Земля – наш общий дом. Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» для воспитанников 5–6  лет

- 9:05ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Формирование представлений о том, что Земля – общий дом для людей и всех живых существ и о необходимости ее беречь.

 

Людмила ТРОФИМОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад №3 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

Тема: «Земля – наш общий дом».

Цель: формирование представлений о том, что Земля – общий дом для людей и всех живых существ и о необходимости ее беречь.

Задачи:

– формировать представления воспитанников о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, об экологических проблемах;
– развивать умения наблюдать, делать выводы и умозаключения путем экспериментирования;
– воспитывать у детей чувство осознания себя как части окружающего мира, стремление участвовать в охране природы.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, презентация, подносы, плакаты с изображением природы, глобус, мольберт, дидактическая игра «Сортировка мусора», дидактическое пособие «Сохраним планету вместе», кувшины с водой и молоком, трубочки, почва, картинки с изображением свойств воды и воздуха, белые халаты.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «экология» и «лаборатория». Чтение энциклопедической литературы и просмотр видеороликов о последствиях воздействия человека на природу, способах бережного отношения к ней.

Методы и приёмы: словесный (рассказ, вопросы, пояснение, сравнение, рассказы воспитателя и детей); практический (показ, опыты, продуктивная деятельность); наглядный (наблюдение, демонстрация опытов, просмотр презентации, рассматривание глобуса); игровой (дидактическая игра).

Презентация: https://drive.google.com/file/d/14-qDCRXYtbP7D7teIq35gacSmhmSoHhE/view?usp=sharing

Тип занятия: комбинированное.

 

Ход занятия

1 Организационный момент

Игра-этюд «Приветствие»

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро продлится до вечера!

Сюрпризный момент «Появление Планеты Земля»

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

Воспитатель. Дети, а вы любите путешествовать?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте закроем сейчас глаза и представим, что мы с вами космонавты и оказались в открытом космосе.

Открывайте глаза. Что вы видите? (Слайд 1 «Планета Земля»)

У нас есть сейчас уникальная возможность увидеть нашу планету из космоса.

Посмотрите, какая она?

 

2 Основной этап

Воспитатель. А сейчас, я хочу показать вам один предмет. Только для этого давайте присядем. Посмотрите, что у меня в руках?

Дети. Глобус.

Воспитатель. А что такое глобус? (Модель Земли; наша планета в уменьшенном виде, Слайд 2)

Земля постоянно вертится вокруг своей оси. Можете попробовать повертеть.

Ребята, а какого цвета больше всего на глобусе? (Синего)

А что он означает? (Воду, моря, океаны, озера, реки, Слайд 3)

Белый цвет что обозначает? (Снег, лед, ледники, Слайд 4)

А желтый? (Пустыни, Слайд 5)

Коричневый? (Горы, Слайд 6)

Зеленый? (Леса, поля, парки, Слайд 7)

А как все то, что вы перечислили, можно назвать одним словом? (Природа)

И человек, животные, насекомые – тоже часть природы.

Для чего человеку нужна природа? (Любоваться, ловить рыбу, собирать грибы, изготавливать мебель и др.)

Без чего все живое не может существовать? (Без воды, воздуха, солнечного света)

Воспитатель. Ребята, я хочу вам предложить отправиться в лабораторию и провести некоторые эксперименты.

Физкультминутка «Ветер»

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад, вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души,
Мы большие молодцы!

Воспитатель. А теперь давайте пройдем к первой лаборатории. Лаборатория – это место, где проводят эксперименты, опыты.

Но прежде чем мы приступим, я хочу напомнить вам правила поведения: в лаборатории нужно находиться в специальных халатах, быть осторожным, не толкаться и выполнять все мои инструкции.

Вы говорили, что нельзя прожить без воды. Скажите, что вы знаете о воде?

Дети. Вода нужна человеку, чтобы пить, мыть руки, готовить, стирать, поливать растения; вода необходима водным обитателям; птицам, животным чтобы пить (Слайд 8).

Воспитатель. Давайте с вами узнаем, какими свойствами обладает вода?

Опыт 1

Воспитатель. Я сейчас раздам соломинки, и вы попробуете воду.

Ну что, какая вода? Соленая? Сладкая? А может быть, кислая?

Дети. Нет.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

Дети. У воды нет вкуса (Слайд 9).

Ребенок на мольберт крепит соответствующую картинку.

Опыт 2

Воспитатель. У меня два стаканчика: один пустой, а другой с водой. Сейчас каждый повторит за мной: перельет воду из одного стаканчика в другой.

Вода льется? Почему? Какой вывод можно сделать?

Дети. Так как вода жидкая, она может течь из крана, в реках, ручьях (Слайд 10).

Воспитатель. Найдите правильную картинку и прикрепите ее на мольберт.

Опыт 3

Воспитатель. Давайте понюхаем воду. Чем пахнет?

Дети. Ничем вода не пахнет.

Воспитатель. Какой вывод сделаем?

Дети. У воды нет запаха (Слайд 11).

Воспитанник на мольберт крепит соответствующую картинку.

Опыт 4

Воспитатель. Ребята, перед вами стакан с водой и молоком, вам необходимо взять по две бусинки и положить одну в стакан с молоком, а другую в стакан с водой.

Где бусинки отчетливо видны? Какой они формы? Какого они цвета?

– А теперь сделайте вывод.

Дети. Вода прозрачная (Слайд 12).

Воспитанник на мольберт крепит соответствующую картинку.

Воспитатель. Ребята, но вода не всегда бывает прозрачной, без запахов и вкуса. Люди могут и загрязнять воду. Как это происходит? Посмотрите на экран, как человек загрязняет воду (Слайды 13–15).

Там где грязная вода, там никто не живет. Вода всем нужна. Она не бесконечна. Запасы воды на планете уменьшаются.

Расскажите, как мы будем беречь воду?

Дидактическая игра «Сортировка мусора»

Цель: развитие умений правильно сортировать отходы: пластик, стекло, органика, бумага, металл.

Воспитатель. Ребята, я хочу предложить сейчас вам правильно рассортировать мусор в мусорные контейнеры, чтобы не засорять водоемы.

А теперь, ребята, давайте пройдем в следующую лабораторию.

Мы выяснили, что без воды невозможно прожить, а без чего еще?

Дети. Без воздуха.

Воспитатель. Проверим?

Опыт 5

Воспитатель. Закрывайте ладошкой нос и рот и посмотрим, получится ли у вас долго не дышать? (Нет)

Воздух есть везде, и даже в почве. Понаблюдаем?

Опыт 6

Воспитатель. Сейчас, каждый по очереди погрузит почву в кувшин с водой.

Что вы видите? (Идут пузырьки)

А теперь давайте опишем, какой воздух? (Бесцветный, прозрачный, без запаха, легкий, если быстро провести рукой, то его можно почувствовать) (Слайд 16)

Воспитанник на мольберт крепит соответствующую картинку.

Воспитатель. Давайте посмотрим на экран, как люди загрязняют воздух (Слайды 17–19).

А чтобы этого не происходило, необходимо ставить специальные ловушки на заводах, ездить на электромобилях, самокатах, велосипедах; больше гулять в парках, лесах (Слайд 20).

Дыхательная гимнастика

Цель: создание благоприятных условий для обеспечения всех тканей организма кислородом.

Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Выдохнули, опустили
И еще раз повторили.

Воспитатель. Ребята, скажите, а вам когда-нибудь бывает грустно? А от чего вы грустите? От чего вы радуетесь?

Вот и наша планета радуется, но иногда может и грустить (Слайд 21).

Дидактическая игра «Сохраним планету вместе»

Цель: способствовать формированию экологической культуры воспитанников, бережного отношения к природе через знакомство с проблемами негативного влияния человека на экологию Земли.

 

3 Окончание занятия

Рефлексия. Подведение итогов занятия

Воспитатель. Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Вам понравилось наше занятие? Что узнали о воде? О воздухе? Что вы запомнили? Как вы будете беречь природу? (Ответы детей)

Вы сегодня были большие молодцы! Занятие закончено.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий