Цель интеллектуальной игры – познакомить учащихся с биографией и творчеством классиков русской литературы, историями создания их произведений.
Тереза КОВАЛЬЧУК,
заведующая библиотекой
ГУО «гимназия № 2 г. Волковыска»,
Гродненская область
Цель: познакомить с биографией и творчеством классиков русской литературы, историями создания их произведений.
Подготовительный этап:
1. Дети получают задание прочитать биографии самых известных классиков русской литературы.
2. Класс делится на две команды.
Ход игры
Вступительное слово библиотекаря
– Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о поэтах и писателях – классиках русской литературы. Их произведения уже более 140 лет с огромным интересом читают люди во всём мире.
Хорошие книги заставляют нас переживать, чувствовать, учат, помогают разобраться в себе и различных ситуациях, в них мы находим мудрые советы.
В последнее время книга как носитель информации переживает усиленную конкуренцию. Особенно это связано с появлением аудиокниг. Но вы слушаете текст с подачи не писателя, а диктора или актёра, который по-своему его декламирует, представляя вам своё понимание и собственную интерпретацию текста. Вы бы это читали совсем по-другому, и, конечно же, при чтении запоминали, как правильно пишутся слова, у вас формировалась бы орфографическая грамотность.
Итак, мы начинаем турнир по известным вам произведениям русских классиков, которые включены в школьную программу. Я надеюсь, что вы все читали их, а также читали биографии писателей. За каждый ответ команды получают жетоны, а в конце турнира будут объявлены победители.
ТУР 1. Достойный русский классик
Вопросы для первой команды
1. Родился этот писатель в Москве, в семье помещика и капитана Юрия Петровича. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, уговорила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство будущего писателя прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии. Он был талантливым живописцем, его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
2. В детстве будущего гения литературы воспитывала няня. Так было принято в те времена. Звали няню Арина Родионовна. Уже лет с девяти мальчик пристрастился к чтению. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами. И уже в годы его учебы в лицее было ясно: его призвание – литература. Читать сказки этого классика – одно удовольствие. Они не только легко читаются, но и легко запоминаются; даже маленькие дети в детском саду часто наизусть повторяют интересные отрывки из сказок. Они поучительны и увлекательны, загадочны, таинственны. Во всех сказках добро побеждает зло. Этого писателя знают и любят во всем мире. (Александр Сергеевич Пушкин)
3. Этот известный всему миру классик русской литературы показал в своих произведениях события целого столетия, рассказал о мыслях и самых тонких движениях души разных людей: полководца, молодой девушки, крестьянина, помещика, мальчика. Писатель рано потерял своих родителей. В 16 лет поступил в один из лучших университетов того времени – Казанский. Он обладал поразительными способностями к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, медициной, сельским хозяйством. Всю свою жизнь он пополнял свои знания и много читал. Барство было ненавистно великому писателю, он жил скромно, умел косить и пахать. Собрание его сочинений составляет 90 томов. (Лев Николаевич Толстой)
4. Когда этот писатель был ещё ребёнком, от эпидемии чумы умер его отец. Его мать, Любовь Алексеевна, осталась без денег с тремя детьми, и она решила уехать в Москву. Там ей удалось пристроить двух дочерей в казенные пансионаты, а сама она вместе с сыном поселилась во Вдовьем доме. В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в московском Разумовском пансионе, который считался сиротским интернатом. Спустя четыре года он продолжил образование во Втором Московском кадетском корпусе, окончив который стал курсантом Александровского военного училища, а закончив его, начал службу подпоручиком в Днепровском пехотном полку, и вышел в отставку в 24 года. Благодаря Ивану Бунину, он нашел работу в Санкт-Петербургском издании «Журнал для всех». (Александр Иванович Куприн)
5. Этот русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы, в своих книгах поднимает вопросы о смысле человеческого существования, о духовных искания героев. Писал он произведения разного жанра: стихотворения, трагедии, исторические поэмы и повести, а также сатиру. Этот писатель происходил из дворянского рода. Прапрадед писателя Иоанн был священником и носил прозвище Яновский, священником был также и его дед. (Николай Васильевич Гоголь)
Вопросы для второй команды
1. Этот поэт принадлежал к старинному дворянскому роду. Его первоначальным образованием руководил домашний учитель, поэт-переводчик С.Е.Раич. Будущий поэт поступил на словесное отделение Московского университета, и закончил его со степенью кандидата. В течение 17 лет этот классик русской литературы находился на дипломатической службе: сверхштатным чиновником и вторым секретарём русской миссии в Мюнхене, первым секретарём и поверенным в делах в Турине. Долгое время поэт жил в Мюнхене, а в 1844 вернулся в Россию и жил в Петербурге. (Фёдор Иванович Тютчев)
2. Отец этого писателя был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра, поэтому у мальчика рано проявился интерес к театру. К сожалению, отец умер рано, когда сыну было 16 лет. Мама этого классика была красавицей, её выдали замуж, когда ей было всего 14 лет. (Николай Васильевич Гоголь)
3. Этот классик в детстве начальное образование получал дома у иностранных учителей. С 1828 года учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков. В 1834 году был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Он автор около 400 стихотворений, 30 поэм. Был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 году вновь возвратился в Петербург. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
4. В 1863 году этот писатель вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни, и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы: Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Проспером Мериме, Уильямом Теккереем, Виктором Гюго и многими другими. А вскоре он получил должность редактора зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. (Иван Сергеевич Тургенев)
5. Родился в Москве и ещё мальчиком начал писать стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов. За свои дерзкие стихи был два раза сослан в ссылку, и именно после этого о нём заговорили ещё громче. Этот классик русской литературы прожил короткую жизнь, но благодаря его произведениям русская литература стала одной из величайших в мировой табели о рангах. Почти все поэты, писатели, художники, композиторы перечитывали произведения этого писателя и учились у него. Он входит в нашу жизнь с детства, а остается там навсегда. (Александр Сергеевич Пушкин)
ТУР 2. Разгадай кроссворд по известным классическим произведениям
Кроссворд для первой команды
1. Автор известного произведения «Гранатовый браслет».
2. Фамилия главного героя рассказа «Шинель».
3. Фамилия княгини, в которую влюбился Володя в «Повести о любви».
4. Название произведения «Боярин…».
5. Написал роман «Новь»?
6. Ему был подарен письменный стол А.С.Пушкина после смерти поэта.
7. Название произведения М.Ю.Лермонтова «Княгиня…».
8. Автор произведения «Капитанская дочка».
Ответы: 1. Куприн; 2. Акакиевич; 3. Засекина; 4. Орша; 5. Тургенев; 6. Вяземский; 7. Лиговская; 8. Пушкин.
Для проверки жюри:
Кроссворд для первой команды:
1. Произведение Л.Н.Толстого.
2. Произведение Н.В.Гоголя.
3. Название романа «…любовь».
4. Героиня произведения и его название.
5. Произведение А.С.Пушкина.
6. Воинское звание Печорина.
7. Произведение А.С.Пушкина «Барышня-…».
8. Самое «страшное» произведение Н.В.Гоголя.
Ответы: 1. Поликушка; 2. Шинель; 3. Первая; 4. Ася; 5. Выстрел; 6. Офицер; 7. Крестьянка; 8. Вий.
Для проверки жюри:
ТУР 3. Узнай героев произведений Гоголя и Тургенева
Вопросы для первой команды
1. Эта героиня выходит замуж только по расчёту, и никогда никого не любила. Она умна, независима, справедлива, избалованна, привыкла к роскоши. (Анна Одинцова)
2. Ведьма, дочь сотника, над ее телом читали молитвы. (Панночка)
3. Он был семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого». (Хома Брут)
4. Самоуверенный, умный, имеет лидерские качества. Сын полкового лекаря, студент медицинского факультета. (Евгений Базаров)
5. Об этой героине вы узнали из воспоминаний Н.Н., она уязвила самолюбие Н.Н., предпочтя его баварскому лейтенанту. (Молодая вдова)
6. Богослов звонарь, приятель Хомы. (Халява)
7. Брат Аси, военный, художник-любитель, он уходит в отставку и отправляется с Асей путешествовать за границу. (Гагин)
Вопросы для второй команды
1. Добрый сентиментальный, с романтической натурой молодой человек. Он бывший студент. (Аркадий Кирсанов)
2. Незаконнорождённая дочь помещика и горничной Татьяны. Сирота, после смерти родителей ее воспитывает сводный брат. (Ася)
3. Богатый человек, около 50 лет, отец панночки-ведьмы. (Сотник)
4. Мечтательный молодой человек, испытывает к Асе любовные чувства. (Н.Н).
5. Престарелая вдова бургомистра в городе З., добрая и отзывчивая старушка, полюбившая Асю. (Фрау Луизе)
6. Ритор, приятель Хомы? (Тиберий Горобець)
7. Славянское демоническое существо с веками до земли. (Вий)
ТУР 4. Литературные герои из произведений Лермонтова
Найдите соответствия
1. |
Имя девушки, которая влюбилась в Печорина |
Мцыри |
2. |
Молодая красива дворянка, в которую раньше был влюблён Печорин |
Печорин |
3. |
«Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн, вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками никогда не волочился» |
Демон |
4. |
Он был в детстве несчастным болезненным ребёнком, которого захватили в плен |
Бэла |
5. |
Добрая, нежная женщина, жена Арбенина |
Вера |
6. |
Главный герой произведения «Маскарад», который разбогател, играя в карты |
Вулич |
7. |
Фамилия героя из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …» |
Арбенин |
8. |
Молодой офицер, которому надоело всё, в столице: развлечения высшего света и даже учёба, и он отправился на Кавказ |
Нина |
9. |
Главный герой и название произведения. |
Калашников |
10. |
Имя княжны, сердце которой так хотел завоевать Печорин |
Грушницкий |
11. |
Юнкер, небогатый эгоистичный дворянин, приятель Печорина |
Гарун |
12. |
Главный герой поэмы «Беглец» |
Мэри |
Ответы: 1. Бэла; 2. Вера; 3. Вулич; 4. Мцыри; 5. Нина; 6. Арбенин; 7. Калашников; 8. Печорин; 9. Демон; 10. Мэри; 11. Грушницкий; 12. Гарун.
ТУР 5. Узнай произведения классиков по их описанию
Назовите произведение и автора.
Вопросы для первой команды
1. Эта пьеса М.Лермонтова о настоящем грешнике, требующем от близких ему людей праведности и жестоко мстящего за ее несоблюдение, будь оно истинным или мнимым. Кстати, жену свою он неожиданно для себя самого пылко полюбил, к ее несчастью. («Маскарад», М.Ю.Лермонтов)
2. Голодные дети идут в холодную погоду просить у барина деньги на хлеб, и на лекарства для своей больной сестры. Но им не повезло, им отказывают в помощи. На семью валятся одна за другой болезни и несчастья. Отец семейства не может найти работу, и уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться со всеми проблемами и трудностями. Он становится их ангелом-хранителем, но, к сожалению, сам умирает. («Чудесный доктор», А.И.Куприн)
3. Станционные смотрители считали себя самыми несчастными людьми, потому что во всех своих неприятностях путешественники винили их и вымещали свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды. Главный герой, проезжая через *** губернию, промок, и на станции хотел переодеться и напиться чаю, а накрывала на стол дочь смотрителя Дуня, в которую он и влюбился. («Станционный смотритель», А.С.Пушкин)
4. На следующем балу Мери танцевала с Печориным и полностью потеряла интерес к Грушницкому. Вера уехала с мужем в Кисловодск и попросила Григория ехать вслед за ней. Герои отправляются на небольшую экскурсию, чтобы посмотреть на закат солнца. Печорин помогал лошади княжны перейти через горную речку. У Мери закружилась голова, и офицер подхватил её за талию, чтобы удержать в седле. Украдкой он поцеловал её в щёку. По реакции княжны Печорин понял, что она влюблена в него.
Печорин случайно узнал, что Грушницкий организовал против него заговор: хотел вызвать на дуэль, не зарядив пистолеты, и тогда Печорин признался, что не любит её. Её муж уехал на несколько дней, и она сделала так, чтобы остаться в доме одна. Печорин пришёл к назначенному часу. («Герой нашеговремени», М.Ю.Лермонтов)
5. Самое смешное этой комедии в «саморасхваливании женихов». Вместо достоинств материальных соперники всячески рекламируют достоинства моральные: мужество, галантность и т.д. Даже Яичница, большой охотник до солидного приданого, аттестует себя со стороны службы государственной. Каждый из них козыряет понятиями, но не говорят «предмет любви», а просто предмет. («Женитьба» Н.В.Гоголь)
6. История одной лошади, у которой был реальный прототип. Для написания этого рассказа автор поселил на один день в доме своём лошадь и сутки за нею наблюдал. Небольшой рассказ вмещает глубинные проблемы бытия: славу, крушение, любовь, жизнь, смерть, утрату. Доверие со стороны сильного и гордого и обман со стороны равнодушного и подлого существа. («Изумруд», А.И.Куприн)
7. К счастливому майору Ковалеву является цирюльник Иван Яковлевич и бреет его с величайшей осторожностью. В один день майор Ковалев успевает всюду: и в кондитерскую, и в департамент, где искал места, и к приятелю своему, тоже коллежскому асессору или майору. Но счастье майора Ковалева быстро закончилось. У него с лица исчез нос. («Нос», Н.В.Гоголь)
8. В этом произведении война, государственные дела и потрясения составляют героическую историю страны. И в этих важных исторических сведениях показаны великие полководцы Кутузов и Багратион, в своём несравненном и поразительном величии, как будто они становятся выше всего человечества. А также показаны все сцены частной жизни и частных отношений: как страдает и радуется, любит и умирает, ведёт свою семейную и личную жизнь тот народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде. («Война и мир», Л.Н.Толстой)
9. Рассказ, в котором бывший офицер всю жизнь переживал, что на дуэли не смог дать ответный выстрел, и ждал своего часа. («Выстрел», А.С.Пушкин)
10. События, описанные в этой части журнала Печорина, охватывают около месяца и происходят в Пятигорске, Кисловодске и окрестностях. В первый же день пребывания на водах Печорин встречает своего знакомого юнкера Грушницкого. Оба недолюбливают друг друга, но делают вид, что отличные приятели. Они обсуждают местное общество, как вдруг мимо мужчин проходят две дамы. Это были княгиня Лиговская со своей дочерью Мери. Грушницкому очень нравилась юная княжна, и он старался с ней познакомиться. С первой встречи княжна стала недолюбливать дерзкого Печорина и проявила любопытство и доброжелательность к Грушницкому. («Герой нашего времени», М.Ю.Лермонтов)
Вопросы для второй команды
1. Начинались летние каникулы, и все семинаристы отправлялись домой. По дороге все разбрелись по своим домам, и остались только трое. Когда они увидели хутор, постучали в первый дом на ночлег. Философ лёг спать, как вдруг вошла к нему старуха со страшными глазами. Испугался парень, хотел бежать, но понял, что не может пошевелить руками и ногами. Старуха села к нему на спину и поскакала на нём, как на коне. Понял философ, что это ведьма. Начал Хома произносить все известные ему молитвы, ведьма ослабила хватку, а скачки стали медленнее. Сумел он выскочить из-под старухи, забрался на её спину, схватил полено по дороге и начал бить им по спине её. Старуха ослабла и упала на землю. Заглянул ей в лицо Хома – а там красавица с глазами, полными слёз. («Вий» Н.В.Гоголь)
2. Очень тяжело было жить детям в этой бедной семье. Отец не мог найти работу, не было денег, и дети постоянно были голодными, и им было холодно в их подвальной квартире, которая очень редко отапливалась. Эти больные дети из бедной семьи могли бы погибнуть, если бы не счастливый случай. Отец семейства уже думал о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помог справиться с трудностями и становится для их семьи ангелом-хранителем. («Чудесный доктор» А.И.Куприн)
3. В этой книге писатель знакомит нас с интересным героем Николенькой, который жил в усадьбе. Этот главный герой трилогии любит больше всего на свете, что делают дети бедных людей. Он бывает, как и все дети, капризным, спесивым, но всегда старается осознать свою неправоту. В натуре героя происходит непрестанная борьба между добрым и злым, светлым и тёмным, добродетелью и пороком. Но он всегда стремится к высокому и доброму, и сопротивляется дурному и злому. («Детство. Отрочество. Юность», Л.Н.Толстой)
4. В этой повести рассказывается о том, как соседи всё время ссорились. Автор четко применил приёмы сатиры и иронии, рассказ идет от первого лица. («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Н.В.Гоголь)
5. Седой Гудал красивый и высокий дом себе построил. Над ним трудились бедные рабы и не раз проливали свои слёзы. От башни угловой ведут ступени к реке. И по этим ступенькам в белой чадре княгиня Тамара идёт каждый день за водой к Арагве. («Демон», М.Ю.Лермонтов)
6. Эта книга является продолжением сборника «Вечера на хуторе…». Она послужила новым периодом в творчестве автора. Писатель показывает читателям, что нужно стремиться к переменам. Автор высмеивает пороки и ставит на первое место силу, героизм, чтобы указать на то, какой человек сейчас, и как он может измениться. («Миргород», Н.В.Гоголь)
7. Бедного юношу привезли из тюрьмы в монастырь, но он совсем не радуется этому, потому, что для него главней всего свобода. Он хочет сбежать на Кавказ, он любит свой край, где он родился. Несчастливый юноша влюбляется в девушку, но он не рискует поломать и её жизнь. («Мцыри», М.Ю.Лермонтов)
8. Эту книгу, должны читать взрослые. Она является учебником, в котором можно прочитать, как нужно в строгости воспитывать мальчиков. За своих сыновей постоянно заступалась их мама, но это не мешало отцу учить их борьбе и смелости. Это произведение поражает своей грандиозностью, количеством героев, которые всё время находятся в движении, пересекая необъятные степные просторы на конях, повозках, пешими. («Тарас Бульба», Н.В.Гоголь)
9. Роман, в котором отразились многие явления русской жизни, волновавшие весь народ в то время: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество. («Дубровский», А.С.Пушкин)
10. Князь Волковский очень доверяет помещику Ихменеву, это доказывает тот эпизод, что он посылает к нему на воспитание своего сына Алёшу. Но через год Волковский поссорился с помещиком Ихменевым, узнав, что он хочет за его сына выдать свою дочь Наташу. Князь Волковский отнял у бывшего друга управление имением, и завёл процесс в суде. («Униженные и оскорблённые», Ф.М.Достоевский)
ТУР 6. Важные сведения из жизни писателей классиков
Вопросы для первой команды
1. Кто подарил А.С.Пушкину свой портрет с такой надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя…»? (В.А.Жуковский)
2. Как называлась книга «Война и мир», когда печатались первые главы романа в пяти номерах журнала «Русский вестник»? («Тысяча восемьсот пятый год»)
3. Где И.С.Тургенев учился в Москве, и какие языки изучал? (В пансионе, затем занимался с частными учителями. Будущий писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий)
4. Всем известно, что имя А.С.Пушкина в первую очередь связано с Москвой, Петербургом, Одессой, Кишиневом, Михайловским. Но как оно связано с нашей страной, Беларусью? (Поэт бывал в Беларуси, останавливался в Могилеве, а его потомки на протяжении многих лет жили в Бобруйске. А.С.Пушкин дважды побывал в Могилёве. Первый раз, когда он направлялся из Петербурга на юг, в ссылку. Это было в 1820 году. И в августе 1824 года, когда А.С.Пушкин возвращался в Михайловское. В книге «Память», написано, что А.С.Пушкин проезжал по Шкловской улице, и останавливался в заезжем дворе, который находился напротив нынешней гостиницы «Днепр». А дальше он проезжал по маршруту: Буйничи, Быхов, Рогачёв и по левобережью Днепра)
5. В какой университет поступил Иван Сергеевич Тургенев в 1833 году? (В Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение)
6. Полюбившиеся строчки из сказок какого писателя запоминаются на всю жизнь: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Жил-был поп толоконный лоб», «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи…». (А.С.Пушкина)
7. Для каких целей в 1838 году Иван Сергеевич Тургенев уехал в Берлин, и с кем там познакомился? (На лекции классической филологии, и познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя)
8. Стихотворение, которое А.С.Пушкин посвящает своим друзьям-декабристам? («Арион»)
Вопросы для второй команды
1. В каких странах успел побывать Иван Сергеевич Тургенев за два года проведенных за границей? (Во Франции, Италии, Германии и Голландии)
2. Назовите поэму, главный герой которой в поисках свободы бежит от культурного общества к свободным, живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам. («Цыганы»)
3. В название произведения А.С.Пушкин вошла профессия этого человека, который однажды захотел, чтобы мертвецы к нему пришли на новоселье. («Гробовщик»)
4. В 1852 году появился один из лучших рассказов для детей писателя И.С.Тургенев, как он называется? («Муму»)
5. Рассказ «Чудесный доктор» А.И.Куприна – это вымысел автора? (Нет, вот как писатель начинает свой рассказ, и рассказывает об этом произведении: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Всё описанное мною, действительно произошло в Киеве лет около тридцати назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдёт речь»)
6. Одно из Пушкинских вольнолюбивых стихотворений, которые он писал ещё во время учёбы в лицее, которое начинается с буквы «К». («К Чаадаеву»)
7. Изумруд А.И.Куприна не хотел умирать, и что же он вспоминал перед смертью? (Он как человек перед смертью вспоминал других. «Гудящий вихрь закружился у него в голове; проплыл англичанин, скаля по-лошадиному длинные зубы. Онегин пробежал мимо, выпятя свой верблюжий кадык громко ржа. Какая-то сила несла Изумруда беспощадно и стремительно глубоко вниз, в тёмную и холодную яму. Он уже не мог шевелиться»)
8. Принимал ли участие Л.Н.Толстой в Крымской войне? (Да, он командовал батареей в Севастополе, осаждённом вражескими войсками, в окопах под пулями он и написал об этом книгу «Севастопольские рассказы»)
ТУР 7. Узнай произведения классиков по отрывку
Вопросы для первой команды
1. «Тут он стал подробно рассказывать про своё горе. Три года тому назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиневывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанной шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей». («Станционный смотритель» Н.В.Гоголя)
2. «Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». («Хамелеон» А.П.Чехова)
3. «Малое число книг, найденных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. Все сказки, которые только могла запомнить ключница Кирилловна, были мне пересказаны; песни баб наводили на меня тоску». («Выстрел», А.С.Пушкин)
4. «Сегодняшний вечер был обилен происшествиями. Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это – ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд». («Герой нашеговремени» М.Ю.Лермонтова)
5. «Кузнец остановился со своими мешками. Ему почудилось в толпе девушек голос и тоненький смех Оксаны. Все жилки в нём вздрогнули; бросивши на землю мешки так, что находившийся на дне дьяк заохал от ушибу и голова икнул во всё горло…» («Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя)
6. «Князь Андрей понял, что это было сказано о нём, и что говорил это Наполеон. Он слышал эти слова, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову: он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далёкое, высокое и вечное небо». («Война и мир» Л.Н.Толстого)
7. «- Это стыд! Отчего нам на балах, в обществах так скучно!.. вы все ищете спокойствия… какие любезные молодые люди…
— А позвольте спросить, – возразил Жорж, зевая, – из каких благ мы обязаны забавлять вас…»
— Оттого что мы дамы». («Княгиня Лиговская» М.Ю.Лермонтова)
Вопросы для второй команды
1. «Я ничего не сказал о случившемся ни своему брату, ни приятелям, тем более что они были заняты каким-то горячим спором. И уселся один в уголку, рассуждая об этом странном обстоятельстве. Слова: «Вы невежа, милостивый государь» – так и звучали у меня в ушах, всё более и более возмущая меня». («Детство. Отрочество. Юность» Л.Н.Толстого)
2. «Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами.
– Гнездов! – говорили ему. – Рысистый! Лошадицкий!
Но наступил вечер, а фамилия всё ещё не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы». («Лошадиная фамилия» А.П.Чехова)
3. «А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да слава богу, живём помаленьку. Одна беда: Маша: девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». («Капитанская дочка», А.С.Пушкина)
4. «Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами». («Белый пудель» А.И.Куприна)
5. «Анучкин. А как, позвольте узнать. Сицилия… вот вы изволили сказать: Сицилия, – хорошая это земля Сицилия?
Жевакин. А, прекрасная! Мы тридцать четыре дня там пробыли; вид, я вам доложу, восхитительный! Эдакие горы, эдак деревцо какое-нибудь гранатное, и везде итальяночки, такие розанчики, так вот и хочется поцеловать». («Женитьба» Н.В.Гоголя)
6. «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно. Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нём говорится, вероятно себя узнают, и, может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова)
7. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, – говорил между тем Базаров, – подумаешь, сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.
— Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте – логика истории требует …
— Да на что нам эта логика? Мы и без неё обходимся.
— Как так?
— Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлечённостей!
Павел Петрович взмахнул руками». («Отцы и дети», И.С. Тургенев)
Подсчет жетонов.
Награждение победителей.
Литература
1 Ковальчук,Т.Л. Сценарии массовых мероприятий для школьных библиотек: методическое пособие / Т.Л.Ковальчук. – Минск : Экоперспектива, 2011. – 296 с.
2 Критики ХІХ–ХХ веков о классиках русской литературы. Кн. 1 : Сб. статей. – Мн. : Выш. шк., 1997. – 384 с.
3 Критики ХІХ–ХХ веков о классиках русской литературы. Кн. 2 : Сб. статей. – Мн. : Выш. шк., 1999. – 766 с.