Альбом содержит сорок коротких стихотворений (по десять на каждое время года) и рекомендации по их использованию (игры, игровые упражнения, творческие задания, пальчиковая гимнастика, двигательные упражнения и т.д.).
Светлана ХОДАШ,
воспитатель
ГУО «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область
Естественная потребность любого ребёнка узнавать что-то новое чрезвычайно сильна. И мы, взрослые, можем помочь детям реализовать эту потребность в полной мере, прививая в процессе познания окружающего мира многие полезные умения.
Для учащихся с тяжёлыми, множественными психическими или физическими нарушениями в развитии (ТМН) особенно важно уметь правильно определять время года и знать его признаки. Эти умения и знания являются одной из составляющих успешной, максимально возможной для них, самостоятельности, они несут практическую значимость (умение видеть изменения в погоде, выбирать соответствующую одежду и обувь, выявлять на самом простом уровне признаки времён года и т.д.). Однако наблюдения за учащимися младшего и среднего школьного возраста нашего центра показали, что самостоятельно они не проявляют интереса к сезонным изменениям в природе, не умеют даже на элементарном уровне правильно выбирать сезонную одежду, не испытывают интереса к наблюдениям за природой, за сезонными занятиями людей.
В процессе работы с учащимися с ТМН апробировались многие методы и приёмы. Однако, начав непроизвольно использовать короткие четверостишия, я заметила, что материал, преподносимый детям в стихотворной форме, гораздо легче ими усваивается. Короткие мелодичные рифмованные, доступные пониманию детей, стихотворения вызывают у них интерес, легко запоминаются; а выполняемые под ритм стихотворения движения становятся более точными, плавными, быстрее автоматизируются.
На занятиях по закреплению знаний о временах года и их признаках используются практические и наглядные методы. Медленно прочитывая стихотворение, воспитатель имеет возможность демонстрировать учащимся натуральные объекты (снег, листочки, цветы и т.д.) и их изображения (картинки и фотографии). После прочтения четверостишия заостряется внимание на признаках времени года. На этих занятиях под произносимое стихотворение учащиеся раскрашивают, рисуют, создают аппликации, по сезонам изготавливают работы из природного материала. При этом несколько раз повторяется подходящее четверостишие.
Многие занятия проходят в процессе прогулок. На прогулках воспитатель, используя четверостишия, проводит «путешествие» по территории. Останавливается с детьми возле деревьев, цветов, помогает увидеть птиц. Под произносимое стихотворение осенью очень увлекательно собирать природный материал для будущих поделок, а зимой рисовать палочкой или цветной водой на снегу. Также при организации прогулки для развития двигательной активности учащихся проводятся двигательные упражнения и подвижные игры. Для этого можно использовать любое четверостишие, подобрав простые движения.
Под четверостишия выполняются двигательные упражнения, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, занятия в классе. Это делается для профилактики статичных поз, развития общей и мелкой моторики.
Здесь обязательно учитываются возможности каждого ребёнка. Детям, передвигающимся на колясках, оказывается необходимая помощь и движения ногами заменяются на движения руками. Например, все дети топают ногами, а ребёнок на коляске стучит ладонями по поверхности стола. Сначала воспитатель показывает движения, читая стихотворение, а по истечении некоторого времени дети уже самостоятельно повторяют четверостишия и выполняют движения.
Большое значение имеют четверостишия в работе по формированию умений и навыков самообслуживания. Даже те учащиеся, которые не хотят самостоятельно одеваться, под эмоционально звучащее стихотворение выполняют требуемое (находят называемые одежду, головные уборы, пытаются их надеть). Многие родители после демонстрации им умений детей также начинают использовать короткие стихи. Благодаря четверостишиям, учащиеся быстрее запоминают сезонную одежду, могут самостоятельно выбрать её по сезону, по погоде.
При создании четверостиший соблюдаются следующие принципы: полезность и практическая направленность; разнообразие; доступность; систематичность; связь с природой. Помимо закрепления знаний о временах года и их признаках у учащихся формируются навыки самообслуживания, речевая и/или коммуникативная активность, реализуется творческий потенциал, развиваются психические функции. При использовании четверостиший применяются различные игры, игровые упражнения и творческие задания. Четверостишия можно эффективно использовать и на занятиях, и в процессе прогулок, и в режимных моментах.
Наши четверостишия оформлены в альбом «Времена года и их признаки», который содержит сорок коротких стихотворений (по десять на каждое время года) и рекомендации по их использованию (игры, игровые упражнения, творческие задания, пальчиковая гимнастика, двигательные упражнения и т.д.). Альбом используется непосредственно в работе с детьми.
Успешных результатов в закреплении знаний учащихся с ТМН о временах года и их признаках с помощью четверостиший можно достигнуть, соблюдая ряд условий:
– обязательный учёт уровня развития учащихся, их особенностей и возможностей при создании четверостиший (доступность для понимания);
– связь четверостиший с природой и природными явлениями, которые можно наблюдать, использование разнообразного наглядного материала;
– практическая направленность игр, упражнений, творческих заданий, подобранных под каждое четверостишие;
– тесное взаимодействие воспитателя с учителем и активное привлечение родителей к использованию четверостиший;
– систематичность использования четверостиший;
– создание у учащихся эмоционально-положительного настроя на работу с четверостишиями, эмоциональность воспитателя.
Итак, короткие стихотворения значительно повышают эффективность усвоения детьми знаний о сезонных изменениях в природе.