Понятие о кислотах. Понятие об индикаторах. Урок химии в 7-м классе

- 9:50II И III СТУПЕНИ, Методичка, ХИМИЯ, Химия. Сценарии

Предложенный урок был проведен в рамках районного методического мероприятия среди учителей высшей категории «Декада педагогического мастерства «Я – учитель-профессионал».

Ольга ТЕРЕЩУК,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза П.А.Акуционка г.п. Шумилино»,
Витебская область

 

 

 

 

 

Образовательная цель:

предполагается, что к концу урока учащиеся будут

– знать определение класса кислот; понятия «кислоты», «индикаторы»;

– уметь находить кислоты среди других веществ, классифицировать кислоты, называть кислоты, определять валентность кислотных остатков, обращаться с кислотами, пользоваться индикаторами для обнаружения кислот.

Развивающая цель: способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез); формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательная цель: развивать у учащихся коммуникативные навыки, познавательный интерес к предмету; формировать умения само- и взаимооценки и взаимоконтроля.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультиборд, презентация по теме «Понятие о кислотах. Понятие об индикаторах»; реактивы (растворы соляной и серной кислот); индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин); химическое оборудование (штатив с пробирками); учебное пособие (Шиманович И.Е. Химия. Учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Народная асвета, 2017).

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, работа с учебником.

Межпредметные связи: с географией, биологией.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, тетрадь для практических лабораторных работ, раздаточный материал.

 

Ход урока

1 Организационно-психологический этап

Цель: создание доброжелательной атмосферы в классе, настраивание учащихся на учебный процесс.

Обсуждение цитаты: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». (Ян Амос Коменский, чешский педагог, Слайд 1).

 

2 Ориентировочно-мотивационный этап

Цель: формирование познавательного интереса к уроку.

Задача: включить учащихся в познавательную деятельность – предложить участвовать в решении проблемы, определении темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации.

– На итальянском острове Сицилия находится очень интересное озеро, получившее название “озеро смерти”. На его дне находятся природные источники серной кислоты, из-за которых жизнь в озере или на его берегах невозможна. К нему даже приближаться небезопасно. Это одно из самых кислотных озер в мире (Слайд 2).

– Обратите внимание на слайд. Что общего у этих предметов и «озера смерти»? (Слайд 3, предметы, содержащие кислоты: лимон, яблоко, щавель и др.). (Учащиеся высказывают свои предположения).

– Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке? (Учащиеся высказывают свои предположения).

– Почему кислоты так назвали? (Учащиеся высказывают свои предположения).

– Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты (Слайд 4).

– Что бы вы хотели узнать о кислотах? (Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадях, Слайд 5).

Учитель предлагает план изучения темы урока. (Слайд 6).

1. Состав, названия и определение кислот.
2. Классификация кислот.
3. Физические свойства кислот.
4. Действие кислот на индикаторы.

 

3 Операционно-познавательный этап

Цель: обеспечение активной познавательной деятельности учащихся для достижения цели урока.

– Ребята, что общего у этих веществ: HCl   H2SO4    H3PO4   H2CO3   H2S   H2SO3    HNO3? (Слайд 7) (Учащиеся высказывают свои предположения, формулируют определение понятию «кислоты»).

– Кислотами называются сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков (Слайд 8).

– Обратите внимание на название и состав кислот. Связано ли название кислоты с ее составом?

HCl – хлороводородная;
H2SO4 – серная;
H3PO4 – фосфорная (Учащиеся высказывают свои предположения).

– По какому признаку кислоты разделены на группы? (Слайд 9). (Учащиеся высказывают свои предположения, изображают опорную схему в тетрадях (Слайд 10), приходят к выводу, что кислоты бывают бескислородные и кислородсодержащие).

– По какому признаку кислоты разделены на группы? (Слайд 11) (Учащиеся высказывают свои предположения, изображают опорную схему в тетрадях (Слайд 12), приходят к выводу, что кислоты бывают одноосновные, двухосновные и трехосновные).

Учитель характеризует физические свойства кислот (Слайд 13).

Учащиеся изучают физические свойства серной и соляной кислот (цвет, запах).

Учитель предлагает учащимся классифицировать кислоты (работа с таблицей) с целью обобщения полученных знаний (Слайд 14).

 

4 Минутка релаксации (Слайд 15)

Демонстрация видеоролика, отражающего широкий спектр применения кислот, под звуки спокойной музыки.

Учащиеся одну минуту отдыхают под звуки спокойной музыки, рассматривают предметы, изготовленные с помощью кислот.

 

Учитель предлагает учащимся выполнить лабораторный опыт «Действие кислот на индикаторы».

– А что такое индикаторы? (Слайд 16)(Учащиеся работают с учебником, находят ответ на поставленный вопрос).

– С каким животным можно сравнить индикаторы? (Учащиеся высказывают свои предположения).

– Поскольку кислоты пробовать на вкус нельзя, их наличие можно определить по изменению окраски специальных веществ – индикаторов.

Учитель предлагает учащимся изучить правила безопасности при работе с кислотами (Слайд 17).

Учащиеся работают с учебником, изучают меры предосторожности при работе с кислотами; выполняют и оформляют лабораторный опыт; делают вывод о том, как индикаторы изменяют окраску под действием кислот (Слайды 18-20).

 

5 Контрольно-коррекционный этап

Цель: самоанализ учебной деятельности на уроке, организация оперативной обратной связи, оценка своей деятельности.

Учитель предлагает учащимся в игровой форме проверить свои знания и выполнить тестовые задания (Слайд 21).

Игра «Найди кислоты» (Слайд 22)

Игра «Установи соответствие» (Слайд 23)

Тест «Пятерочка» (Слайд 24)

I вариант

1. Выберите формулу кислоты:

а) SO2 б) H2S в) KCl

2. Выберите трёхосновную кислоту:

а) H3PO4 б) HCl в) H2SO3

3. Выберите бескислородную кислоту:

а) H3PO4 б) HNO3 в) H2S

4. Выберите одноосновную кислородсодержащую кислоту:

 а) HCl б) H2SO4 в) HNO3

5. Лакмус в кислотах:

а) красный б) синий в) фиолетовый

 

II вариант

1. Выберите формулу кислоты:

а) Н2SO3 б) К2S в) МgO

2. Выберите двухосновную кислоту:

а) H3PO4 б) HCl в) H2SO3

3. Выберите кислородсодержащую кислоту:

а) H2S б) HNO3 в) HCl

4. Выберите одноосновную бескислородную кислоту:

 а) HCl б) H2SO4 в) HNO3

5. Метиловый оранжевый в кислотах:

а) красный б) синий в) фиолетовый

Учащиеся выполняют тестовые задания, осуществляют взаимопроверку (Слайд 25), выставляют баллы (за правильный ответ – 1 балл).

 

6 Рефлексивный этап

Цель: осознание учениками результативности своей деятельности и создание ситуации успеха.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод об изучении темы урока, обращаясь к задачам, которые они определили в начале урока.

Учащиеся делают вывод о выполнении поставленных задач.

– Пожалуйста, поставьте себе 2 балла за выполнение лабораторного опыта, оцените свою деятельность на уроке от 1 до 3 баллов. Сложите полученный результат с отметкой за тестовые задания и выставите итоговую отметку в свой дневник.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

 

7 Информация о домашнем задании (Слайд 26)

§ 22 (выучить состав и названия кислот); домашний эксперимент (с. 144).

– «Мы столько можем, сколько знаем. Знания – сила», – Ф.Бэкон. Я уверена, что вы сегодня пополнили багаж своих знаний, а значит, расширили диапазон своих возможностей. Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

Список использованной литературы

1 Аршанский, Е.Я. Сценарный подход к разработке уроков: от теории к практике обучения / Е.А.Аршанский [и др.] //Хімія: праблемы выкладання. – 2012. – № 2.
2 Педагогика для всех. Афоризмы и мысли. – Минск : Народная асвета, 1984.
3 Сурикова, О.В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога / О.В.Сурикова. – Минск : АПО, 2011. – с. 71
4 Мастер-класс учителя химии. Современная школа. – М. : Планета, 2010.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий