Инна ТАЛЕЦКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Класс: 2
Тема урока: Составление рассказа по картинкам. К.Ушинский «Проказы старухи-зимы».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель: к концу урока учащиеся будут иметь представление о проявлениях зимы в живой природе, сказках; будут уметь выразительно читать произведения, самостоятельно составлять рассказы на тему “Зима”.
Задачи личностного развития
Образовательные: создать условия для формирования у учащихся читательских умений определять эмоциональное настроение произведения, представлять описанные в тексте картины, словесно рисовать их;
Развивающие: содействовать развитию умений выборочного чтения для нахождения в тексте картин природы, описания героя (зимы); содействовать развитию связной устной речи учащихся посредством обогащения лексики образными словами и выражениями на тему “Зима”; создать условия для развития самостоятельности мышления и находчивости школьников; содействовать развитию творческого воображения, речи учащихся через литературную игру;
Воспитательная: содействовать повышению учебной мотивации на основе приобщения учащихся к собственному самоопределению (направленность на собственный результат занятия); создать условия для активизации интереса к зимним явлениям в природе, к зимним играм и забавам, к чтению книг на эти темы.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Учебно—методическое обеспечение: схемы-опоры, сюжетные и предметные картины, портрет писателя К.Ушинского.
Эпиграф к уроку.
«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». Вольтер Франсуа, французский философ-просветитель XVIII века.
Ход урока
I Организационный этап
1 Обращение к эпиграфу урока
– Как вы понимаете его высказывание? (Чтение книг – это не только получение нужной информации или получение удовольствия, но и интеллектуальное развитие.)
2 Вступительное слово учителя
– Читая, человек развивает и обогащает свой словарный запас. Это позволяет грамотно говорить и формулировать собственные мысли, а при общении с другими людьми это очень важно. Сегодня на уроке большое внимание будет уделяться не столько чтению, как развитию вашей речи.
II Этап проверки домашнего задания
Рассказ Виктора Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй» – чтение по ролям.
III Этап актуализации знаний учащихся
1 Речевая разминка
– Осень скоро заканчивается. Скоро наступит зима, и мы плавно переходим к зимней теме…
Ой, что вьюга натворила!
В небе кашу заварила.
Да на поле и на лес
Опрокинула с небес!
Чтение:
— глазами
— губами
— шёпотом
— средним голосом нараспев
— под медленный ритм
— под быстрый ритм
— с вопросительной интонацией
— с восклицательной интонацией
— с заданными условиями (возмущённо, утвердительно, с перечислением, грустно)
— хором, по рядам, индивидуально – конкурсное чтение
Чтение с продолжением: первый столбик – хором
Стонут сосны, стонут…
Тонут сёла, тонут…
Слепнут поезда
И кричат: — Беда-а-а!
Пропадает заяц,
Вязнет – увязает,
Тонет с головой
В каше снеговой
А косматая старуха
Рада:
— Ай, да завируха!
Посвищу, да похлещу –
Всех на славу угощу!
– Вьюга, стряпуха, завируха – кто это? (Зима.)
– Как она могла заварить кашу?
– Что значит «опрокинула с небес»?
Использован приём олицетворения.
2 Словесное рассказывание
I строфа (Вьюга свирепела час от часу. Огромные снеговые облака закрыли небо. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю– такую зимнюю непогоду описал А.С.Пушкин в произведении «Метель»)
II, III, IV строфа – развитие речи.
– Каких моментов в данном стихотворении больше: положительных или отрицательных?
(Отрицательных.)
– А теперь давайте выясним ваше отношение к зиме. Как вы её называете?(Зимушка, матушка-зима, снежная красавица.)
– Давайте по опорным словам составим свой рассказ про зиму.
Опорные слова:
– А в этих словах каких моментов больше: положительных или отрицательных? (Положительных.)
IV Этап объявления темы урока, постановки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
– Итак, мы подошли к теме нашего урока – «Сказка К.Д.Ушинского «Проказы старухи – зимы» (в ранних изданиях сказка шла как рассказ).
V Этап объяснения нового материала
1 Краткие сведения об авторе
Константин Ушинский родился в 1823 году в Туле. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось всего 12 лет. После окончания гимназии, Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Вторая его учебная книга называлась «Родное слово». В ней Константин Дмитриевич отводил важную воспитательную роль. Она, как и первая, тоже имела огромный успех. Ценность рассказов Ушинского состоит в том, что природа в них показана, как цельный и прекрасный мир, полный тайн. А его рассказы преподают детям уроки жизни. Однако жизнь талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, и он умер в возрасте 47 лет. |
|
– Этот человек жил очень давно – в ХІХ столетии, а мы с вами живём в ХХІ, но его произведения, сказки, рассказы, которые он писал для детей, интересны и полезны и сейчас.
2 Проблемный вопрос
– Перед тем, как познакомиться с произведением, нам надо выяснить, что такое проказы?
Бабушка положила в вазочку шоколадные конфеты и строго-настрого приказала внучке: – До обеда – ни-ни! И ушла. А Верочка осталась. Она ходила вокруг и не притрагивалась к конфетам. Потом вдруг подскочила к столу, развернула одну и слизала верхний слой шоколада. После обеда бабушка с улыбкой поставила на стол вазочку с конфетами и сказала: «Угощайтесь». Но, когда все развернули конфеты, они сразу посмотрели на Верочку, а бабушка сказала: «Ах ты, проказа!»
Летом в деревне мама учила Павлика, как надо кормить козочку. Она рвала молодую травку. И Павлик тоже. Однажды утром, когда все ещё спали, мама сбегала на базар, купила молодую рассаду и посадила её на клумбу. После завтрака мама сказала: «Давайте я вам покажу, что я посадила». Подошли к грядке, а там ничего нет. Оказывается, Павлик вырвал всю рассаду и покормил козочку.
Кот Васька сидел под столом. Мимо пролетала муха. Васька кинулся за ней, махнул лапой и задел скатерть. Скатерть сползла со стола, а за ней и вазочка. «Кыш, проказник!» – закричала мама и стала убирать осколки.
– Проказы – баловство, проделки, шалость, озорство.
– Когда ребёнок или котёнок проказничает, понятно (маленькие и глупые). А сейчас вы узнаете, как проказничает зима.
VI Этап первичного усвоения новых знаний
1 Первичное восприятие текста
– Кого хотела заморозить зима?
Чтение текста (аудиозапись).
2 Деление текста на логически законченные части
Анализ 1-й части (отмечаем карандашом).
3 Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам
VII Этап первичной проверки понимания изученного материала
1 Словарная работа
со света сжить – истребить, уничтожить дубрава – дубовая роща разметала по дорогам – раздула ветром |
посорвалА |
2 Чтение учащимися первого абзаца. Анализ
– Почему зима стала добираться до птиц? (чтение).
– Как среагировали птицы?
– Как расправилась с деревьями?
– Что стало с воробьём?
– А на самом деле почему птицы улетают в тёплые края?
– Каких моментов в данном отрывке больше: положительных или отрицательных? (–)
3 Чтение второго абзаца
– Прочитайте следующий абзац и к данным выражениям подберите авторские слова и выражения:
ВСЕ ПОЛЯ В СНЕГУ (запорошила снегом поля).
ДЕРЕВЬЯ ПОКРЫЛИСЬ ЛЬДОМ (одела деревья ледяной корой).
ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ МОРОЗ (идут морозы один другого злее, с ёлки …).
– Каких моментов в данном отрывке больше: положительных или отрицательных? (–)
Физкультминутка
Здравствуй Зимушка-зима!
Что в подарок принесла?
Белый снег пушистый,
Иней серебристый
Лыжи, санки и коньки,
И на ёлке огоньки!
Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Ну, а снег летит, летит.
Скоро вьюга закружит.
Вот утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
Солнце светит в небесах.
Скачет по полю лиса.
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся
И домой к себе вернёмся.
VIII Этап первичного закрепления знаний по новой теме на практике
1 Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам
За домашними животными ухаживает человек. Курочки уселись на насест. Корова в хлеву жуёт сено. У овечек есть корыто с пойлом. На дворе холодно, голодно, и человек должен заранее заготовить корм, чтобы животные не голодали; содержать в чистоте помещения, где они живут. Там должно быть тепло и уютно. Домашние животные легче переносят трудности зимы, так как люди ухаживают за ними с любовью и заботой, в отличие от диких животных, которые выживают сами.
|
2 Словарная работа (стр. 119 учебника)
ХЛЕВ
ПОЙЛО
НАСЕСТ
– Каких моментов в данном отрывке больше: положительных или отрицательных? (+)
3 Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам
С наступлением зимы в водоемах происходят большие изменения, которые влияют на поведение подводных обитателей. Снижается температура воды. Постепенно уменьшается светлый период суток. Затем водоемы закрываются ледяным покровом, сверху его заваливает снег — освещенность падает еще сильнее. Долгие четыре месяца подводные обитатели существуют в условиях холода, дефицита кислорода и полутьмы. В период зимовки у рыб резко снижается активность, практически полностью прекращается потребление пищи, замедляются процессы роста, снижается частота сердечных сокращений, замедляются реакции на раздражители, скорость обмена веществ в организме замедляется и поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов. Многие рыбы отправляются в зимовальные ямы. |
– Каких моментов в данном отрывке больше: положительных или отрицательных? (–)
4 Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам
ЛИХО С ГОРОЧКИ |
5 Словарная работа (стр. 119-120 учебника)
валИт
Чтение отрывка
Разбор
– Почему люди хвалят мороз? (Когда человек гуляет на свежем воздухе в морозы, он получает так называемый «холодовой удар». Холодный ветер сужает поры лица, уменьшает отечность, улучшает общий цвет лица. Зимой мы получаем на 30 процентов больше чистого кислорода, чем летом. А это значит, что кровь на прогулках быстрее обогащается кислородом и повышается умственная активность, укрепляется нервная система и повышается иммунитет. Микробы и вирусы перестают размножаться при температуре примерно минус 10-15 градусов. И поэтому грипп и простуды холода не любят. Так что мороз – это лучший природный фильтр для болезней. Конечно, воздействие холода также должно быть кратковременным).
– Прочитайте, почему дети не испугались зимы.
– С чем сравнивает автор разгорячённое лицо? (С огнём.)
– Как вы понимаете детский клич: «Приди-ка, помоги!» (Ещё больше снега и мороза, чтобы он не растаял.)
– Каких моментов в данном отрывке больше: положительных или отрицательных? (+)
IX Этап закрепления знаний
1 Фронтальный опрос
– Чем заканчивает автор сказку?
– Какую пословицу можно отнести к данной части?
2 Работа с пословицами
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Заковал мороз реки, но не навеки.
Как зима не злится, а весне покорится.
– Каких моментов в данном отрывке больше: положительных или отрицательных? (+)
3 Чтение коротких рассказов
Зима. Автор Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу…
Шел первый снег. Автор: Чехов Антон Павлович
Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней…
«Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!» Автор Толстой Алексей Николаевич
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом.
Буран. Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич
… Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!
Зимняя ночь. Автор Соколов-Микитов Иван Сергеевич
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд…
Х Этап подведения итогов
– Чем интересна эта сказка? Какую цель преследовал Константин Ушинский? (Главная мысль сказки заключается в том, что с любой бедой можно справиться, если действовать вдумчиво, искать решение проблемы. Зима пыталась погубить птиц, но они улетели в тёплые края. Звери обзавелись тёплыми шубами или спрятались в берлоги. Рыба ушла на глубину. Люди победили зиму с помощью жарких печей и тёплой одежды, дети – с помощью активных игр и забав).
ХІ Информация про домашнее задание
Страница 116-119, № 19 (пересказ отрывка).
XII Этап рефлексии
– Дети, а вы ждёте приход зимы?
– Боитесь мороза?
Давайте украсим нашу зиму снежинками, покажем ей, что мы её очень любим и ждём!