Путешествие в лес. Конспект занятия по образовательной обрасти «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

- 17:14КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Занятие направлено на развитие речи воспитанников посредством использования нейроигры.

 

Юлия БИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка г. Мосты»,
Гродненская область

 

 

Задачи:

 – формировать умение правильно называть диких животных, их детёнышей, их жилища, называть пищу для животных;
– закреплять умение составлять предложения по опорным картинкам, с предлогами и без них; составлять распространённые предложения с обстоятельством места; побуждать использовать в речи различные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания;
– закреплять умение чисто и правильно произносить звуки;
– развивать общую и мелкую моторику, концентрацию внимания, координацию движений пальцев рук, развивать статические и динамические движения пальцев рук, синхронизировать работу левого и правого полушария, тренировать межполушарные связи;
– воспитывать навыки взаимодействия друг с другом; бережное отношение к природе.

 Оборудование: иллюстрация «Зимний лес», предметные картинки «Дикие животные и их детёныши», дидактическая игра «Жители леса», карточки-«чистоговорки», нейротаблицы, карточки «Пища животных», карта-знаки, фрагменты картинки «Лисичка-сестричка и Серый Волк», фишки жёлтого и оранжевого цвета, мел, мольберт, музыкальное сопровождение, колонка.

 

Ход занятия

1 Организационный момент

Воспитанники заходят в группу.

Учитель-дефектолог. Ребята, я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в лес. Я уверена, что оно будет для вас увлекательным, познавательным и интересным. Вы согласны? (Ответы детей)

Учитель-дефектолог. Наше путешествие будет необычным – я подготовила для вас задания. Выполняя их, вы получите фрагмент картинки. Когда все задания будут выполнены, вы сможете из фрагментов сложить целую картину. Давайте скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу. («Хлопни, топни, покружись, в лесу окажись»).

2 Основной этап

Учитель-дефектолог. Итак, задание первое. Назовите, кто живёт в лесу и поместите названное животное на иллюстрацию «Зимний лес».

Игровое задание 1. «Кто живёт в лесу?»

Воспитанники подходят к иллюстрации «Зимний лес», называют кто живёт в лесу и помещают карточку с животным на иллюстрацию.

– В лесу живёт лось.
– В лесу живёт белка.
– В лесу живёт волк.

– В лесу живёт заяц.
– В лесу живёт медведь.
– В лесу живёт лиса.
– В лесу живёт лось.

Учитель-дефектолог. Как всех тех, кто живёт в лесу, можно назвать общим названием? (Ответы детей)

Учитель-дефектолог. Почему этих животных называют дикими? (Ответы детей) Молодцы, вы справились с заданием, и я вручаю вам первый фрагмент картинки.

 

Игровое задание 2. «Где живут животные?»

Учитель-дефектолог. Ребята, в лесу, у каждого животного есть своё жилище. Поместите диких животных в их жилища, а кому кого размещать, вы узнаете, отгадав знак, который я буду рисовать на вашей спине.

Воспитанники подходят к столу с дидактической игрой «Жители леса» и картой со знаками (круг, овал, квадрат, треугольник, линия, знак «плюс»). Учитель-дефектолог «рисует» на спине детей определённый знак, дети называют животное, относящееся к этому знаку, и заселяют его в жилище, называя, где оно живёт.

– Медведь живёт в берлоге. 
 – Волк живёт в логове.
– Белка живёт в дупле.    
– Ёж живёт в норе.
– Лиса живёт в норе.   
– Заяц живёт в норке.

Учитель-дефектолог. Молодцы, с этим заданием вы тоже справились, держите второй фрагмент картинки.

Игровое задание 3. «Кто чем питается?»

Воспитанники подходят к мольберту, в центре которого – изображения диких животных, а с правой и левой стороны – их пища. Детям необходимо мелом соединить изображения животных и их пищи (двумя руками одновременно) и назвать, кто чем питается.

Учитель-дефектолог. Рассмотрите картинки и назовите, чем питаются животные, «соединяя» их с пищей.

– Волк питается мелкими животными.
– Медведь питается мёдом и малиной.
– Ёж питается лягушками и ужами.
– Лиса питается мышами и другими мелкими животными.
– Заяц питается травой и корой деревьев.
– Белка питается орехами и грибами.

Учитель-дефектолог. Это задание вы тоже хорошо выполнили, держите третий фрагмент картинки.

Игровое задание 4. «У кого кто?»

Учитель-дефектолог. Ребята, назовите детёнышей диких животных.

Дети подходят к столу, где лежат картинки с изображением диких животных и их детёнышей, «объединяют» животных с их детёнышами, называя, у кого кто.

– У лисы – лисята.   
– У волка– волчата.      
– У медведя – медвежата.     
– У ежа – ежата.    
– У зайца – зайчата.   
– У белки – бельчата.     

Учитель-дефектолог. Здорово, и с этим заданием вы справились, держите четвёртый фрагмент картинки.

Музыкальная физкультминутка

Игровое задание 5. «Повтори за мной. Чистоговорки»

На мольберте размещена карточка-«чистоговорка» с изображением животного и схема позы пальцев рук. Дети повторяют рифму за учителем-дефектологом, сопровождая речь сменяемыми позами пальцев рук.

– Са – са – са – под кустом сидит лиса.
– Жи – жи – жи – в траве бегают ежи.
– Га – га – га – у оленя есть рога.
– Оси – оси – оси – по лесу ходят лоси.
– Айка – айка – айка – скачет белый зайка.
– Еди – еди – еди – в берлоге спят медведи. 

Учитель-дефектолог. Молодцы, это задание вы выполнили, держите пятый фрагмент картинки.

Игровое задание 6. «Нейротаблицы»

Воспитанники садятся за столы, у каждого на столе лежит нейротаблица.

Учитель-дефектолог. Возьмите в правую руку фишку жёлтого цвета, а в левую руку – фишку оранжевого цвета. Я буду называть слово. Вам необходимо его одновременно найти на левой и правой стороне листа и закрыть фишками. Чьё имя я назову, тот повторяет слово.

Учитель-дефектолог. Молодцы, держите шестой фрагмент картинки.

Игровое задание 7. «Интересные факты о диких животных»

Учитель-дефектолог. Расскажите, что интересное вы знаете о диких животных, а помогут вам в этом картинки. (Ответы детей)

 

3 Заключительный этап

Учитель-дефектолог. Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые я для вас подготовила. Вы большие молодцы! Держите седьмой фрагмент картинки. Давайте посмотрим, какая картина получится у вас из фрагментов.

Дети складывают картину.

Учитель-дефектолог. Из какой сказки эти животные?

Дети. Из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк».

Учитель-дефектолог. Сегодня, после дневного сна, вы расскажете эту сказку и сделаете выставку рисунков. (Задание по преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образования).

Учитель-дефектолог. Пришло время вернуться в наш дошкольный центр. Расскажите, какие задания вам понравилось выполнять. (Ответы детей).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий