточки, которые будут доступны как с компьютера, так и с мобильного устройства, чтобы учащиеся могли тренироваться в любое время и в любом месте [4]. Сервис позволяет добавлять картинки и аудиофайлы, которые способствуют запоминанию и пониманию фразеологических оборотов. Учебный модуль имеет несколько режимов (зависит от используемой версии сервиса): карточки, заучивание, тест, подбор. В режиме карточки учащиеся видят карточку с фразеологическим оборотом, объясняют значение, переворачивают её, чтобы проверить себя или наоборот.
В режиме заучивания для овладения материала модуля есть индивидуальный план обучения. Для завершения этого этапа, учащемуся необходимо правильно ответить на каждый вопрос два раза. Далее все фразеологизмы группируются по уровню овладения ими. В режиме письма учащемуся требуется не только вспомнить фразеологизм, но и правильно его написать. Режим тестирования помогает учащимся проверить свои знания. Вариативность заданий способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Этот сервис предлагает онлайн-игру по закреплению материала. Можно соревноваться на время.
Для лучшего запоминания фразеологизмов и включения их в активный словарь учащихся можно использовать игры и упражнения, предлагаемые электронными ресурсами Wordwall и LearningApps.
Упражнение «Экспертиза» помогает устно найти ошибку во фразеологизме и быстро нажать на кнопку «правда» или «ложь»
Игровое упражнение «Найди пару» можно применять на уроках, внеклассных мероприятиях для совместной работы. Учащиеся не только проверяют друг друга, но и повторно закрепляют материал.
Упражнение «Незаконченный фразеологизм» требует восстановить словосочетание по памяти записать пропущенное слово (рис. 6)
Образовательная игра «Квест» на платформе joyteka – это то, от чего дети будут в восторге. Педагогу нужно загрузить свои задания в любую квест-комнату с уже продуманным игровым сюжетом. Учащиеся должны выбраться из комнаты: найти и решить все задания квеста. Заинтересованность детей, развитие креативности и логики гарантировано.
На этой же платформе есть задания «Тест» и «Викторина». Педагог добавляет текстовые и графические вопросы разного типа и отправляет учащимся. Результаты каждого учащегося проверяются автоматически и отображаются в личном кабинете.
В викторине может принимать участие до 5 человек. Педагог отслеживает правильность ответов и начисляет баллы учащимся.
С помощью игры «Кокла» в онлайн-конструкторе «Треники» создаются задания на соответствие.
Электронные образовательные ресурсы дают возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам.
Однако для эффективного использования олимпиадного материала в формировании читательской культуры и грамотности учителю необходимо предоставлять учащимся не только задания, но и обеспечивать возможность обратной связи и разбора выполненных работ. Также предлагаемые упражнения и задания для выполнения должны быть адаптированы под уровень и потребности конкретных учащихся. Такие задания обычно подбираются и разрабатываются с учетом образовательных стандартов и целей олимпиадного движения.
Важно, чтобы в основе подготовки к олимпиаде лежал принцип непрерывности. Поэтому только систематическое применение таких заданий и упражнений на учебных, факультативных и стимулирующих занятиях, индивидуальных занятиях и консультациях будет способствовать качественному усвоению знаний учащимися, которые в дальнейшем принесут достижения в олимпиадном движении.
Список использованных источников
1 Перовская, С.А. Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/154819226.pdf– Дата доступа: 09.11.2023.
2 Осиновая, А.О. Фразеологизмы как отражение национально-культурной специфики страны изучаемого языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/269172/1/490-495.pdf– Дата доступа: 26.10.2023.
3 Чепкова, Т.П. Русские фразеологизмы. Узнаем и учим [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.П.Чепкова, Ю.Б.Мартыненко, Е.В.Степанян. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 107 с. – (Русский язык как иностранный). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://portal.tpu.ru/SHARED/s/SAVILOVA/Studentam/Tab/Chepkova_T._Russkie_frazeologizmy._Uznaem_i_Uchim_(1).pdf– Дата доступа: 28.10.2023.
4 Quizlet: что это и как работает? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skyteach.ru/2019/12/04/quizlet-chto-eto-i-kak-rabotaet/ – Дата доступа: 03.11.2023.