Разработанное программно-дидактическое средство – программа по формированию умений пересказывать повествовательные тексты с опорой на предметно-графический и вербально-графический план для учащихся 1–5-го классов с тяжелыми нарушениями речи.
Опыт работы был представлен на VIII Республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании».
Наталия ВАЙДО, учитель начальных классов, учитель-дефектолог,
Марина ИГНАТОВИЧ, учитель начальных классов, учитель-дефектолог;
Екатерина РАЙЦЕН, лаборант
ГУО «Вилейская специальная школа-интернат»,
Минская область
Ссылка на программно-дидактическое средство: https://drive.google.com/file/d/1k5Q01GN9P6DFACbjMgj5YuJmz91DI8tT/view?usp=sharing
В процессе обучения и воспитания учащихся связная речь выполняет важную роль, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля этих знаний.
Связная речь у учащихся с тяжелыми нарушениями речи не достигает того уровня, который необходим для полноценного обучения в школе.
Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные затруднения при пересказе исходного текстового сообщения. Они упрощают содержание рассказов, искажают их, пропускают важные факты, нарушают последовательность, связь между фактами и событиями. Кроме того, учащиеся часто повторяют эпизоды, части предложений, «застревают» на второстепенных деталях, на отдельных словах и мыслях. При записи составленных текстов встречается много ошибок по определению границ предложений. Несформированность этих операций приводит к нарушению связности речевого сообщения. Поэтому необходимо проводить специально организованную работу по формированию умений построения связного высказывания.
Основная задача коррекционной работы по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить учащихся свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Сложность организации логопедической работы по развитию связной речи связана с тем, что ее проведение требует соответствующего речевого материала и разнообразного наглядного оформления. В большинстве случаев описывается только методика работы, а практические материалы по этой теме отсутствуют.
Существующая методика развития повествовательной речи не позволяет в полной мере сформировать у учащихся такой нозологической группы умение правильно передавать целостное содержание услышанного или прочитанного сообщения. Общедидактические рекомендации и приемы, рассчитанные на типично развивающихся учащихся, оказываются недостаточно эффективными, а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Изложенный в психолого-педагогической литературе материал по теме ориентирован на учащихся, не имеющих проблем с восприятием речи.
Методические рекомендации по использованию программно-дидактического средства
В ходе педагогической деятельности для эффективного формирования умения пересказывать повествовательные тексты с опорой на предметно-графический и вербально-графический план было разработано и апробировано программно-дидактическое средство, которое создано в Visual Studio 2017 на языке программирования С# (си шарп). Программа имеет удобный, легкий и доступный для восприятия пользовательский интерфейс.
Все разработанные тексты выполнены технически аналогично.
При запуске программы открывается главная форма, через которую осуществляется вход в программу, где предоставляется возможность выбора уровня сложности и вида опоры (Приложение 1). Выбрав класс, пользователь попадает на следующую форму, где находятся названия текстов для пересказа (Приложение 1).
От класса к классу увеличивается объем текстов, появляются слова сложной слоговой структуры, предложения усложняются. Предлагаются различные виды заданий на понимание текста, проводится лексическая и словарно-орфографическая работа. Учащимся предлагается преобразовать смысловую структуру текстов, воспроизвести текст с использованием различных видов «поломок» (смысловых пробелов). При последовательном нажатии кнопок открывается текст, задание к нему и форма для проверки.
Учитель знакомит с текстом или предлагает прочитать учащимся. При этом он нацеливает их запомнить, о каких предметах рассказывается в нем. К некоторым текстам предлагается аудиозапись.
Затем из ряда предметных картинок учащиеся отбирают нужные (картинки перетягиваются по полю) и располагают их в последовательности рассказа.
При построении программы сообщения в 1–3-м классе в качестве «опорных точек» выступают обозначения предметов (предметные картинки), которые могут заменяться словами [2, с. 99].
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в тексте цепной организации используется предметно-графическая схема, которая является развернутой программой высказывания [1, с. 135]. Она состоит из горизонтально расположенных рядов, в каждом из которых расположены структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения – субъект и объект, стрелкой ( ) – предикат (глагол). В двух соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками, которые соединяются стрелкой ( ) .
Все графические элементы содержания текста (предложения) располагаются вертикально. В результате этого учащиеся хорошо видят предложение в качестве отдельного элемента целого сообщения.
Такая схема дает возможность наглядно увидеть принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – обозначение уже нового предмета ситуации. Предложенное расположение удобно для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивает порядок выделения структурных компонентов предложения.
После прочтения текста нажимаем кнопку и переходим на форму с заданием. Если учащийся не очень хорошо запомнил текст, можно нажать на кнопку и еще раз прочитать его. По созданной предметно-графической схеме можно пересказывать текст. Для возобновления исходного положения картинок используется кнопка . Тогда все картинки становятся в исходное положение. Для того чтобы проверить, правильно ли был составлен текст, можно нажать кнопку . Тогда рядом с заданием появится форма с правильным вариантом (правильным расположением картинок).
В 1–3-х классах учащиеся пересказывают тексты устно с опорой на предметно-графическую схему (Приложение 2). В 4–5-м классе используется вербально-графическая схема.
Текст «Случай на реке» (5-й класс)
При нажатии кнопки с названием текста появляется сам текст, который зачитывается педагогом.
Если необходимо выбрать другой текст, можно вернуться к содержанию, используя кнопку НАЗАД.
После прочтения текста необходимо уточнить, расширить и активизировать словарь учащихся по теме. Для этого предусмотрена лексическая работа . При нажатии нужной кнопки происходит переход на следующую форму. В зависимости от объема дополнительной информации, количества наглядного материала, комплексов заданий определяется количество форм для лексической работы.
После этого необходимо вернуться назад, используя стрелку , и прочитать текст еще раз.
Последовательная работа над текстом отображается на каждой форме. При необходимости можно вернуться к любому этапу и выполнить задание еще раз.
Обязательным видом работы над текстом является выполнение теста на понимание содержания текста.
Для этого необходимо нажать кнопку , после чего происходит переход на следующую форму. Здесь расположены вопросы на понимание текста. Учащийся выбирает один вариант ответа. После этого ему необходимо нажать кнопку , и появится правильный результат теста. Чтобы пройти тест заново, необходимо нажать кнопку , и предыдущий результат обнулится.
Обязательным этапом в работе над формированием умения пересказывать тексты является словарно-орфографическая работа. Кнопка открывает форму для такой работы.
Здесь учащийся может выбрать как один вариант ответа, так и несколько. При нажатии кнопки ОТВЕТ рядом появляется результат выполнения. Чтобы его обнулить, нужно еще раз нажать на эту кнопку.
При работе над текстом восстанавливается последовательность действий и определяется количество частей в тексте с целью построения его смысловой программы [2, с. 136]. После этого начинается работа над каждой частью текста.
Чтобы открыть первую часть текста, необходимо нажать кнопку с названием .
Учащемуся предлагается вспомнить, что такое глагольное словосочетание, и выбрать его из каждого предложения. Педагог акцентирует внимание учащихся на том, что главные члены предложения не являются словосочетанием, но, чтобы не нарушать в дальнейшем последовательность составления горизонтальной и вертикальной программы высказывания при отсутствии глагольных словосочетаний, подлежащее и сказуемое можно выделять при работе над частями текста. На этой форме учащийся выбирает словосочетания. При нажатии на слово оно выделяется красным цветом.
При нажатии кнопки правильные ответы выделяются зеленым, при этом выбранные варианты учащихся остаются, и появляется картинка с правильными ответами.
Работа с другими частями текста построена аналогично работе с первой частью.
После выбора словосочетаний в каждой части учащемуся необходимо составить вербально-графический план всего текста (горизонтальную и вертикальную программы). Горизонтальная программа – это количество частей в тексте (план текста). Вертикальная программа – последовательность глагольных словосочетаний в каждой части, т.е. план пересказа каждой части текста.
Графическая запись внутренней структуры анализируемого текста осуществляется при помощи глагольных словосочетаний и стрелок [2, с. 142]. При нажатии кнопки появляется форма, где необходимо восстановить последовательность глагольных словосочетаний.
Для прослушивания инструкции к заданию необходимо нажать на кнопку . Учащийся должен вспомнить текст и восстановить последовательность в вертикальной программе. После этого, нажимая кнопку , он видит картинку с правильным ответом и исправляет ошибки.
После проверки необходимо составить предложения с каждым глагольным словосочетанием и пересказать текст с опорой на вербально-графический план.
Далее происходит преобразование смысловой структуры текста, используются разные виды «поломок» (или это может быть восстановление пропущенных звеньев, исчезновение первого предложения или, наоборот, сохранение первого и исчезновение всех остальных, исчезновение или сохранение только одной части программы и т.д.).
С каждым преобразованием увеличивается уровень сложности пересказа.
После того как все формы по тексту были освоены, учащийся воспроизводит текст самостоятельно, без опоры на вербально-графический план.
В конце второго года обучения многим учащимся не требовалась активная помощь взрослого, имеющиеся ошибки они исправляли самостоятельно в ходе работы с предметно-графическими схемами. К концу пятого класса большинство учащихся уже могли самостоятельно пересказать и записать тексты, что подтверждают результаты мониторинга (Приложение 3).
Описанное программно-дидактическое средство используется на программном обеспечении Windows 7 и выше. Демонстрация выполняется как на компьютере, так и на интерактивной доске, мультимедийном проекторе, телевизоре.
Разработанное программно-дидактическое средство апробировано и внедрено в практику работы учителей-дефектологов ГУО «Вилейская специальная школа-интернат» с учащимися с тяжелыми нарушениями речи различного патогенеза: с моторной алалией, дизартрией, осложненным вариантом общего недоразвития речи. Представлено на заседании педагогического совета, заседании районного учебно-методического объединения.
Программно-дидактическое средство может быть использовано педагогами учреждений специального образования, педагогами классов интегрированного обучения и воспитания, законными представителями учащихся. Может использоваться на уроках русского языка, развития речи, на занятиях по коррекции нарушений устной и письменной речи, на занятиях по развитию познавательной деятельности.
Список использованных источников
1 Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов / Н.Н.Баль, Н.В.Дроздова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 с.
2 Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К.Воробьева. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
3 Специфика обучения учащихся с особенностями психофизического развития : учебно-методическое пособие / В.В.Гладкая [и др.]; под общ. ред. В.В.Гладкой. – Минск : Зорны Верасок, 2018. – 296 с. – (Коррекционная педагогика).
4 Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – № 5. – С. 3–10.
5 Microsoft Visual Studio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Visual_Studio.
6 Федоров, А.Г. Microsoft Visual Studio 2010. Первое знакомство / А.Г.Федоров. – М. : Изд. дом «Вильямс», 2009. – 42 с.
7 Павловская, Т.С. C#. Программирование на языке высокого уровня / Т.С.Павловская. –СПб., 2009. – 432 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3