Задания для подготовки к олимпиаде по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», 8-й класс

- 12:35Подготовка к олимпиадам

Задания были составлены для проведения районной олимпиады по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» в 2023/2024 учебном году. Материалы олимпиады включают в себя вопросы закрытого типа, которые систематизированы на основании учебных пособий по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси» для учащихся 5-8-х классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.

Юрий ПАНАСЕВИЧ,
учитель истории,
заместитель директора по учебной работе  
ГУО «Средняя школа № 9 г. Бреста имени А.Ф.Наганова»

 

 

 

 

 

Материал включает:

1. Олимпиадные задания

2. Ключи с ответами (скачать PDF)

3. Задания с выделеннами ответами (скачать PDF)

 

 

Блок

I

II

III

IV

V

Всего:

№ задания

1-20

21-25

26-30

31

32

1-32

максимальное количество баллов

20

25

90

40

30,5

205,5

набранные баллы

 

 

 

 

 

 

 

I. Выберите и обведите правильный вариант ответа.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Битва при Ватерлоо, под Брюсселем, состоялась:

а) 20 ноября 1805 г.;
б) 16 октября 1813 г.;
в) 20 марта 1915 г.;
г) 18 июня 1815 г.

 

2. Какое христианское имя носил отец Ефросинии Полоцкой:

а) Борис;
б) Глеб;
в) Пётр;
г) Георгий.

 

3. Выборный орган местного самоуправления в России:

а) земство;
б) дума;
в) магистрат;
г) управа.

 

4. В каком городе в 1606 г. и 1610 г. против магистрата выступали жители.

а) Могилев;
б) Брест;
в) Гродно;
г) Минск.

 

5. В 1848 году во Франции введено всеобщее избирательное право для мужчин. С какого возраста оно действовало?

а) 18 лет;
б) 21 год;
в) 25 лет;
г) 31 год.

 

6. Князь, который разгромил татар в тяжелой битве под Клецком.

а) Константин Острожский;
б) Александр Казимирович;
в) Михаил Глинский;
г) Сигизмунд Казимирович.

 

7. Одним из основателей анархо-синдикализма был:

а) М. Бакунин;
б) Ф. Энгельс;
в) Э. Бернштейн;
г) К. Маркс.

 

8. В конце XIX − начале XX вв. часть населения Беларуси называла себя:

а) «русины»;
б) «литвины»;
в) «тутэйшыя»;
г) «кривичи».

 

9. Какую площадь имел участок земли в США (гомстед):

а) 21,36 га ;
б) 33,3 га;
в) 65 га;
г) 81 га.

 

10. Второй по численности этнос, согласно Всероссийской переписи 1897 г., на территории Беларуси:

а) украинцы;
б) поляки;
в) русские;
г) евреи.

 

11. Специальное подъёмное устройство для воды в Древнем Египте:

а) гноном;
б) шадуф;
в) агора;
г) саркофаг.

 

12. Обособленный надел земли, выделенный из сельского общинного землепользования в одном месте.

а) отруб;
б) чересполосица;
в) хутор;
г) поместье.

 

13. Колония Португалии в Латинской Америке:

а) Бразилия;
б) Колумбия;
в) Гранада;
г) Мексика.

 

14. Этот человек в 1857 г. получил рескрипт (предписание) царя Александра II на свое имя. Он был виленским генерал-губернатором.

а) М.Муравьев;
б) Ф.Рожанский;
в) В.Назимов;
г) К.Альхимович.

 

15. «Повесть временных лет» написал монах:

а) Мефодий;
б) Сергий;
в) Кирилл;
г) Нестор.

 

16. Эта конфессия была ликвидирована в Российской империи в 1839 году.

а) протестантизм;
б) католицизм;
в) старообрядчество;
г) униатство.

 

17. В результате японо-китайской войны 1894−1895 гг. к Японии отошли острова Тайвань и …

а) Рюкю;
б) Пэнхуледао;
в) Нампо;
г) Циндао.

 

18. В этом году была определена черта еврейской оседлости.

а) 1792 г.;
б) 1794 г.;
в) 1796 г.;
г) 1798 г.

 

19. Основную массу населения Российской империи в первой половине XIX в. составляли … − около 44 млн человек.

а) дворяне;
б) купцы;
в) мещане;
г) крестьяне.

 

20. Укажите хронологические рамки событий истории Европы, которые известны под названем “Весна народов”.

а) 1810−1826 гг.;
б) 1814−1815 гг.;
в) 1848−1849 гг.;
г) 1884−1885 гг.

 

II. Соотнесите.

(За каждое правильное соотношение – 1 балл)

21. Историческое название и событие:

а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.

а) «Опиумная война»

1) Попытка создания в Китае «Небесного государства великого благоденствия» в 1850-1864 гг.

б) Восстание ихэтуаней

2) Пребывание у власти в Китае сторонников Кан Ювэя в 1898 году

в) Синьхайская революция

3) Народное восстание против иностранцев, вспыхнувшее в 1899 г. в провинции Шаньдун

г) «100 дней реформ»

4) Насильственное навязывание Китаю неравноправных договоров западными державами в 1840-1842, 1856-1860 гг.;

д) Тайпинское восстание

5) События 1911-1913 гг., которые привели к свержению монархии в Китае

 

22. Даты и события истории ВКЛ.

а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.

а) 1236 г.

1) Битва под Грюнвальдом

б) 1260 г.

2) Битва под Сауле

в) 1410 г.

3) Битва под Клёцком

г) 1506 г.

4) Битве у озера Дурбе

д) 1514 г.

5) Битва на реке Крапивна

 

23. Страны и их политические лидеры:

а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.

а) Б.Дизраэли

1) Венесуэла

б) С.Боливар

2) США

в) О. фон Бисмарк

3) Франция

г) Л.Ф.Орлеанский

4) Великобритания

д) Дж.Монро

5) Германия

 

24. Город и его первое письменное упоминание:

а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.

а) Берестье

1) 862 г.

б) Менск

2) 1019 г

в) Слуцк

3) 1067 г.

г) Полоцк

4) 1097 г.

д) Пинск

5) 1116 г.

 

25. Монополистические объединения и их характеристики:

а) _____, б) _____, в) _____, г) _____ д) _____.

а) Картель

1) Объединение с целью совместного сбыта продукции

б) Синдикат

2) Полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции

в) Трест

3) Объединение предприятий, которые, сохраняя производственную и финансовую самостоятельность, договаривались о ценах, разделе рынков сбыта, регулировании объемов производства и др.

г) Монополия

4) Объединение трестов или крупных предприятий

д) Концерн

5) хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара

 

III.

26. Отметьте «птичкой» в соответствующей клетке событие, произошедшее раньше:

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

1

Разрушен Колосс Родосский

 

ИЛИ

 

Разрушен Фаросский маяк

2

Создана «Энеида»

 

ИЛИ

 

Создана «Илиада»

3

Франки пришли в Галлию

 

ИЛИ

 

Радимичи пришли в Посожье

4

Появление в Прибалтике Тевтонского ордена

 

ИЛИ

 

Появление в Прибалтике ордена меченосцев

5

Сожжён Ян Гусс

 

ИЛИ

 

убит Ульрих фон Юнгинген

6

Начало Реформации в Германии

 

ИЛИ

 

Издан I Статут ВКЛ

7

Вестфальский мир

 

ИЛИ

 

Белоцерковский договор

8

Ликвидировано рабство в США

 

ИЛИ

 

Отмена крепостного права в Российской империи

9

Создана Австро-Венгрия

 

ИЛИ

 

закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт

10

Болгария объявила себя царством и провозгласила независимость от Турции

 

ИЛИ

 

Первый выпуск газеты «Наша Ніва»

 

27. Определите, в каких странах правили династии (указать нужно одну страну в каждой строке):

(За каждый правильный ответ – 2 балла)

Меровинги, Капетинги, Валуа, Бурбоны

 

Ланкастеры, Тюдоры, Стюарты

 

Гедиминовичи, Ягеллоны (Ягайловичи)

 

Ваза, Веттины

 

Гогенцо́ллерны (Хоэнцо́ллерны)

 

Трастамара, Габсбурги, Бурбоны

 

Ямато, Камакура, Токугава

 

Васа (Ваза), Бернардоты

 

Рюриковичи, Романовы

 

Моймировичи, Пржемысловичи, Люксембурги, Габсбурги

 

 

28. Определите исторические личности по приведённым описаниям:

(За каждый правильный ответ – 2 балла)

Великий фараон, правивший в XV век до н. э. Подчинил Палестину, Сирию, Нубию. Всего за свою жизнь совершил более 20 военных походов.

 

Правитель Вавилона. Издал древнейший письменный свод законов, дошедший до наших дней.

 

Спартанский царь, задержавший с тремястами воинов в битве у Фермопил персидскую армию.

 

Первый царь Рима.

 

Брат Ольгерда. Ему была передана в управление западная часть государства. Его деятельность была направлена главным образом на борьбу с крестоносцами.

 

Выдающийся ученый-гуманист, член ордена доминиканцев. Защитник индейцев.

 

Автор нереализованного проекта, в котором предусматривалась автономия ВКЛ в составе Российской империи.

 

Уроженец Беларуси, участник восстания 1830−1831 гг. Геолог и преподаватель, национальный герой Чили. По решению ЮНЕСКО 2002 г. был официально объявлен его годом.

 

Создатель первой в России марксистские организации. «Освобождение труда» (1883 г. в Женеве).

 

Знаменитый белорусский поэт и писатель. В декабре 1905 г. участвовал в выступлении крестьян в деревне Пинковичи Пинского уезда.

 

 

29. Дайте определения следующим понятиям:

(За каждый правильный ответ – 2 балла)

 

общество студенческой молодежи в Вильно в 1820−1823 гг. («любители добродетели»)

 

воззвание, обращение в форме листовки

 

органы местного самоуправления, введенные в Витебской, Могилевской и Минской губерниях в 1911 г.

 

общее обозначение явлений художественной культуры конца XIX – первой половины XX в. Характеризуется отрицанием традиционных подходов в искусстве и литературе и поиском новых художественных средств

 

система взглядов, сторонники которых изучали и рассматривали особенности белорусов как части общерусского этноса без признания за ними права на самостоятельность

 

люди, которые занимаются умственным трудом, развитием и распространением культуры.

 

религиозное направление, вероисповедание с присущей ему обрядностью

 

применение насилия, вплоть до уничтожения, по отношению к политическим противникам.

 

ремесленники, не входившие в цех и работавшие без разрешения

 

военно-политический блок России, Великобритании и Франции, который сложился в 1904–1907 гг.

 

30. Расшифруйте аббревиатуры:

(За каждый правильный ответ – 2 балла)

ЛПК

 

ЦНК

 

РСДРП

 

БСГ

 

ПСР (эсеры)

 

РОС

 

КДП (кадеты)

 

СДПГ

 

БКТ

 

США

 

 

IV.

31. Внимательно рассмотрите предложенные изображения. Установите историческую личность, вписав его фамилию, имя в соответствующей клетке:

(За каждый правильный ответ – 2 балла)

1

2

3

4

 

 

 

 

5

6

7

8

 

 

 

 

9

10

11

12

 

 

 

 

 

13

14

15

16

 

 

 

 

17

18

19

20

 

 

 

 

 

V.

32. Запишите из предложенного списка фамилии деятелей науки и культуры в соответствующие столбцы:

(За каждый правильный ответ – 0,5 балла)

Бальзак, Барщевский, Бах, Бетховен, Бичер-Стоу, Богушевич, Бор, Ван Гог, Ванькович, Гейне, Гоген, Гойя, Горький, Гофман, Гошкевич, Дарвин, Делакруа, Довнар-Запольский, Драйзер, Дунин-Марцинкевич, Карский, Киплинг, Купала, Курбе, Лонгфелло, Марти, Менделеев, Мицкевич, Моне, Монюшко, Моцарт, Мусоргский, Носович, Орда, Пастер, Пушкин, Пэн, Рахманинов, Резерфорд, Репин, Римский-Корсаков, Роден, Серов, Силиванович, Склодовская-Кюри, Скотт, Стендаль, Струве, Твен, Токутоми, Толстой, Тышкевич, Уитмен, Циолковский, Чайковский, Чехов, Шагал, Шелли, Шопен, Шпилевский.

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ЖИВОПИСЬ

МУЗЫКА

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий