Формирование навыка работы по правилам (алгоритмам) у старших дошкольников через использование игровых технологий на основании представлений о трёх функциональных мозговых блоках.
Ирина ХОДУНОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Слонимский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область
Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Задача:
– закреплять правильное произношение звука [р] изолированно, в словах и предложениях.
Оборудование: предметные картинки, коктейльная трубочка, снежинки из фоамирана, цветные камешки, доска с вкладышами, схемы и карточки к играм-упражнениям.
Ход занятия
Уточнение артикуляции звука [р]
Ребенок рассказывает об артикуляции звука по схеме: губы полураскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят вверх и дрожит, воздушная струя сильная, тёплая, горло звенит.
Дыхательные упражнения «Найди картинку под снежинкой»
Картинки (корова, рыба, баран, жираф, рысь, кенгуру) спрятаны под снежинкой. Ребёнку нужно с помощью трубочки убрать снежинки с картинок (вдохнуть через рот, задержать дыхание и выдохнуть через рот).
Развитие фонематического восприятия «Услышишь – покажи»
Логопед называет слова, если в слове есть звук [р], то ребенок ставит левую руку на бок, изображая букву «Р»; если в слове нет звука [р], то ребенок скрещивает руки у груди.
Кодировка «Шифровальщик»
Логопед называет слова, а ребенок их выкладывает в специальные отверстия и под каждым словом выкладывает цветной камешек, то есть зашифровывает каждое слово (корова – красный камешек, рысь – белый, кенгуру – зеленый, баран – голубой).
В следующем ряду ребенок выкладывает цветные камешки под словесную инструкцию логопеда: рысь, корова, кенгуру, корова, рысь, баран, корова и т.д.
Далее кодируем с помощью карточек – схем движений эти же слова. Под каждой карточкой-схемой выложены камешки, которыми закодированы перечисленные слова. Ребенок запоминает, показывает и проговаривает.
Изменение слов «Один – много – нет»
Ребенок по схеме изменяет слова и помогает себе движениями пальцев обеих рук.
Рысь – рыси– нет рысей
Баран – бараны – нет баранов
Корова – коровы – нет коров
Кенгуру – кенгуру – нет кенгуру.
Логопед спрашивает, какое слово звучало одинаково? Почему?
Сравнение слов по схеме «Чем отличаются?»
Рысь и корова
Рысь живет в лесу, а корова живет в коровнике.
Рысь – дикое животное, а корова – домашнее.
Рысь быстрая, а корова медлительная.
Рысь мелкая, а корова – крупная и т.д.
Сравнение слов по схеме «Чем похожи?»
Рысь и корова – животные.
У рыси и коровы есть четыре лапы, хвосты, туловище, голова.
Рысь и корова покрыты шерстью.
Детенышей выкармливают молоком и т.д.
Составление загадки по схеме
Быстрая, дикая, живет в лесу. Кто это? (Рысь)
Медлительная, домашняя, живет в коровнике. Кто это? (Корова)
И т.д.
Итог занятия. «Ёлочка настроения»
Перед ребёнком выкладываются ёлочка, разноцветные шары (красный – отлично, жёлтый – хорошо, синий – плохо). Ребёнок выкладывает и продолжает фразу:
Мне было интересно…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на занятии…