Расширение знаний педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Ксения КОХАНОВСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО Средняя школа №14 г. Лиды,
Гродненской области
Цель: расширение знаний педагогов о нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
– обогатить знания и представления педагогов о нетрадиционных техниках рисования;
– передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
– повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;
Оборудование: проектор, кисти, краски, листы формата А4, средства для нестандартного рисования.
Ход мастер-класса
1 Вступительная часть
Педагог. Начать наш мастер-класс я хочу со стихотворения Эдуарда Успенского:
Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Я считаю, что в стихотворении всё сказано верно! Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве.
2 Теоретическая часть
Педагог. Наша задача как педагогов заключается в том, чтобы не ослабить это яркое желание творить у детей. Конечно, есть дети, которых творчество не интересует совсем. Решить эти две проблемы помогут нетрадиционные техники рисования.
Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. В процессе нетрадиционного рисования развивается мышление ребенка («оказывается, этот предмет можно использовать и не по назначению»), фантазия («что я могу нарисовать с помощью этого предмета»). В процессе рисования нестандартными материалами даже незаинтересованные в творчестве дети включаются в работу.
Существует множество различных техник нестандартного рисования. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу, можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камешки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами возможно рисовать. Главное, включить фантазию.
3 Практическая часть (18 мин)
Педагог. Уважаемые педагоги! Сейчас я предлагаю вам попробовать разные техники рисования. Я хочу поделиться с вами с приемами работы с гуашью. Используя их, можно получить неожиданные и удивительные результаты. Безусловно, какие-то «фишки» вам известны, но, я надеюсь, вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее.
Мы создадим рисунок, где разные элементы будут изображены разными нетрадиционными способами.
Рисование целлофановым пакетом
Начнем с рисования целлофановым пакетом. Возьмите его, кончик обмакните в краску. После этого прижмите к листу. Повторите несколько раз. Таким способом удобно сделать целый букет роз.
Рисование вилкой
Следующий элемент мы нарисуем вилкой. Наберите краску вилкой и нанесите на лист бумаги. Быстрыми движениями руки сделайте отпечатки. С помощью вилок удобно нарисовать забор, листву на деревьях.
Рисование разрезанными трубочками
Следующий способ – рисование разрезанными трубочками. Из них получаются интересные цветы. Нанесите краску на нижнюю часть разрезанных трубочек. Прижмите к листу. Повторите для создания нескольких цветов.
Рисование оттисками поролона
Увлекательно рисовать оттисками поролона. Возьмите кусочек губки, прижмите его к штемпельной подушке соответствующего цвета (цвета в одноразовой тарелке). Для каждого цвета – свой кусочек губки. Одной рукой придержите лист, а второй рукой с кусочком поролона (штампа) с краской приложите к листу. Повторите необходимое количество раз.
Рисование мятой бумагой
Следующий элемент мы нарисуем с помощью мятой бумаги. Возьмите лист бумаги, сомните его в комочек. Обмакните скомканную бумагу краску нужного цвета и ненадолго прижмите их к листу. Продолжите работу до тех пор, пока изображение не получится таким, каким было задумано изначально.
Рисование ниткой
Интересным является способ рисования нитками. Лучше всего для рисования взять шерстяные нитки. В тарелке замачиваем нить. Когда мы видим, что нить пропитана, выкладываем нитку в произвольной последовательности на лист. Сверху на нити можно положить еще один лист, придавить рукой и вытянуть нить. Листом можно и не накрывать. Вытащив все нити, убираем верхний лист.
Отпечатывание листьев
На уроках трудового обучения мы ежегодно пользуемся природным материалом, включая засушенные листья. Их также можно использовать для рисования. Для этого положите лист на черновик и покройте его слоем краски. Добавьте к цвету и другие оттенки. Приложите листок к бумаге и разгладьте, чтобы получить фигурный штамп. Отделите раскрашенный листок. То же самое повторите с другими частями рисунка. Таким способом удобно нарисовать лес.
Рисование зубной щеткой
При рисовании вместо кисти можно воспользоваться зубной щеткой. Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу, сочетать более светлые и темные оттенки, наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски (создается эффект объемности). Щетку можно применить для рисования фона рисунка, животных, деревьев, цветов, травы, земли, воды, неба, облаков, дождя, сугробов.
При рисовании зубной щеткой как кистью нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь консистенции кашицы, и можно приступать к работе.
Рисование горлышком стакана
Рисовать можно даже стаканчиками. Нанесите краску на горлышко стакана, приложите к листу. Повторите несколько раз. Это хороший способ, чтобы сделать пузырьки, ровные круги.
4 Рефлексия «Ключевое слово»
Педагог. Предлагаю каждому из вас написать на листочке одно существительное, с которым у вас ассоциируется содержание состоявшегося мастер-класса, и поместить его на доске.
Краткий анализ полученных результатов.
Педагог. Сегодня мы изучили только несколько приемов нетрадиционной техники рисования, но я надеюсь, что мой мастер-класс будет толчком для ваших новых открытий.
Для того чтобы вам было проще использовать нестандартные техники рисования в вашей деятельности, возьмите, пожалуйста памятки-буклеты. (Памятки каждому участнику мастер-класса.)
Спасибо за ваш интерес и активное участие в мастер-классе, за чудесные картины! Благодарю всех за внимание.
Удачи и успехов в работе, коллеги!