Голоса птиц. Технологическая карта подгруппового занятия учителя-дефектолога при работе с воспитанниками с ОНР III уровня речевого развития

- 11:48КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Расширять представления детей о птицах, многообразии их голосов.

 

Марина ГАЛЯК,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Голоса птиц».

Задачи:

– расширять представления детей о птицах, многообразии их голосов;
– закреплять знание названий птиц;
– упражнять в образовании глаголов от звукоподражаний, в подборе прилагательных от существительных;
– упражнять в произношении различных групп звуков;
– развивать выразительность речи, сочетая речь с движениями, речеслуховую память и внимание;
– воспитывать бережное отношение к птицам.

Словарь: воробей, ворона, утка, сорока, кукушка, ласточка, аист, дятел, сова; чирикать, ворковать, петь, щебетать, ухать, крякать, каркать; добрый, проворный, шустрый, веселый, крикливый, суетливый, взъерошенный.

Оборудование: предметные картинки по теме «Птицы», фонограммы птичьего пения, шапочка аиста.

 

Этапы, время (мин)

Оборудование

Деятельность педагога (инструкции)

Деятельность детей

Формы и методы

Планируемый результат

Введение
(2 мин)

 

– Ребята, встаньте в круг, возьмитесь все за руки, пожмите друг другу руки.
– Давайте улыбнемся и подарим друг другу наши улыбки

Дети «дарят друг другу улыбки»

Словесный

Создание благоприятного эмоционального настроения

Основная часть
(30 мин)

Фонограмма птичьего пения. Предметные картинки с изображе-нием птиц

– Сейчас мы отправимся гулять в сказочный лес и послушаем, как поют птицы.
Каких птиц вы видели в лесу? Представьте себя на лесной поляне. Среди огромного разнообразия звуков нас привлекают живые голоса природы. Слушая музыку леса, можно подумать, что все звери и птицы родились на свет певцами и музыкантами. Птицы сопровождают большинство своих действий голосом. По характеру звука, даже не видя птиц, можно определить, что они делают. Песни птиц звучат круглый год, их слышно днем и ночью. Птицы поют разными голосами. Все мы слышали соловья. Нет голоса богаче и прекрасней, чем голос этой маленькой птички. Очень красиво поет полевой жаворонок – певец весны, солнца и радости.
Громкие звуки умудряются издавать даже те птицы, у которых голос слаб и не певуч. Аист клювом трещит, снегири скрипят. А дятлы носом по суку стучат – играют на «барабане». Могут «заговорить» ворона, сорока

Слушают фонограмму птичьего пения, находят картинки с изображением птиц.
Ответы детей

Словесный

Заинтересовать детей, рассказать о многообразии голосов птиц в природе

 

Предметные картинки с изображе-нием птиц

– Сегодня в сказочном лесу мы слушали голоса птиц.
Педагог показывает картинки с изображением птиц, задает детям вопросы.
– Как подает голос ворона?

– Воробей? 
– Сорока?
– Кукушка?
– Сова?

– Утки?
– Голубь?
– Каждая птица умеет петь свою песенку, и эти песни по-разному называются.
– Ворона что делает?
– Воробей … 

– Голубь …
– Сова …

– Утка …
– Кукушка …

– Сорока …

Слушают задания, отвечают

Словесно-наглядный

Справятся

 

Предметные картинки с изображе-нием птиц

– Я начну, а вы продолжите:
Ворона каркает, а сорока…
Сова ухает, а кукушка…
Ласточка щебечет, а воробей…
Голубь воркует, а утка…

Дополняют предложения

Словесно-наглядный

Ответы одним словом

 

Предметные картинки с изображе-нием птиц

– Давайте встанем вкруг и выберем водящего.
Одному из детей показывается картинка птицы

Ребенок имитирует голос этой птицы.
Водящий угадывает, кто это сказал и что это за птица

Словесно-наглядный

Должны справиться, т.к. подобные игры были в темах, пройденных ранее

 

 

Физкультминутка «Дятел»
– Дятел долбит старый сук.

(Наклоны вперед)
– Тук-тук-тук –

Гонит эхо дятла стук.
(И.п: руки у плечам. Вытянуть руки вперед, «отмахнуться»)

Тук-тук-тук,
(Приседания, постукивания руками о пол)
Туки-туки, туки-тук.

(Приседания, постукивания руками о пол)

Словесный

Возможны уточнения и повторения

 

 

– У птиц, как и у людей, бывает разное настроение. Как вы думаете, какое оно может быть?
Покажите мне настроение этих птиц.

Психогимнастика
Шустрый воробьишко

В сереньком пальтишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.

С помощью стихов-звукоподражаний передайте голоса птиц, если они:
А) потерялись, отбились от стаи;
Б) защищают птенцов от врагов;
В) подзывают птенцов;
Г) ведут переклички с другими птицами.
«Песня воробья»
Чис-чис,

Фью-фью-фью!
Чик-чирик!
Чью-чью-чью!

– Сейчас мы будем вместе изображать воробьиный хор

Веселое, грустное, тревожное, сердитое и т.д.



Дети показывают настроение птиц





















Дети произносят отдельные звукосочетания с различной интонацией


Дети все вместе произносят: «Чик-чирик, чик-чирик»

Словесный

Релаксация. Создание положительного эмоционального настроения на занятии

 

 

Пальчиковые физкультминутки
1) «Птичка»
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

2) «Птенчики в гнезде»
Обхватите все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими, словно птенчики в гнезде

Дети повторяют движения

Словесно-наглядный

Более слабым детям оказывается помощь

 

Шапочка аиста

– Птицы не только хорошо поют, но и хорошо ориентируются в пространстве. Это позволяет им перелетать в теплые края и возвращаться весной в свои родные места.
Сейчас и мы поиграем в такую игру. Аист нам поможет вернуться в детский сад.
Один из вас будет аистом.
Давайте обратимся к нему:

Ребенок надевает шапочку аиста.
Дети, хором:
Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.
Аист:
Топай правою ногой,

Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Словесный

Развиваем координацию речи с движением

Заключи-тельная часть
(3 мин)

 

– Дети, а зачем нам нужны птицы? Птицы – это крылатые санитары леса. Они уничтожают вредных насекомых. Если бы не было птиц, то насекомые съели бы на деревьях все листочки. Птицы украшают своим пением лес.
Сегодня мы говорим лесу: «До свидания»

Ответы детей

Словесный

Дети высказывают свои ощущения, что понравилось и т.д.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий