Составление описательного рассказа по схеме. Автоматизация звука [р] в связной речи.
Диана МАКАРЧУК,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 6 г. Волковыска»,
Гродненская область
Тема: «Составление описательного рассказа по схеме. Автоматизация звука [р] в связной речи».
Задачи:
– развивать связную речь посредством составления описательного рассказа;
закреплять навыки правильного произношения звука [р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной речи;
– совершенствовать умение согласовывать порядковые числительные с существительными; употреблять предлоги (в, на, около, за, перед) в речи;
– образовывать существительные множественного числа; согласовывать прилагательные с существительными;
– развивать фонематический слух, зрительное внимание, память посредством работы со схемой описательного рассказа.
Материал и оборудование: посылка, наклейки, «водительское удостоверение», карта города, карточки с гимнастикой для языка, «вертолёт», знаки на дороге, цветные знаки, ортопедические коврики, кегли, кубики, игрушечные машинки, карточки транспорта, «гараж», предметные картинки, схема грузовика, ноутбук, стаканчик непроливайка с водой, кисти, салфетки.
Ход занятия
Педагог. Доброе утро, Богдан. Давай с тобой возьмёмся за руки и улыбнемся. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Скажи, ты любишь путешествовать? (Да). На чём могут люди путешествовать? (На автобусе, машине, поезде, самолёте). Как это всё назовем одним словом? (Транспорт)
Сюрпризный момент
Сегодня в сад к нам пришла посылка от инспектора дорожного движения. Посмотрим, что в ней? Смотри, здесь письмо. Давай прочитаем, что там написано (Педагог открывает письмо и читает).
«Привет, меня зовут Рома, я инспектор дорожного движения. Предлагаю тебе получить документ, который даст право управлять любым видом транспорта. Но для того чтобы получить этот документ, нужно сдать экзамен. Приглашаю тебя в волшебный город Рычалкино, где нужно выполнить задания, красиво произнося звук [р]. За каждое выполненное задание ты получишь наклейку. Первые два задания, ты найдёшь в конверте, а остальные – на карте. Удачи!»
Артикуляционная гимнастика «Синяя машинка»
Давай посмотрим, какие задания нужно выполнить. Это артикуляционная гимнастика. Выполнив гимнастику, ты получишь первую наклейку.
Дыхательная гимнастика «Вертолёт»
Задание «Вертолёт»
Нужно помочь вертолёту долететь до волшебного города Рычалкино. А для этого необходимо подуть на его пропеллер: сильным-слабым выдохом (После выполнения задания ребёнок клеит наклейку).
Основная часть
Отправляемся в город, чтобы выполнять следующие задания. Подъедем к светофору.
Задание «Светофор»
Найди, пожалуйста, знак светофора (Ребёнок находит в кабинете игрушку светофор и выполняет задание).
Чтобы светофор загорелся красным либо зелёным цветом, нужно воспользоваться дорожными знаками. Возьми знаки светофора. Когда ты услышишь звук [р] – поднимай красный знак, когда услышишь любой другой звук – зелёный знак.
(Педагог произносит звуки [с], [з], [р], [л], [ш], ребёнок показывает соответствующий знаку цвет).
Молодец, ты справился с заданием! Получи наклейку и наклей себе в удостоверение. Вернёмся в город.
Задание «Заправка»
Давай посмотрим, куда нам дальше нужно ехать? (Заправка). Помоги машине доехать к заправке, произнося долго звук [р] (Ребёнок выполняет задание, клеит наклейку).
Задание «Пешеходный переход»
А сейчас предлагаю подъехать на машине к пешеходному переходу и найти этот знак в кабинете.
Это волшебный пешеходный переход: чтобы его пройти, нужно повторить за мной слоги и выполнить действие. Если рядом с дорожкой кубик, дотронься до него рукой; если рядом с дорожкой кегля – сбей её ногой. Покажи направление руками и повтори слоги (После выполнения задания ребёнок клеит наклейку).
Задание «Парковка»
(Ребёнок передвигает машину по карте к парковке, находит знак парковки в кабинете).
От тебя спрятались картинки, на которых проявятся изображения только в том случае, когда на них попадёт вода. Ребёнок с помощью кисти и воды проявляет изображения на картинках.
Назови, что на них изображено (После выполнения задания клеит наклейку).
Следующее задание: расставь картинки по порядку и посчитай (первый трактор, второй грузовик, третий вертолет, четвертый корабль……).
(После выполнения задания клеит наклейку).
Задание «Станция технического обслуживания»
(На столе расположен макет станции технического обслуживания (гаража), ребёнку предлагается сказать, где находится транспорт по отношению к гаражу).
Это гараж автомеханика. Скажи, где находится транспорт и красиво произнеси звук [р].
Где вертолет? (Вертолёт на гараже)
Где экскаватор? (Экскаватор за гаражом).
Где грузовик? (Грузовик в гараже).
Где трактор? (Трактор около гаража).
Где бульдозер? (Бульдозер перед гаражом).
(После выполнения задания, ребёнок клеит наклейку)
Пока машины находятся на ремонте, нам тоже нужно отдохнуть.
Физкультминутка (музыкальная)
Задание «Супермаркет»
Итак, подъезжаем к супермаркету. Находим значок супермаркета в кабинете.
Грузчик привез товар в супермаркет.
Помоги грузчику выгрузить товар и скажи, что он выгружает.
(Грузчик выгружает из грузовика: груши, куртки, шары, огурцы и т.д. После выполнения задания ребёнок клеит наклейку).
Задание «Завод»
Последняя наша остановка «Завод»
Найди знак завода.
Это завод, где красят машины. Надо составить рассказ о транспорте который только что выехал с завода.
Посмотри, какой транспорт выехал с завода? (С завода выехал грузовик).
Какая кабина у грузовика? (У грузовика красная кабина).
Какой кузов у грузовика? (У грузовика оранжевый кузов).
Какие колеса у грузовика? (У грузовика черные колеса).
Послушай рассказ.
С завода выехал грузовик. У грузовика красная кабина. У грузовика оранжевый кузов. У грузовика чёрные колеса.
А теперь, попробуй составить рассказ по схеме. (После выполнения задания клеит наклейку).
Итог занятия. Рефлексия
Молодец, ты справился со всеми заданиями, которые подготовил тебе инспектор Рома, и за это получаешь водительские права.
Посмотри, светофор наш погас. Нужно, чтобы он загорелся одним цветом. Если тебе понравилось, и ты справился со всеми заданиями, возьми зелёный цвет. Если были затруднения, и какие-то задания было сложно выполнить, возьми жёлтый цвет, а если задания были неинтересны, возьми красный цвет (Ребёнок выбирает соответствующий цвет, объясняет свой выбор).
Какое задание тебе понравилось больше всего?
Какое задание для тебя было трудным?
Пора прощаться. На следующем занятии тебя будут ждать новые интересные задания и приключения. До встречи!