Задания были составлены для проведения районной олимпиады по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» в 2023/2024 учебном году. Материалы олимпиады включают в себя вопросы закрытого типа, которые систематизированы на основании учебных пособий по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси» для учащихся 5-8-х классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.
Юрий ПАНАСЕВИЧ,
учитель истории,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 9 г. Бреста имени А.Ф.Наганова»
Материал включает:
1. Олимпиадные задания
2. Ключи с ответами (скачать PDF)
3. Задания с выделеннами ответами (скачать PDF)
Блок |
I |
II |
III |
IV |
V |
Всего: |
№ задания |
1-20 |
21-25 |
26-30 |
31 |
32 |
1-32 |
максимальное количество баллов |
20 |
25 |
90 |
40 |
30,5 |
205,5 |
набранные баллы |
|
|
|
|
|
|
I. Выберите и обведите правильный вариант ответа.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Битва при Ватерлоо, под Брюсселем, состоялась:
а) 20 ноября 1805 г.;
б) 16 октября 1813 г.;
в) 20 марта 1915 г.;
г) 18 июня 1815 г.
2. Какое христианское имя носил отец Ефросинии Полоцкой:
а) Борис;
б) Глеб;
в) Пётр;
г) Георгий.
3. Выборный орган местного самоуправления в России:
а) земство;
б) дума;
в) магистрат;
г) управа.
4. В каком городе в 1606 г. и 1610 г. против магистрата выступали жители.
а) Могилев;
б) Брест;
в) Гродно;
г) Минск.
5. В 1848 году во Франции введено всеобщее избирательное право для мужчин. С какого возраста оно действовало?
а) 18 лет;
б) 21 год;
в) 25 лет;
г) 31 год.
6. Князь, который разгромил татар в тяжелой битве под Клецком.
а) Константин Острожский;
б) Александр Казимирович;
в) Михаил Глинский;
г) Сигизмунд Казимирович.
7. Одним из основателей анархо-синдикализма был:
а) М. Бакунин;
б) Ф. Энгельс;
в) Э. Бернштейн;
г) К. Маркс.
8. В конце XIX − начале XX вв. часть населения Беларуси называла себя:
а) «русины»;
б) «литвины»;
в) «тутэйшыя»;
г) «кривичи».
9. Какую площадь имел участок земли в США (гомстед):
а) 21,36 га ;
б) 33,3 га;
в) 65 га;
г) 81 га.
10. Второй по численности этнос, согласно Всероссийской переписи 1897 г., на территории Беларуси:
а) украинцы;
б) поляки;
в) русские;
г) евреи.
11. Специальное подъёмное устройство для воды в Древнем Египте:
а) гноном;
б) шадуф;
в) агора;
г) саркофаг.
12. Обособленный надел земли, выделенный из сельского общинного землепользования в одном месте.
а) отруб;
б) чересполосица;
в) хутор;
г) поместье.
13. Колония Португалии в Латинской Америке:
а) Бразилия;
б) Колумбия;
в) Гранада;
г) Мексика.
14. Этот человек в 1857 г. получил рескрипт (предписание) царя Александра II на свое имя. Он был виленским генерал-губернатором.
а) М.Муравьев;
б) Ф.Рожанский;
в) В.Назимов;
г) К.Альхимович.
15. «Повесть временных лет» написал монах:
а) Мефодий;
б) Сергий;
в) Кирилл;
г) Нестор.
16. Эта конфессия была ликвидирована в Российской империи в 1839 году.
а) протестантизм;
б) католицизм;
в) старообрядчество;
г) униатство.
17. В результате японо-китайской войны 1894−1895 гг. к Японии отошли острова Тайвань и …
а) Рюкю;
б) Пэнхуледао;
в) Нампо;
г) Циндао.
18. В этом году была определена черта еврейской оседлости.
а) 1792 г.;
б) 1794 г.;
в) 1796 г.;
г) 1798 г.
19. Основную массу населения Российской империи в первой половине XIX в. составляли … − около 44 млн человек.
а) дворяне;
б) купцы;
в) мещане;
г) крестьяне.
20. Укажите хронологические рамки событий истории Европы, которые известны под названем “Весна народов”.
а) 1810−1826 гг.;
б) 1814−1815 гг.;
в) 1848−1849 гг.;
г) 1884−1885 гг.
II. Соотнесите.
(За каждое правильное соотношение – 1 балл)
21. Историческое название и событие:
а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.
а) «Опиумная война» |
1) Попытка создания в Китае «Небесного государства великого благоденствия» в 1850-1864 гг. |
б) Восстание ихэтуаней |
2) Пребывание у власти в Китае сторонников Кан Ювэя в 1898 году |
в) Синьхайская революция |
3) Народное восстание против иностранцев, вспыхнувшее в 1899 г. в провинции Шаньдун |
г) «100 дней реформ» |
4) Насильственное навязывание Китаю неравноправных договоров западными державами в 1840-1842, 1856-1860 гг.; |
д) Тайпинское восстание |
5) События 1911-1913 гг., которые привели к свержению монархии в Китае |
22. Даты и события истории ВКЛ.
а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.
а) 1236 г. |
1) Битва под Грюнвальдом |
б) 1260 г. |
2) Битва под Сауле |
в) 1410 г. |
3) Битва под Клёцком |
г) 1506 г. |
4) Битве у озера Дурбе |
д) 1514 г. |
5) Битва на реке Крапивна |
23. Страны и их политические лидеры:
а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.
а) Б.Дизраэли |
1) Венесуэла |
б) С.Боливар |
2) США |
в) О. фон Бисмарк |
3) Франция |
г) Л.Ф.Орлеанский |
4) Великобритания |
д) Дж.Монро |
5) Германия |
24. Город и его первое письменное упоминание:
а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.
а) Берестье |
1) 862 г. |
б) Менск |
2) 1019 г |
в) Слуцк |
3) 1067 г. |
г) Полоцк |
4) 1097 г. |
д) Пинск |
5) 1116 г. |
25. Монополистические объединения и их характеристики:
а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.
а) Картель |
1) Объединение с целью совместного сбыта продукции |
б) Синдикат |
2) Полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции |
в) Трест |
3) Объединение предприятий, которые, сохраняя производственную и финансовую самостоятельность, договаривались о ценах, разделе рынков сбыта, регулировании объемов производства и др. |
г) Монополия |
4) Объединение трестов или крупных предприятий |
д) Концерн |
5) хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара |
III.
26. Отметьте «птичкой» в соответствующей клетке событие, произошедшее раньше:
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
1 |
Разрушен Колосс Родосский |
|
ИЛИ |
|
Разрушен Фаросский маяк |
2 |
Создана «Энеида» |
|
ИЛИ |
|
Создана «Илиада» |
3 |
Франки пришли в Галлию |
|
ИЛИ |
|
Радимичи пришли в Посожье |
4 |
Появление в Прибалтике Тевтонского ордена |
|
ИЛИ |
|
Появление в Прибалтике ордена меченосцев |
5 |
Сожжён Ян Гусс |
|
ИЛИ |
|
убит Ульрих фон Юнгинген |
6 |
Начало Реформации в Германии |
|
ИЛИ |
|
Издан I Статут ВКЛ |
7 |
Вестфальский мир |
|
ИЛИ |
|
Белоцерковский договор |
8 |
Ликвидировано рабство в США |
|
ИЛИ |
|
Отмена крепостного права в Российской империи |
9 |
Создана Австро-Венгрия |
|
ИЛИ |
|
закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт |
10 |
Болгария объявила себя царством и провозгласила независимость от Турции |
|
ИЛИ |
|
Первый выпуск газеты «Наша Ніва» |
27. Определите, в каких странах правили династии (указать нужно одну страну в каждой строке):
(За каждый правильный ответ – 2 балла)
Меровинги, Капетинги, Валуа, Бурбоны |
|
Ланкастеры, Тюдоры, Стюарты |
|
Гедиминовичи, Ягеллоны (Ягайловичи) |
|
Ваза, Веттины |
|
Гогенцо́ллерны (Хоэнцо́ллерны) |
|
Трастамара, Габсбурги, Бурбоны |
|
Ямато, Камакура, Токугава |
|
Васа (Ваза), Бернардоты |
|
Рюриковичи, Романовы |
|
Моймировичи, Пржемысловичи, Люксембурги, Габсбурги |
|
28. Определите исторические личности по приведённым описаниям:
(За каждый правильный ответ – 2 балла)
Великий фараон, правивший в XV век до н. э. Подчинил Палестину, Сирию, Нубию. Всего за свою жизнь совершил более 20 военных походов. |
|
Правитель Вавилона. Издал древнейший письменный свод законов, дошедший до наших дней. |
|
Спартанский царь, задержавший с тремястами воинов в битве у Фермопил персидскую армию. |
|
Первый царь Рима. |
|
Брат Ольгерда. Ему была передана в управление западная часть государства. Его деятельность была направлена главным образом на борьбу с крестоносцами. |
|
Выдающийся ученый-гуманист, член ордена доминиканцев. Защитник индейцев. |
|
Автор нереализованного проекта, в котором предусматривалась автономия ВКЛ в составе Российской империи. |
|
Уроженец Беларуси, участник восстания 1830−1831 гг. Геолог и преподаватель, национальный герой Чили. По решению ЮНЕСКО 2002 г. был официально объявлен его годом. |
|
Создатель первой в России марксистские организации. «Освобождение труда» (1883 г. в Женеве). |
|
Знаменитый белорусский поэт и писатель. В декабре 1905 г. участвовал в выступлении крестьян в деревне Пинковичи Пинского уезда. |
|
29. Дайте определения следующим понятиям:
(За каждый правильный ответ – 2 балла)
|
общество студенческой молодежи в Вильно в 1820−1823 гг. («любители добродетели») |
|
воззвание, обращение в форме листовки |
|
органы местного самоуправления, введенные в Витебской, Могилевской и Минской губерниях в 1911 г. |
|
общее обозначение явлений художественной культуры конца XIX – первой половины XX в. Характеризуется отрицанием традиционных подходов в искусстве и литературе и поиском новых художественных средств |
|
система взглядов, сторонники которых изучали и рассматривали особенности белорусов как части общерусского этноса без признания за ними права на самостоятельность |
|
люди, которые занимаются умственным трудом, развитием и распространением культуры. |
|
религиозное направление, вероисповедание с присущей ему обрядностью |
|
применение насилия, вплоть до уничтожения, по отношению к политическим противникам. |
|
ремесленники, не входившие в цех и работавшие без разрешения |
|
военно-политический блок России, Великобритании и Франции, который сложился в 1904–1907 гг. |
30. Расшифруйте аббревиатуры:
(За каждый правильный ответ – 2 балла)
ЛПК |
|
ЦНК |
|
РСДРП |
|
БСГ |
|
ПСР (эсеры) |
|
РОС |
|
КДП (кадеты) |
|
СДПГ |
|
БКТ |
|
США |
|
IV.
31. Внимательно рассмотрите предложенные изображения. Установите историческую личность, вписав его фамилию, имя в соответствующей клетке:
(За каждый правильный ответ – 2 балла)
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
13 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
17 |
18 |
19 |
20 |
|
|
|
|
V.
32. Запишите из предложенного списка фамилии деятелей науки и культуры в соответствующие столбцы:
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла)
Бальзак, Барщевский, Бах, Бетховен, Бичер-Стоу, Богушевич, Бор, Ван Гог, Ванькович, Гейне, Гоген, Гойя, Горький, Гофман, Гошкевич, Дарвин, Делакруа, Довнар-Запольский, Драйзер, Дунин-Марцинкевич, Карский, Киплинг, Купала, Курбе, Лонгфелло, Марти, Менделеев, Мицкевич, Моне, Монюшко, Моцарт, Мусоргский, Носович, Орда, Пастер, Пушкин, Пэн, Рахманинов, Резерфорд, Репин, Римский-Корсаков, Роден, Серов, Силиванович, Склодовская-Кюри, Скотт, Стендаль, Струве, Твен, Токутоми, Толстой, Тышкевич, Уитмен, Циолковский, Чайковский, Чехов, Шагал, Шелли, Шопен, Шпилевский. |
|||
НАУКА |
ЛИТЕРАТУРА |
ЖИВОПИСЬ |
МУЗЫКА |
|
|
|
|