Развитие у детей дошкольного возраста любознательности к миру природы посредством использования в образовательном процессе опытов и экспериментов.
Ольга ЗЕМЛЯНУШИНА,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область
Цель: развитие у детей дошкольного возраста любознательности к миру природы посредством использования в образовательном процессе опытов и экспериментов.
Задачи:
– формировать представление у детей о свойствах песка (сухой, мокрый; сухой песок – сыплется; из мокрого песка можно лепить);
– развивать познавательный интерес к песку через опыты; воспитывать желание познавать неживую природу.
Оборудование и материал: мягкая игрушка «Белый медведь»; плакат для фиксации наблюдений «Свойства песка»; ведро с сухим песком, лейка с водой; раздаточный материал (одноразовые тарелки с мокрым и сухим песком, пластмассовые ложечки, стаканчики, формочки для лепки из песка, палочки; карточки для каждого ребёнка «Свойства песка»).
Ход работы
В группу «приходит» Белый Медведь с ведром (в ведре сухой песок).
Медведь. Здравствуйте, ребята, сегодня, когда я захотел поиграть, то мне мама дала волшебное ведро, и сказала: «Иди поиграй сам». Моя мама занята, а я пришел к вам за помощью: как же мне играть с этим ведром?
Воспитатель. Ребята, поможем мишке? Мишка, ты не расстраивайся, наши ребята подскажут, что тебе делать.
Ребята, посмотрите, что здесь в ведре у мишки (воспитатель насыпает песок из ведра в тарелку, показывая, что там песок). Ребята, а как вы думаете, что можно делать с песком, как играть с ним? (Ответы детей). Правильно, но я вам скажу по секрету, что песок обладает многими свойствами. Но это мы узнаем, когда отправимся с вами в мою волшебную лабораторию (дети проходят, садятся за столы).
Но прежде чем рассказать мишке про песок, давайте расскажем ему правила безопасного поведения с песком:
С песочком аккуратным нужно быть – не пробовать на вкус, не бросаться; песочек аккуратно нужно брать и форму заполнять.
Воспитатель. Ну что ж, ребята, пришло время поиграть с песком. Давайте посмотрим внимательно, какой песок у вас в тарелке: мокрый или сухой? (Дети трогают песок, ответы детей).
Давайте наберем в ложечку песок и насыплем его в стакан. Песок сыплется? (Ответы детей).
Правильно, песок сухой, поэтому он сыплется, а давайте попробуем слепить из него. Возьмите формочку ложечкой насыпайте песок и аккуратно переворачиваем. Получилось у нас слепить? (Ответы детей: сухой песок не лепится).
А сейчас я предлагаю вам взять волшебную палочку и нарисовать на песке солнышко. Получилось? (Ответы детей: на сухом песке можно рисовать, но рисунок нечёткий, плохо рисовать).
Мишка, для того чтобы ты запомнил все свойства сухого песка, мы запишем в твой блокнот (воспитатель отмечает на ватмане карточками: песок сыпется, не лепится, и на нем плохо рисовать).
А сейчас я предлагаю вам немножко с мишкой отдохнуть (музыкальная пауза).
(Во время музыкальной паузы помощник воспитателя меняет тарелки с сухим песком на тарелки с мокрым песком).
Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю продолжить наши игры с песком (садятся за столы). Ребята, я сейчас полью песок (воспитатель поливает песок), посмотрите, какой сейчас на тарелке песок? Правильно, он мокрый. Давайте попробуем поиграть с мокрым песком. Возьмите в ложечку песок и насыпьте его в стакан. Ребята, песок сыплется? (Ответы: песок не сыплется, а комкается).
Правильно, песок не сыплется, потому что он мокрый.
Дальше возьмите свои ложки, плотно уложите песок в формочки (показывает) и переверните форму. Что произошло? Что у вас получилось? (Ответы: из мокрого песка можно лепить)
Правильно, получилось, потому что мокрый песок лепится.
И последнее задание: возьмите волшебные палочки и попробуйте нарисовать солнышко. У вас получилось? (Ответы: на мокром песке линии более тонкие и чёткие, рисовать легче, чем на сухом).
Мишка, ты запомнил? Давай, чтобы не забыл, мы все запишем в твой волшебный блокнот (отмечают свойства мокрого песка: лепится, сохраняет форму, на нем можно рисовать, не сыплется).
Молодцы ребята, а сейчас подойдите поближе и посмотрите, какой песок в ведре у нашего мишки (Ответы детей: сухой).
Ребята, а что сделать, чтоб у мишутки песок стал мокрым и с ним можно было играть (Ответы детей).
Воспитатель подзывает одного ребёнка к себе и предлагает полить песок из лейки.
Теперь и ты, мишка, сможешь лепить из песка. Ребята, давайте подарим формочки мишутке (дети дарят одну формочку мишутке).
Мишка. Спасибо, ребята, что рассказали мне про песок. Я теперь буду знать, что песок бывает мокрым и сухим, а мне пора возвращаться домой.
Воспитатель. Ребята, какой бывает песок? Из какого песка можно лепить? (Ответы).
Вы все молодцы сегодня, очень много узнали про свойства песка, а чтобы запомнили, я подарю вам такие карточки и вы дома всё расскажете маме.