Тест содержит 20 заданий формата ЦЭ (ЦТ) и ответы к ним. Материал можно использовать при проведении обучающих или контрольных работ, а также на дополнительных занятиях при подготовке к ЦЭ (ЦТ).
Эмма ЛОБАЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область
Часть А
А1. Буква А пишется на месте всех пропусков в рядах:
1) сож..леть, оск..рбительный;
2) деревенский ст..рожил, ч..стота (радиоволн);
3) к..сательная, упл..тить всю сумму;
4) з..ря, покл..нение;
5) пол..скать(щенка), ут..пический.
А2. Буква Ё пишется на месте всех пропусков в рядах слов:
1) мяч..м, толч..шь;
2) трещ..тка, моч..ное яблоко;
3) верблюж..нок, ч..рный;
4) сгущ..нка, дириж..р;
5) никч..мный, напереч..т.
А3. Ошибка допущена в одном из слов ряда:
1) отаждествлять, воплощённая;
2) единичный, выбирать;
3) прикосновение, путешевствовать;
4) оснощение, подмастерье;
5) ограждение, благотворительный.
А4. Буква Е пишется в слове:
1) на колен.. друга;
2) в сияни.. солнца;
3) к Софь..;
4) на остри.. .
5) строень..це.
А5. Все слова в рядах написаны правильно:
1) корректно, словестный;
2) констатировать, устный;
3) несносный характер, явственно;
4) эпоха просвещения, прикосновение;
5) жёрдочка, распашонка.
А6. Во всех словах ряда пишется Ъ:
1) дет..ясли, двух..ярусный;
2) контр..ярус, в..езд;
3) об..егорить, супер..яхта;
4) необ..ятный, кан..он;
5) пред..юбилейный, ин..екция.
А7. Укажите слова, в которых пишется Е:
1) надвигающи..ся тучи;
2) стихотворень..це;
3) басн..писец;
4) деревья в ине..;
5) доверч..вый.
А8. Через дефис пишутся слова:
1) (борт) механик;
2) (поп)музыка;
3) (школа)интернат;
4) (перекати)поле;
5) (пол)Гродненской области.
А9. Одна и та же буква пишется в рядах слов:
1) пуговиц.., роз..ск;
2) сверс..ник, ровес..ник;
3) о..вязать верёвку, извес..ный;
4) бледнолиц..й, станц..я;
5) захоч..шь, увид..шь.
А10. Непроизносимый согласный пишется в обоих словах ряда:
1) пас..бище, капус..ный;
2) наез..ник, интриган..ский;
3) чу..ствовать, ше..ствовать;
4) корыс..ный, благос..ный;
5) дерма..тин, опас..ность.
А11. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Что(бы) узнать происхождение слова, возьмите этимологический словарь.
2) Пожар начался (в)следствие неосторожного обращения с огнём.
3) Конопатый мальчик сидел (на) корточках и удил рыбу.
4) (В) продолжение ночи я не спал ни минуты.
5) В пещере нам пришлось идти (на) ощупь.
А12. В словах пишется И:
1) пр..прятать;
2) пр..небречь;
3) пр..ступить закон;
4) пр..клонить ветку;
5) пр..творить мечту в реальность.
А13. Пишется О на месте всех пропусков в рядах:
1) с..дрогаться от ужаса, ж..лтенький;
2) плащ..м, предл..жение;
3) погл..щать без меры, п..лисадник;
4) медвеж..нок, ш..ковый;
5) скл..ниться над книгой, вым..кнуть под дождём.
Текст к заданиям А14, В1, В2
(1)С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2)Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. (4)Воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (5)Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (6)Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится».
А14. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) разговорный стиль речи;
2) художественный стиль речи;
3) тип речи – рассуждение;
4) тип речи – описание с элементами повествования;
5) задача речи – объяснить, почему в конце сентября погода резко меняется.
Часть В
В1. В предложениях 1–3 найдите слово с непроизносимой согласной. Укажите номер предложения.
В2. В предложениях 4–6 найдите слово, в котором после шипящей не пишется ь. Слово выпишите в начальной форме.
В3. В приведённом ниже предложении найдите слово с орфографической ошибкой, запишите его в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).
Подобно большому художнику, природа не расстрачивает своих чудесных красок на какую-нибудь одну картину, чтобы затем бесконечно повторять себя; все её картины отличаются целостностью и неповторимостью.
В4. Определите место написания двойных согласных в слове и установите соответствие между столбцами. Ответ запишите в форме: А2Б1В4Г5
А. рассмотреть |
1. На стыке корня и суффикса |
Б. искусство |
2. В сложносокращённом слове |
В. главврач |
3. На стыке приставки и корня |
Г. перрон |
4. В корне |
|
5. В суффиксе |
В5. Установите соответствия между столбцами:
А. Провере..ые тетради лежали поверх газет. |
1. Две н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола несовершенного вида, употреблённого с зависимым словом |
Б. В глиня..ном кувшине стоял букет синих полевых цветов. |
2. Одна буква н пишется в краткой форме страдательного причастия |
В. Лече..ый недавно зуб снова заболел. |
3. Две н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола совершенного вида |
Г. Бумаги были разброса..ы по всей комнате. |
4. Одна буква н пишется в полной форме имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффиксов –ан-(-ян-) |
|
5. Две н пишутся в краткой форме прилагательного |
В6. Установите соответствие между столбцами:
А. Эта задача (не)трудная. |
1. Пишется не раздельно, потому что имеется категоричное отрицание |
Б. Дом был (не)кирпичный. |
2. Пишется не слитно, потому что в качестве зависимого слова употреблено наречие меры/степени |
В. Крайне (не)обдуманный поступок ты совершил |
3. Пишется не слитно, потому что содержится утверждение |
Г. Друга Иван встретил (не) приветливо, а очень грубо. |
4. Пишется слитно, потому что без не не употребляется |
|
5. Пишется не раздельно, потому что есть противопоставление |
Ответы
Часть А
1. 2, 3
2. 4, 5
3. 1, 3, 4
4. 1, 3, 4
5. 2, 3, 5
6. 2, 3, 5
7. 1, 4
8. 2, 3, 4
9. 1, 3
10. 1, 4
11. 3, 4, 5
12. 1, 4
13. 2, 4, 5
14. 2, 4
Часть В
В1. 3
В2. туча
В3. растрачивает
В4. А3, Б1, В2, Г4
В5. А3, Б4, В1, Г2
В6. А3, Б1, В2, Г5