Игровые формы обучения на уроках географии. Урок обобщающего повторения в виде игры «Сто к одному», 10–11-й класс

- 10:03II И III СТУПЕНИ, ГЕОГРАФИЯ, География. Сценарии, Методичка

В материале рассматриваются особенности применения игровых форм обучения и их влияние на развитие личности учащегося на уроке географии. Приведен конспект урока обобщения изученного материала в игровой форме.

Марина СОРОКА,
преподаватель географии
УО «Брестский государственный колледж приборостроения»

 

 

 

 

 

 

 

География – предмет, который обеспечивает учеников знаниями о мире вокруг них, его особенностях и закономерностях. В старших классах школы география приобретает еще большее значение, поскольку она становится инструментом для развития критического мышления, расширения кругозора и понимания глобальных проблем современного мира. Но заинтересовать подростков в настоящее время становиться все сложнее в силу того, что их внимание рассеивается из-за большого потока информации, а также, в большей степени, из-за увлеченности гаджетами и виртуальными играми. Если же детям и подросткам легче воспринимать информацию через игру, то почему бы не применить этот метод и на уроках?

В современном мире образование претерпевает множество изменений, и одной из главных задач является поиск новых подходов к обучению, которые позволили бы сделать образовательный процесс интересным и эффективным. Игровые формы обучения стали одним из таких подходов, который позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию и качество знаний. В этом материале мы рассмотрим особенности применения игровых форм обучения и их влияние на развитие личности учащегося на уроке географии.

Игровые формы обучения базируются на ряде принципов, которые делают процесс обучения более интересным и результативным. К ним относятся:

– принцип активности: в игре учащийся проявляет активность, что способствует развитию его самостоятельности и инициативности;

– принцип соревновательности: в процессе игры учащиеся соревнуются между собой или с группой, что стимулирует их к достижению лучших результатов;

– принцип сотрудничества: игра предполагает взаимодействие учащихся между собой, что помогает развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде;

– принцип проблемности: игровые задания предполагают решение определенных проблем, что стимулирует развитие критического мышления и креативности;

– принцип обратной связи: в ходе игры учитель получает информацию о том, как учащиеся воспринимают учебный материал и как они справляются с заданиями.

Существует множество видов игровых форм обучения, которые могут быть использованы на различных этапах урока. К ним относят:

– дидактические игры (например, “Что? Где? Когда?”, “Морской бой”, “Кто хочет стать миллионером?”).

– ролевые игры (в которых учащиеся берут на себя роли различных персонажей или специалистов).

– деловые игры (моделирование реальных ситуаций, требующих принятия решений).

– игры-квесты (различные задачи и головоломки, которые нужно решить для достижения определенной цели).

Игровые формы урока оказывают значительное влияние на мотивацию учащихся. Во-первых, они делают процесс обучения более увлекательным и интересным. Это важно для старшеклассников, которые часто испытывают трудности в концентрации внимания и мотивации к учебе. Во-вторых, учащиеся получают возможность проявить свои творческие способности и умения. В-третьих, игровые формы обучения стимулируют учащихся к самостоятельному поиску информации и решению различных задач.

Также игровые формы обучения способствуют повышению качества знаний учащихся. Благодаря активной деятельности и взаимодействию с ровесниками, они лучше усваивают и запоминают учебный материал. Кроме того, игры развивают критическое мышление и умение анализировать информацию, что также положительно влияет на качество знаний.

Таким образом, использование игровых форм обучения является необходимым и значимым для успешного обучения. А уроки географии позволяют проводить обучающие игры достаточно успешно и интересно.

 

Предлагаю вашему вниманию план урока в рамках обобщающего повторения для 10–11-х классов в игровой форме по принципу телеигры «Сто к одному».

Цель: формирование у учащихся географических знаний и широкого кругозора посредством применения игровых форм и современных технологий.

Задачи

Методические:

– применение современных образовательных технологий на уроке географии;
– методика использования наглядных средств обучения;

Обучающие:

– обобщить и закрепить знаний, умений и навыков по пройденным темам;
– увеличить интерес к изучению предмета «География».

Развивающие:

– развивать умение делать выводы, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Воспитательные:

– прививать умение анализировать и применять знания из различных областей;
– воспитать чувство ответственности, коллективизма и уважения к сопернику;
– умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели команды.

Тип учебного занятия: урок обобщения, систематизации и контроля знаний, урок применения игровых технологий.

Вид учебного занятия: урок-игра. Конкурсная форма построения урока позволяет в большей степени сконцентрировать и активизировать внимание учащихся, выступает в роли дополнительного стимула учебной деятельности.

Оборудование: проектор, доска, карта, атласы, бумага, ручки.

Методы обучения: наглядные, практические, частично-поисковые.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

 

Материалы к занятию

 

Ход учебного занятия

1 Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания, знакомство с темой, целью и задачами урока.

Объяснение правил предстоящей игры. Деление учащихся на две команды, рассадка по командам. Каждая из команд выбирает название и капитана своей команды.

 

2 Актуализация опорных знаний

На доске представлена таблица с темами раздела географии. В каждой теме 5 вопросов, за каждый из которых дается определенное количество балов. Вопросы игры могут сопровождаться показом дополнительных материалов. Вопросы озвучивает учитель. Капитан команды выбирает тему и вопрос на конкретное количество балов. У команд ровно 1 минута на размышление, а далее капитан или участник команды дает ответ по вопросу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

 

3 Проведение игры

 

Вопросы

Верю – не верю

1. В Саудовской Аравии нет ни одной реки. (Верно)
2. На Северном полюсе вы нигде не увидите землю. (Верно)
3. В Таиланде до сих пор считается неприличным пользоваться вилкой при еде. (Верно)
4. На сегодня Мертвое море находится на 430 м ниже уровня моря, каждый год опускаясь примерно еще на 2 м. (Не верно. Правильный ответ: на 1 метр)
5. Экватор проходит через 25 стран мира. (Не верно. Правильный ответ: через 11 стран)

 

География в искусстве

1. Будучи художником с мировой известностью, он предпочитал жить и работать на своей родине – в Крыму. Наиболее известен он своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён. Назовите имя этого художника и какое море он изображал на своих картинах. Покажите на карте это море.

Ответ: Иван Константинович Айвазовский; изображал Черное море на своих картинах. (Демонстрация на экране картины И.К.Айвазовского)

2. 1942 год. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, занявшие правый берег Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам под командованием капитана Громова удается перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких чудом уцелевших советских солдат они находят в доме его последнюю жительницу – 19-летнюю Катю. О каком фильме идет речь? Какое современное название этого города? Покажите его на карте.

Ответ: фильм «Сталинград». Современное название города – Волгоград. (Демонстрация на экране постера к фильму «Сталинград», но без названия фильма.)

3. Вспомните строчки из пяти разных песен, где упоминаются названия городов.

4. В 1978 году вышла песня, которая обрела популярность. Ее исполнила группа «Песняры». Дополните строчки этой песни.

Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат, –
В доме, где резной палисад.
Где ж ты моя темноглазая, где?
В ………… где-где-где
В………… -где.

О каком городе идет речь? Где он находится? Покажите на карте.

Ответ: Вологда.

5. О каком городе поется в этой песне? Покажите его на карте. Столицей какого государства является этот город? (Включить видеоотрывок из приложения «Лучший город на Земле».)

Ответ: Москва, столица Российской Федерации.

 

Страны мира

1. Назовите и покажите на карте семь больших стран мира, занимающих половину суши планеты.

Ответ: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина.

2. Итальянцы называют эту страну Монтенегро. А как называем её мы? Назовите столицу этой страны и покажите на карте.

Ответ: страна Черногория, ее официальная столица Цетине.

3. Назовите две непризнанные республики в настоящее время в Европе?

Ответ: Приднестровская Молдавская республика, Республика Косово.

4. Что такое анклав? Назовите страну, у которой в составе есть анклав.

Ответ: Например, Россия; анклав – Калининградская область.

5. Какие территории не относятся ни к какой стране мира, являются международными?

Ответ: Антарктида, открытое море, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство.

 

Города

1. В этом глобальном городе находится искусственный остров-пальма, самое высокое здание – Бурдж-Халифа и знаменитый отель Парус. Как называется город, и в какой стране он находится? Покажите его на карте.

Ответ: город Дубай находится в ОАЭ.

2. Единственный город на планете, географически расположенный одновременно в двух частях света – Азии и Европе. Как называется город, и в какой стране он находится? Покажите его на карте.

Ответ: город Стамбул, находится в Турции.

3. Дайте определение понятиям урбанизация и субурбанизация.

4. О каком городе упоминается в этой песне? В какой стране находится этот город? Покажите его на карте. (Демонстрация видеоотрывка из песни «У «Чёрного моря» в исполнении Леонида Утёсова.)

Ответ: Одесса – приморский город в Украине.

5. Определите этот город-государство в Юго-Восточной Азии по фотографии. Покажите его на карте. (Демонстрация фотографий достопримечательностей Сингапура.)

Ответ: Сингапур

 

Мировое хозяйство

1. Что такое альтернативные источники энергии. Приведите пять примеров таких источников энергии.

Ответ: Солнечная, ветровая, геотермальная, гидроэнергетика, биотопливо.

2. Назовите три ведущих страны мира по добыче нефти.

Ответ: США, Саудовская Аравия, Россия.

3. Дайте определение ТНК (транснациональных корпораций). Приведите примеры крупнейших ТНК мира.

4. К старым центрам угольной промышленности относятся Европа, Северная Америка и Австралия. А какой регион в настоящее время является самым динамично развивающимся в этой отрасли?

Ответ: Азия.

5. Самые дорогие столовые приборы Наполеона III были изготовлены из этого металла. В то время он был самым необычным. В настоящее время отрасль цветной металлургии по объемам производства этого металла является одной из ведущей в мире. О каком металле идет речь? Какие страны производят больше всего этого металла?

Ответ: алюминий; больше всего производят в Китае, Индии, России.

 

География населения мира

1. В государстве Того мужчины очень редко делают женщинам комплименты. А чем это вызвано?

Ответ: мужчина, сделавший комплимент женщине, обязан на ней жениться.

2. В какой Части Света рождаемость максимальна и минимальна?

Ответ: Максимальная – в Африке, минимальная – в Европе.

3. Что такое демографическое старение? Для каких стран оно характерно?

4. Назовите факторы, влияющие на миграцию населения.

5. Что такое демографическая политика? На что направлена демографическая политика в Беларуси?

 

4 Подсчет баллов. Подведение итогов игры

 

5 Подведение итогов урока. Рефлексия

– Какой вопрос вам показался самым интересным? Самым легким? Самым трудным?

– Какой ответ вам показался самым интересным/забавным?

– Что вы узнали нового за время игры?

– Понравился ли вам урок-игра?

 

Выставление отметок.

Команда, победившая в игре, учитывая правила проведения, получает отметку “отлично”. Оставшимся участникам выставляется – “хорошо” либо каждому учащемуся в зависимости от его активности на уроке и количества правильных ответов.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий