Автор предлагает разработку урока в 9-м классе с использованием элементов самостоятельной работы как действенного способа развития познавательной способности учащихся.
Оксана ЧОЛОВСКАЯ,
учитель химии и биологии
ГУО «Слободская средняя школа»
Пружанского района,
Брестская область
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в школьном образовании актуально в контексте современной образовательной программы, претерпевшей в последние десятилетия существенное изменение по сравнению с советской школой, для которой был характерен «знаниевый» подход. На смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить учащихся самостоятельно получать знания, делать самостоятельные выводы на основе этих знаний, ориентироваться в быстрорастущем потоке всевозможной информации, прививать подрастающему поколению стремление к познавательной самостоятельности, развивать творческое мышление. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития, самореализации личности. Одним из таких средств обучения и является самостоятельная работа учащихся.
Применение активных форм и методов самостоятельной работы на уроках химии позволяет решить вопросы прямых и обратных связей при взаимодействии учащихся и учителя, повышает степень мотивации и эмоциональности, обеспечивает активное участие школьников в процессе получения результата обучения.
Цель: формирование представлений учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условиях протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.
Задачи:
– способствовать систематизации понятийного аппарата (ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца);
– способствовать совершенствованию специальных предметных умений (составлять полные и сокращенные ионные уравнения);
– способствовать формированию общеучебных умений:
а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
б) учебно-информационных (работать с текстом);
в) учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий, планировать организацию работы, осуществлять самоконтроль).
Оборудование: растворы CuSO4, NaOH, HCL,Na2CO3,KCL,Na2SO4 и др.; фенолфталеин, химические стаканы.
Ход урока
1 Актуализация знаний
Прием «СМС» или «Змейка»
Задающий вопрос назначает отвечающего, который после ответа сам задает вопрос другому учащемуся, и т.д.
Приблизительные вопросы по домашним параграфам, которые необходимо было составить учащимся самостоятельно.
1. Что такое реакции обмена? (Это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
2. Что такое ионы? (Это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов).
3. На какие группы делятся ионы? (Катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы).
4. Что такое электролитическая диссоциация? (Процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении).
5. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты? (Ионы водорода и ионы кислотного остатка).
6. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (Ионы металла и ионы ОН-1групп).
7. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (Ионы металла и ионы кислотного остатка).
8. Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н+1, ОН-1, Ме+n, кислотный остаток-n).
9. Именно эти ионы находятся в таблице растворимости (работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ).
– На предыдущих уроках мы выяснили, что свойства растворов электролитов зависят от свойств ионов. Но химия изучает отношение веществ друг к другу.
– На доске записаны четыре уравнения химических реакций:
1) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl↓
2) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S↑
3) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
4) 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl
– Охарактеризуйте их по плану:
1) Тип химической реакции.
2) Признаки химической реакции (пользуясь таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде).
Обсуждение, предположения:
– В одних случаях при смешивании растворов электролитов наблюдаются признаки реакции, т.е. процессы необратимы, в других признаков реакции нет.
– В растворах электролитов находятся ионы, и при смешивании этих растворов электролиты обмениваются ионами.
Учащиеся формулируют тему: «Реакции ионного обмена (РИО)».
– Какую проблему нам предстоит решить в ходе урока исходя из темы?
– В чем сущность реакций ионного обмена?
Исходя из поставленной проблемы, учащиеся ставят задачи:
– выяснить, что такое реакции ионного обмена;
– научиться составлять уравнения таких реакций.
2 Самостоятельная работа
В каком случае протекают РИО: самостоятельная работа с текстом учебника
Запись вывода в тетрадь.
Вывод учащихся: РИО протекают, если в продуктах образуются:
газ;
вода;
осадок.
В подтверждение проводят лабораторные опыты по алгоритму.
– Что будем наблюдать, если смешать растворы электролитов?
Выполнение опытов
Учащиеся заполняют таблицу:
Уравнение реакции |
Признаки реакции |
|
|
Вопросы по ходу проведения опытов:
– Что мы должны выяснить (на какие вопросы должны ответить) после проведения реакций? (Промежуточные цели)
– Есть ли признаки реакции?
– К какому типу реакций относятся реакции, проведенные в опыте?
– Какие частицы находятся в растворах электролитов?
Опыт 1. Смешивание растворов CuSO4 и NaOH (наблюдают выпадение осадка).
Опыт 2. Смешивание растворов Na2CO3 и HCl (наблюдают выделение газа).
Опыт 3. К раствору NaOH добавляют фенолфталеин и приливают раствор HCl (наблюдают изменение цвета).
Опыт 4. Смешивание растворов KCl и Na2SO4 (признаков реакции не наблюдают).
– Существуют ли какие-нибудь закономерности в протекании таких реакций? Чтобы получить ответ на этот вопрос, запишем уравнения этих реакций не только в молекулярном, но и в ионном виде (полное и сокращенное ионное уравнения). Для этого воспользуемся алгоритмом составления этих уравнений.
Пользуясь алгоритмом, учащиеся составляют РИО (можно воспользоваться текстом учебника). Составляем на доске.
Последовательность действий |
Пример |
1) Записываем уравнение РИО в молекулярном виде: |
Взаимодействие серной кислоты |
2) Используя ТР, указываем растворимость веществ воде: |
|
3) Записываем уравнение РИО в полном ионном виде. |
2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl— = |
4) Записываем уравнение реакции в кратком ионном виде. Сокращаем одинаковые ионы в правой и левой частях РИО, вычёркивая их из уравнения реакции. |
SO42- + Ba2+ + = BaSO4 ↓ |
Учитель предлагает составить ионные уравнения для следующих пар веществ:
I в. BaCl2 + H2SO4 ->
II в. FeSO4 + NaOH ->
Учитель предлагает проверить правильность составления уравнений, которые составляют на доске два ученика.
Работа в парах
Задание 1
Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным
Проверка задания 1 (самопроверка)
1) NaOH + HCl NaCl + H2O
Na+1 + OH-1 + H+1 + Cl-1 Na+1 + Cl-1 + H2O
OH-1 + H+1 H2O
2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl
Mg+2 + 2Cl-1 + 2Na+1 + SO3-2 MgSO3 + 2Na+1 +2Cl-1
Mg+2 + SO3-2 MgSO3
3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2
2K+1 + SO3-2 + 2H+1 + 2NO3-1 2K+1 + 2NO3-1 + H2O + SO2
SO3-2 + 2H+1 H2O + SO2
4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4
Zn+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1 2Na+1 + SO4-2 + Zn(OH)2
Zn+2 + 2OH-1 Zn(OH)2
5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O
Al(OH)3 + 3H+1 + 3NO3-1 Al+3 + 3NO3-1 + 3H2O
Al(OH)3 + 3H+1 Al+3 + 3H2O
6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H+1 + 2Cl-1 Ca+2 + 2Cl-1 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H+1 Ca+2 + H2O + CO2
Физкультминутка
Слоганы |
Упражнения |
Реакции обмена, |
Правое плечо вверх – вниз; |
Вы словно перемена. |
Левое плечо вверх – вниз. |
Их признаки запомним навсегда! |
Руки к плечам, согнутые в локтевом суставе, и повороты в плечевом суставе вперед – назад; |
Нам газа запах сладок, |
Руки вверх – 2 раза; |
И выпавший осадок, |
Руки вниз – 2 раза; |
И абсолютно новая вода! |
Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад. |
Задание 2
Обучающие карточки для тех, кто допустил три и более ошибок.
№ |
Задание |
1. |
Повторите текст на с. 70 учебника |
2. |
Прочитайте текст, с. 67–71. |
3. |
Ответьте на вопросы № 1,2 с. 71. |
4. |
Выполните упражнение № 5, с. 71 по алгоритму |
5. |
Проверьте себя |
Учащиеся, которые не допустили ошибок или сделали 1–2 ошибки, выполняют задание 185, с. 43 (В.Н.Хвалюк, В.И.Резяпкин «Сборник задач по химии», 9-й класс).
Задание 3 (выбирают на листах). Творческие задания для группы из четырех человек.
1) Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
Проверка задания
СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2
2) Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих три дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
Проверка задания
H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O
3) Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, Cu(OH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Проверка задания
Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O
4) Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. Помогите русалке получить углекислый газ.
Проверка задания
BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2
Выходной тест
1. Определите, в каком случае реакция протекает до конца:
а) MgSO4 + Ba(NO3)2 →
б) MgCl2 + Ba(NO3)2 →
в) BaCl2 + Mg(NO3)2 →
г) BaSO4 + Mg(NO3)2 →
2. Определите, в каком случае реакция обратима:
а) AgNO3 + NaCl →
б) MgCl2 + Na2SO4 →
в) K2CO3 + HCl →
г) H3PO4 + KOH →
3. Реакция ионного обмена идет до конца в результате выделения газа при взаимодействии:
а) Cu(OH)2 с H2SO4;
б) CaCO3 с HCl;
в) KOH с Zn(NO3)2;
г) Na2CO3 с CaCl2.
4. Сокращенному ионному уравнению реакции Al3+ + 3ОН− → Al(ОН)3↓ отвечает взаимодействие веществ:
а) Al2O3 и HCl;
б) Al2O3 и H2O;
в) AlPO4 и KOH;
г) Al(NO3)3 и NaOH.
5. Сокращенное ионное уравнение 2H+ + 2OH− → 2H2O соответствует взаимодействию веществ:
а) H2 + O2 →
б) Ba(OH)2 + H2SO4 →
в) KOH + H2SO4 →
г) Cu(OH)2 + H2SO4 →
Ответы: 1) а; 2) г; 3) б; 4) г; 5) в.
3 Рефлексивно-оценочный этап
Домашнее задание
§ 12. Для закрепления знаний проверки умений – упр. 6 (с. 71)
Рефлексия
Закончите предложение или дайте ответ на вопрос:
– Мне больше всего удалось…
– Сегодня я узнал…
– Было сложно…
– Было интересно…
– Теперь я могу…
– Я попробовал…
– У меня не получилось…
– Я не понял …
– Что надо сделать, чтобы устранить свои пробелы в знаниях…